Решение по делу № 02а-0049/2018 от 18.01.2018

судья: Крылова А.А.

адм. дело 33а-4634

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

18 июня 2018 года                                                                                 г. Москва

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., 

судей Михайловой Р.Б., Пономарева А.Н.,

с участием прокурора Кутиловой А.А.,

при секретаре Батеевой Е.Н.,

рассмотрев по докладу судьи Михайловой Р.Б. в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Алекперова Э.Ш. на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 05 марта 2018 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление несовершеннолетнего Алекперова Эмиля Шахиновича в лице законного представителя Алекперова Шахина Мамедовича к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Северный города Москвы об оспаривании постановления  оставить без удовлетворения»,  

 

УСТАНОВИЛА:

 

Несовершеннолетний Алекперов Э.Ш. в лице законного представителя Алекперова Ш.М. обратился в суд с административным иском к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Северный г. Москвы (далее  Комиссия), в котором просил признать незаконным постановление  19/1 от 21 сентября 2017 года, ссылаясь на нарушение права на получение квалифицированной юридической помощи, отсутствие правовых оснований для проведения заседания и вынесения оспариваемого постановления, указывая на то, что ни к административной, ни к уголовной ответственности заявитель не привлекался, административных проступков и преступных деяний не совершал.

Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 05 марта 2018 года, резолютивная часть которого приведена выше, в удовлетворении административного иска Алекперова Э.Ш. было отказано.

В апелляционной жалобе административный истец в лице законного представителя просит об отмене данного судебного постановления как незаконного, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного ответчика представлены возражения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав объяснения законного представителя административного истца - Алекперова Ш.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; представителей административного ответчика Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Северный г. Москвы по доверенностям Смирновой Г.М. и Борзых А.Э., полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, заслушав заключение прокурора Кутиловой А.А. об отклонении апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.

Так, по смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

При рассмотрении административного дела судом было установлено, что КДН и ЗП района Северный г. Москвы утверждена распоряжением Главы Управы района Северный города Москвы  63 от 22.04.2014г.

08.08.2017г Отдел МВД России по району Северный г. Москвы направил в КДН и ЗП района Северный г. Москвы материалы об отказе в возбуждении уголовного дела по факту происшествия, имевшего место 28 июля 2017 года по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 165 Е, корп. 10, кв. 218, в связи с которым была госпитализирована несовершеннолетняя Миненко К.С., для обсуждения и принятия мер воздействия к несовершеннолетним.

Поступившие материалы были приняты комиссией к рассмотрению, о заседаниях Комиссии были уведомлены несовершеннолетний Алекперов Э.Ш. и его законный представитель.

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав района Северный г. Москвы по результатам проведенных заседаний, исследованных материалов (постановления УУП ОМВД России по району Северный г. Москвы от 07 августа 2017 года об отказе в возбуждении уголовного дела на основании пункта 1 части 1 статьи 24 УПК РФ; карточки происшествия с сообщением о нахождении в квартире  ***, расположенной по адресу: г. Москва, ********** шоссе, д. *** *, корп. **, несовершеннолетнего Алекперова Э.Ш. в состоянии алкогольного опьянения; рапорта старшего инспектора ОМВД России по району Северный г. Москвы Вощанской И.Н., осуществившей выезд по указанному адресу, об обстоятельствах вызова и состоянии несовершеннолетних Алекперова Э.Ш., ******** *.*., ******** *.*., находившихся в указанной квартире; объяснений Алекперова Э.Ш. об употреблении спиртных напитков; акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения  К1 505 от 29.07.2017 г. в отношении Алекперова Э.Ш. об установлении у несовершеннолетнего состояния алкогольного опьянения; объяснений несовершеннолетних Миненко К.С. и Шевченко А.А., находившихся 28 июля 2017 года вместе с Алекперовым Э.Ш. в вышеуказанной квартире  218, расположенной по адресу: г. Москва, *********** шоссе, д. *** *, корп. **; выписного эпикриза в отношении Миненко К.С., госпитализированной с 28 по 30 июля 2017 года с острым алкогольным отравлением средней степени тяжести, из вышеуказанной квартиры) было установлено, что 28 июля 2017 года в период времени с 18-00 часов несовершеннолетний Алекперов Э.Ш., находясь по адресу: г. Москва, ********** шоссе, д. *** *, корп. **, кв. ***, распивал спиртные напитки; согласно акту медицинского освидетельствования на состояние опьянения  К1 505 от 29.07.2017 г. несовершеннолетний находился в состоянии опьянения.

Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Северный г. Москвы  19/1 от 21 сентября 2017 года несовершеннолетнему Алекперову Э.Ш., 20 июня 2001 года рождения, было вынесено предупреждение; органам и учреждениям системы профилактики поручено проведение профилактической работы с несовершеннолетним Алекперовым Э.Ш.; ГБОУ «Школа  709 поручено проведение социально-воспитательной работы и разработка проекта плана профилактической работы с несовершеннолетним Алекперовым Э.Ш., ОМВД России по району Северный г. Москвы рекомендовано рассмотреть вопрос о наличии в действиях законного представителя несовершеннолетнего Алекперова Э.Ш.  Алекперова Ш.М. признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований и исходил из того, оспариваемое постановление вынесено административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, без нарушения закона и прав административного истца; Комиссией правомерно приняты в отношении несовершеннолетнего, который распивал спиртные напитки, находился в состоянии алкогольного опьянения при указанных выше обстоятельствах, меры воздействия для целей его защиты, предупреждения правонарушений и антиобщественных действий; порядок рассмотрения материалов Комиссией соблюдён; права несовершеннолетнего, в том числе на юридическую помощь, нельзя полагать нарушенными.

Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований правильным, мотивированным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.

Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» для целей указанного закона лицо, не достигшее возраста 18 лет, совершающее антиобщественные действия (в частности употребляющее алкогольную и спиртосодержащую продукцию) признается несовершеннолетним находящимся в социально опасном положении, в отношении которого проводится  индивидуальная профилактическая работа по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Согласно статье 2 названного Федерального закона основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

В силу статьи 4 указанного Федерального закона к органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся комиссии по делам несовершеннолетних.

К категории лиц, в отношении которых органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу относятся, в том числе несовершеннолетние, употребляющие алкогольную и спиртосодержащую продукцию (статья 5 указанного Федерального закона).

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 названного Федерального закона, если они зафиксированы среди прочего в постановлении руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел (пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Согласно пункту п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер (пункт 3 статьи 11 указанного Федерального закона).

Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Частью 1 ст. 14 Закона г. Москвы от 07.04.1999 N 16 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве» определено, что систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве составляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения и организации социального обслуживания, уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа, органы управления здравоохранением и медицинские организации, органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения, органы внутренних дел, специализированные учреждения, другие органы и организации, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные федеральным законодательством в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 19 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 N 995) комиссия принимает решения, оформляемые в форме постановлений, в которых указываются: а) наименование комиссии; б) дата; в) время и место проведения заседания; г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии; д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании; е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление; ж) содержание рассматриваемого вопроса; з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии); и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии); к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики; м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Пунктом 6 Примерного положения определены задачи комиссий, аналогичные задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установленным в статье 2 указанного Федерального закона.

Согласно подпункту «в» пункта 7 Примерного Положения территориальные (муниципальные) комиссии применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

Пунктом 13 ст. 6, а также ст.ст. 8, 10, 11, 12, 14, 16 Закона г. Москвы от 13.04.2005 N 12 (ред. от 12.07.2017) "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" установлено, что районная комиссия применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.

Комиссии совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют и берут на учёт несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, беспризорных, а также оставивших общеобразовательные организации и неработающих несовершеннолетних, принимают решение об их устройстве и контролируют выполнение принятых решений.

По результатам рассмотрению материалов в отношении несовершеннолетних комиссии применяют меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы .

Комиссии рассматривают материалы и дела:

1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей и иных лиц;

2) по собственной инициативе;

3) по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры, следственных органов в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

5) переданные на рассмотрение в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

6) прекращённых уголовных дел или материалы об отказе в возбуждении уголовных дел либо заверенные в установленном порядке копии таких материалов в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", поступившие из органов, принявших соответствующее процессуальное решение, или органов прокуратуры для рассмотрения вопроса о возможности применения к указанным несовершеннолетним мер воспитательного воздействия или возбуждения ходатайства перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Материалы и дела, поступившие на рассмотрение комиссии, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем, заместителем председателя или ответственным секретарём комиссии.

О времени и месте заседания комиссии сообщается несовершеннолетнему, его родителям, законным представителям, прокурору и иным лицам, чьё участие в заседании будет признано обязательным.

Подготовленные к рассмотрению материалы в обязательном порядке предоставляются для ознакомления несовершеннолетнему, его родителям, законным представителям, защитнику, представителю общественной организации, членом которой является несовершеннолетний.

Принятые материалы, дела рассматриваются комиссией в течение 15 дней со дня их поступления.

Материалы, дела в отношении несовершеннолетнего рассматриваются на заседании районной комиссии в присутствии несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), а в необходимых случаях - педагога, иных лиц по усмотрению комиссии. Защитник несовершеннолетнего допускается к участию в работе районной комиссии с момента подготовки материалов к заседанию. Материалы в отношении несовершеннолетнего могут быть рассмотрены в его отсутствие при условии своевременного извещения о времени и месте проведения заседания Комиссии, неполучении ходатайства об отложении рассмотрения.

Постановления комиссий принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов, дел в отношении несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц, а также по результатам рассмотрения представлений, обращений и ходатайств организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановления и представления комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председателя комиссии является решающим.

Постановления и представления комиссии должны быть изложены в письменной форме и мотивированы.

Протокол заседания комиссии ведётся на каждом заседании.

Усматривается, что эти требования действующего законодательства Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав района Северный г. Москвы были соблюдены; поступившая в Комиссию информация содержалась в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, переданном на рассмотрение административному ответчику, факт употребления Алекперовым Э.Ш. алкоголя при указанных обстоятельствах не оспаривается; следовательно, административный ответчик вправе был рассмотреть материалы, представленные органом внутренних дел, в отношении несовершеннолетнего Алекперова Э.Ш. в целях защиты его прав и законных интересов, устранения причин и условий, способствовавших употреблению Алекперовым Э.Ш. алкогольной продукции, принять в рамках индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним меры воздействия в отношении него, в частности, в виде предупреждения, поручив образовательным учреждениям оказать содействие несовершеннолетнему в организации его досуга. Порядок рассмотрения материалов Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав района Северный г. Москвы был соблюдён, в частности, Алекперову Ш.М. и Алекперову Э.Ш. обеспечена возможность участвовать в заседании Комиссии, предоставлено право давать свои объяснения, представлять доказательства.

Решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Северный г. Москвы, по поводу которого возник спор, направлено на соблюдение несовершеннолетним правил поведения, а потому не может расцениваться как нарушение прав ребенка.

Доводы о том, что по факту употребления несовершеннолетним алкоголя, нахождения Алекперова Э.Ш. в состоянии алкогольного опьянения Комиссия не вправе была принять оспариваемое постановление, правомерно отклонены судом как основанные на ошибочном понимании заявителем целей и задач работы Комиссии.

Вопреки доводам заявителя, защита прав и законных интересов ребенка от злоупотреблений, угроз его жизни или здоровью осуществляется не только родителями (лицами, их заменяющими), но и иными органами, которым предоставлено право принимать необходимые меры в целях выполнения обязанностей по воспитанию, образованию, защите прав и законных интересов несовершеннолетнего, предупреждению нахождения ребенка в состоянии опьянения, потребления (распития) им алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Учитывая изложенное, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав района Северный г. Москвы доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства того, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ей законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Напротив, Алекперовым Э.Ш. в лице законного представителя Алекперова Ш.М. не доказан факт нарушения прав, свобод и законных интересов.

В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого судебного акта, отмечая, что в основном они повторяют позицию административного истца, заявленную в суде первой инстанции, которая была предметом рассмотрения суда первой инстанции и получила надлежащую оценку, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

Обсуждая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает, что отказ в отложении заседания Комиссии 21 сентября 2017 года по ходатайству законного представителя Алекперова Э.Ш. для приглашения адвоката к участию в защите законных прав и интересов несовершеннолетнего Алекперова Э.Ш., не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, нарушении конституционного права на защиту, Алекперов Ш.М. является адвокатом; в рассматриваемом случае, какой-либо вопрос о привлечении к ответственности несовершеннолетнего не разрешался.

Что касается доводов об отсутствии правовых оснований для рассмотрения Комиссией вопроса в отношении антиобщественного поведения несовершеннолетнего, связанного с употреблением алкоголя, то они, по убеждению судебной коллегии, основаны на неправильном толковании заявителем закона, ошибочном понимании задач деятельности по профилактике в указанной сфере и защите прав несовершеннолетних.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушений судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.

Доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов суда об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права и не являются предусмотренными статьей 310 КАС РФ основаниями для отмены состоявшего по делу судебного акта, который принят в соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела (части 9 и 11 статьи 226 КАС РФ), и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ.

Таким образом, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, по материалам административного дела, в том числе, исходя из доводов апелляционной жалобы, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Бутырского районного суда г. Москвы от 05 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Алекперова Э.Ш.  без удовлетворения.

 

Председательствующий           

                                 

Судьи

7

 

02а-0049/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении
Истцы
Алекперов Ш.М.
Ответчики
КДН и ЗП района Северный города Москвы
Суд
Бутырский районный суд Москвы
Судья
Крылова А.А.
Дело на странице суда
www.mos-gorsud.ru
05.02.2018Беседа
16.02.2018Судебное заседание
05.03.2018Судебное заседание
18.01.2018Зарегистрировано
18.01.2018Подготовка к рассмотрению
05.02.2018Рассмотрение
05.03.2018Завершено
12.04.2018Обжаловано
18.06.2018Вступило в силу
05.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее