Решение от 12.01.2018 по делу № 2а-452/2018 (2а-3841/2017;) от 19.12.2017

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года г. Ростов-на-Дону

Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре судебного заседания Оганесяне А.С.,

с участием прокурора ФИО9, представителя МКУ «Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» - ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в интересах ФИО2 к Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, МКУ «Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по льготной категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности включить в муниципальный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и граждан, ранее относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением,

установил:

в обоснование предъявленного в интересах ФИО2 вышеназванного иска прокурор Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону указал на то, что в прокуратуру Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение гр. ФИО3, ранее относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о нарушении его жилищных прав.

В результате проведенной проверки было установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является гражданином, ранее относившимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители заявителя: мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце внесены в запись о рождении ребенка со слов матери.

Постановлением Главы Усть-Донецкого района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направлен в ГКОУ РО Ёлкинский детский дом <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 являлся воспитанником детского дома и находился на полном государственном обеспечении как сирота. По адресу Ёлкинского детского дома: <адрес>, х. Ёлкин, <адрес> ФИО2 был зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Главы администрации Багаевского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., принят на жилищный учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, включен в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО2 обучается в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области «Ростовский строительно-художественный техникум» по очной (дневной) форме обучения, зачислен приказом от ДД.ММ.ГГГГ, срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 находится на полном государственном обеспечении.

Образовательным учреждением ГБПОУ РО РСХТ ФИО2 для проживания на период обучения предоставлена комната в общежитии техникума по адресу: <адрес> А, <адрес>. По указанному адресу ФИО2 зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с убытием из х. Ёлкин Багаевского района Ростовской области, окончанием срока регистрации по месту пребывания в детском доме по адресу: <адрес>, х. Ёлкин, Багаевский район, Ростовская область, фактическим проживанием и регистрацией по месту пребывания в г. Ростове-на-Дону, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ Главе администрации Багаевского района Ростовской области направлено заявление об исключении из муниципального списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по муниципальному образованию Багаевский район Ростовской области. Постановлением Главы администрации Багаевского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 исключен из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по муниципальному образованию Багаевский район Ростовской области.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в МКУ «Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» с заявлением о принятии на жилищный учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. К заявлению ФИО2 приложены все необходимые документы.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» уведомило ФИО2 об отказе в принятии на жилищный учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по мотиву отсутствия у ФИО2 постоянной регистрации по месту жительства в <адрес>.

Данный отказ МКУ «Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» в постановке ФИО2 на жилищный учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, по мнению административного истца, является незаконным, поскольку не соответствует положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в частности ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей", Областного закона <адрес> -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке детства в Ростовской области», и нарушает право ФИО2 на обеспечение жилым помещением.

На основании вышеизложенного, прокурор Железнодорожного района г. Ростов-на-Дону, действуя в интересах ФИО2, просит суд признать незаконным отказ Муниципального казенного учреждения «Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» в постановке на учет ФИО2 в качестве нуждающегося в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по льготной категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону и Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» включить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в муниципальный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и граждан, ранее относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Обязать администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону и Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования» Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в течение 7 рабочих дней со дня включения ФИО2 в муниципальный список лиц, подлежащих обеспечению жильем, предоставить в Министерство общего и профессионального образования Ростовской области ходатайство о включении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону ФИО9, административный истец ФИО2 исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель административного ответчика МКУ «Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования не признала, просила суд в иске отказать.

Представитель Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился.

Дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц рассмотрено в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам по данному делу.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно положениям абз. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

В силу п. 8, п. 9 ст. 8 вышеуказанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.

Из материалов дела следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., остался без попечения родителей, поскольку его мать - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20), отец ФИО6 записан в запись акта о рождении ребенка на основании заявления матери, что подтверждается справкой о рождении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

Постановлением Главы Усть-Донецкого района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направлен в ГКОУ РО Ёлкинский детский дом <адрес> (л.д. 21).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 являлся воспитанником детского дома и находился на полном государственном обеспечении как сирота. По адресу Ёлкинского детского дома: <адрес>, х. Ёлкин, Багаевский район, Ростовская область ФИО2 был зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).

Постановлением Главы администрации Багаевского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., принят на жилищный учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, включен в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 37).

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО2 обучается в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области «Ростовский строительно-художественный техникум» по очной (дневной) форме обучения, зачислен приказом от ДД.ММ.ГГГГ, срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 находится на полном государственном обеспечении.

Образовательным учреждением ГБПОУ РО РСХТ ФИО2 для проживания на период обучения предоставлена комната в общежитии техникума по адресу: <адрес> А, <адрес>. По указанному адресу ФИО2 зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43).

В связи с убытием из х. Ёлкин Багаевского района Ростовской области, окончанием срока регистрации по месту пребывания в детском доме по адресу: <адрес>, х. Ёлкин, Багаевский район, Ростовская область, фактическим проживанием и регистрацией по месту пребывания в <адрес>, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ Главе ФИО7 Багаевского района Ростовской области направлено заявление об исключении из муниципального списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по муниципальному образованию Багаевский район Ростовской области.

Постановлением Главы администрации Багаевского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 исключен из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по муниципальному образованию <адрес> (л.д. 53).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в МКУ «Отдел образования ФИО5 <адрес>» с заявлением о принятии на жилищный учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. К заявлению ФИО2 приложены все необходимые документы (л.д. 16-17).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Отдел образования ФИО5 <адрес>» уведомило ФИО2 об отказе в принятии на жилищный учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по мотиву отсутствия у ФИО2 постоянной регистрации по месту жительства в <адрес> (л.д. 55).

В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О социальной поддержке детства в <адрес>» вставшие на льготный жилищный учет дети-сироты обеспечиваются жильем за счет средств областного бюджета.

Статьей 15 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ЗС установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном <адрес>. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлениям в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях социального обслуживания граждан, медицинских организациях и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - список), формируется органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим государственное управление в сфере образования. В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Основания для включения лиц, указанных в настоящей части, в список, перечень необходимых документов, порядок взаимодействия органов исполнительной власти <адрес> между собой и с органами местного самоуправления при формировании списка устанавливаются <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 3 Положения основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения в соответствии с настоящим Положением является заявление ребенка-сироты или ходатайство органов опеки и попечительства муниципальных образований о включении в список детей- сирот, подлежащих обеспечению жильем, на имя главы муниципального образования, к которому необходимо приобщить перечисленные в данном пункте документы.

Пунктом 8 вышеуказанного Положения установлено, что ФИО7 муниципальных районов и городских округов: формируют список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в данном муниципальном образовании для дальнейшего представления в <адрес>.

Приказом Министерства общего и профессионального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 которого список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем (далее - Список), формируется министерством общего и профессионального образования <адрес> (далее - министерство) по данным ФИО7 муниципальных районов и городских округов.

В список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (находящиеся под опекой (попечительством), в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в учреждениях профессионального образования), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - лица, подлежащие обеспечению жильем).

Пунктами 2.1.1 - 2.1.5 Порядка установлено, что ФИО7 муниципальных районов и городских округов: Ведут учет лиц, подлежащих обеспечению жильем, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Устанавливают факт невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются. Формируют муниципальный список лиц, подлежащих обеспечению жильем, включая в него лиц, подлежащих обеспечению жильем, и граждан, ранее относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии вступившего в законную силу решения суда о постановке на жилищный учет и (или) внеочередном обеспечении жильем. Формируют учетное дело лица, подлежащего обеспечению жильем, в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение). В течение 7 рабочих дней со дня включения гражданина в муниципальный список лиц, подлежащих обеспечению жильем, представляют в министерство ходатайство о включении гражданина в Список (далее - ходатайство), подготовленное в соответствии с приложением к настоящему Порядку, и учетное дело лица, подлежащего обеспечению жильем.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности или на ином вещном праве жилое помещение, не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а потому в силу вышеприведенных норм материального права, имеет право на обеспечение жилым помещением по льготному основанию.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 обратился с заявлением к Главе ФИО5 <адрес> о постановке на учет лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по льготному основанию, как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 16-17).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Отдел образования ФИО5 <адрес>» уведомило ФИО2 об отказе в принятии на жилищный учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по мотиву отсутствия у ФИО2 постоянной регистрации по месту жительства в <адрес> (л.д. 55).

При этом, из содержания указанного письма также следует, что к заявлению о постановке на жилищный учет ФИО2 приобщил документы, подтверждающие его регистрацию по месту жительства в комнате здания общежития по <адрес> А, <адрес> на период обучения в ГБПОУ РО РСХТ до ДД.ММ.ГГГГ на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу положений ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Принимая во внимание, что на момент обращения в ФИО5 <адрес> и по настоящее время ФИО2 проживает и временно до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по мету жительства по вышеуказанному адресу в здании общежития по <адрес> А в <адрес>, что относится к территории ФИО5 <адрес>, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ административного ответчика в принятии ФИО2 на жилищный учет не соответствует вышеприведенным нормам материального права и нарушает права административного истца на обеспечение жилым помещением. Предоставление специализированного жилого помещения вне места постоянного проживания административного истца, вне места жительства и места учебы, не отвечает целям реализации государственной гарантии решения жилищного вопроса сирот, лиц из их числа.

С учетом изложенного, оспариваемое решение об отказе во включении административного истца на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по льготной категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является незаконным, в связи с этим исковые требования прокурора ФИО5 <адрес> подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░5 <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░5 <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░5 <░░░░░>» ░░░░░░░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░5 <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░5 <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

2а-452/2018 (2а-3841/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Болдырев А.В.
Ответчики
Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону
Муниципальное казенное учреждение "Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.ros.sudrf.ru
19.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
21.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.01.2018[Адм.] Судебное заседание
17.01.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее