Дело № 2а-181/2021
РЈРР” 13RS0023-01-2020-005706-28
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
10 февраля 2021 года г. Саранск
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия к Обществу с ограниченной ответственностью «СМУ-55» о возложении обязанности представить сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия обратилось в суд с административным иском к Обществу с ограниченной ответственностью «СМУ-55» о возложении обязанности представить сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО «СМУ-55» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Общество не представило отчётность по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, а должно было представить не позднее 01 марта 2018 г. Не представление отчетности в установленные сроки повлекло нарушение прав застрахованных лиц на страховую пенсию (перерасчет пенсии). На основании изложенного просит обязать ООО «СМУ-55» представить сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
В судебное заседание представитель административного истца Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, представитель административного ответчика – ООО «СМУ-55», заинтересованное лицо – Вахтеров А.А., не явились, о времени и месте судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом, представитель административного истца просил рассмотреть дело без его участия.
Согласно пункту 4 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
В части 7 статьи 150 КАС Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 1 Постановления от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Отношения по предоставлению страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах урегулированы Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее также Федеральный закон №27-ФЗ), в рамках реализации которого на органы Пенсионного Фонда Российской Федерации возложена обязанность требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных данным Федеральным законом и осуществлять контроль за правильностью представления таких сведений.
РР· административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления усматривается, что ответчик РЅРµ исполняет установленную законом обязанность РїРѕ представлению РІ пенсионный орган сведений Рѕ застрахованных лицах РїРѕ форме отчетности РЎР—Р’-РЎРўРђР–.
В связи с этим обращение пенсионного органа в суд с административным исковым заявлением о представлении обществом сведений о застрахованных лицах сопряжено с осуществлением им публичных функций в защиту государственных интересов, на который возложена обязанность осуществления контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных Федеральным законом N 27-ФЗ, следовательно, заявленные требования вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве. Соответственно, пенсионный орган, который оспаривает бездействие общества, реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению закона в отношении административного ответчика.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По смыслу статьи 1 Федерального закона №27-ФЗ, застрахованными лицами являются лица, физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций. Страхователем является, в числе прочих, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием на работу по трудовому договору, а также заключивший договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В части 1 статьи 7 данного закона уточняется круг застрахованных лиц как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
РР· положений статьи 3 Федерального закона в„–27-ФЗ следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются РІ том числе создание условий для назначения страховых Рё накопительной пенсий РІ соответствии СЃ результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений Рѕ стаже Рё заработке (РґРѕС…РѕРґРµ), определяющих размер страховой Рё накопительной пенсий РїСЂРё РёС… назначении.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно ст. 19 Федерального закона №27-ФЗ инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 24 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений Рѕ застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 21.12.2016 в„–766РЅ, предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения РѕР±Рѕ всех застрахованных лицах, работающих Сѓ него РїРѕ трудовому РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ, или заключивших РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹ гражданско-правового характера, РЅР° вознаграждения РїРѕ которым начисляются страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РІ соответствии СЃ законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ территориальный орган Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ месту регистрации РІ качестве страхователя РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё СЃСЂРѕРєРё, установленные Федеральным законом РѕС‚ 01.04.1996 в„–27-ФЗ. Рндивидуальные сведения представляются РЅР° основании приказов, РґСЂСѓРіРёС… документов РїРѕ учету кадров Рё иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Обязанность по представлению сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, возникает у юридических лиц в отношении граждан, работающих по трудовому договору либо гражданско-правовому договору и получающих выплаты, на которые согласно ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «СМУ-55» зарегистрировано в качестве юридического лица 18.01.2012 и состоит на учете в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.
Отчетность на момент возникновения спорных отношений должна была быть представлена по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 11.01.2017 № 3п. Так как документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 №507п, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 21.12.2018), отчетность предоставляется по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» утвержденной Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п.
Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных указанным Федеральным законом.
Письмом от 21.10.2020 административный истец уведомил ООО «СМУ-55» о необходимости предоставления в территориальные органы ПФРежегодной отчетности «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Данные сведения согласно пункту 38 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений Рѕ зарегистрированных лицах РѕС‚ 22.04.2020 в„–211РЅ, должны быть предоставлены РІ течении пяти рабочих дней СЃ момента получения настоящего уведомления.
Данное уведомление было направлено в адрес ООО «СМУ-55» 21.10.2020, что подтверждается реестром полученной корреспонденции для отправки.
Между тем, в установленный срок сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ обществом не предоставлены. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Не предоставление работодателями сведений о страховом стаже застрахованных лиц может повлечь за собой нарушение прав работников на пенсионное обеспечение, нарушает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, гарантированные действующим законодательством права гражданина и нормы Конституции Российской Федерации.
При этом форма СЗВ-СТАЖ объединяет в единый документ как сведения о страховом стаже застрахованных лиц, а также сведения о периодах работы застрахованных лиц, сведения о начисленных (уплаченных) страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, сведения об уплаченных пенсионных взносах, и должна предоставляться страхователями (работодателями) за отчетные периоды.
Следовательно, бездействие административного ответчика, выразившееся в не представлении в орган контроля сведений о страховом стаже застрахованных лиц по установленной форме, приводит к нарушению административным ответчиком прав работающих у него лиц.
Такое бездействие административного ответчика суд считает незаконным и нарушающим подлежащие защите права работающих у административного ответчика застрахованных лиц.
Разрешая спор, с учетом приведенных норм права, согласно которым на ответчика возложена обязанность по предоставлению в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия сведений о страховом стаже застрахованных лиц, суд приходит к выводу о том, что не предоставление административным ответчиком в установленный законом срок данных сведений по утвержденной форме нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на пенсионное обеспечение, интересы Российской Федерации по обеспечению надлежащего государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 03 июня 2019 г. ООО «СМУ-55» признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 03 июня 2019 г. конкурсным управляющим утвержден Вахтеров А.А.
Согласно пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, к конкурсному управляющему переходят полномочия по руководству хозяйственной деятельностью должника.
При этом под датой возникновения полномочий конкурсного управляющего следует понимать дату оглашения резолютивной части решения о признании должника банкротом и открытии в отношении него процедуры конкурсного производства, определения об утверждении арбитражного управляющего и датой прекращения полномочий - дату оглашения резолютивной части определения о прекращении производства по делу, завершении конкурсного производства, об отстранении, освобождении от исполнения обязанностей и так далее (постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).
Таким образом, с даты признания должника банкротом и утверждения конкурсного управляющего, на последнего, как орган управления должника, возлагается обязанность в числе прочего по исчислению и уплате страховых взносов, своевременному и достоверному предоставлению сведений в порядке, установленном действующим законодательством; с даты утверждения конкурсного управляющего именно он несет ответственность за организацию расчетов должника.
Для выполнения указанной обязанности в абзаце 2 пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве установлено императивное требование, адресованное руководителю должника, об обеспечении в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего передачи бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Таким образом, представление конкурсным управляющим сведений по страховым взносам вытекает из его полномочий как органа управления должника.
Учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение обязанности РїРѕ предоставлению административным ответчиком сведений Рѕ застрахованных лицах, РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства РЅРµ установлено, СЃСѓРґ возлагает РЅР° административного ответчика обязанность предоставить сведения Рѕ страховом стаже застрахованных лиц РїРѕ форме РЎР—Р’-РЎРўРђР– Р·Р° 2017 РіРѕРґ РІ Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј РѕРєСЂСѓРіРµ Саранск Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· объема обязанностей, исполнение которых решением СЃСѓРґР° возложено РЅР° административного ответчика, СЃСѓРґ полагает необходимым СЃСЂРѕРє исполнения определить РІ течение 20 календарных дней СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу, считая его обоснованным Рё разумным.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом указанных норм, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден согласно положениям пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию по настоящему делу, рассмотренному в интересах застрахованных лиц (работников), с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 300 руб., согласно требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
административные исковые требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью «СМУ-55» о возложении обязанности представить сведения о страховом стаже застрахованных лиц, удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «СМУ-55» (ОГРН №) обязанность представить в течение 20 (двадцати) календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «СМУ-55» в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение пятнадцати дней с момента вручения копии решения.
РЎСѓРґСЊСЏ Рђ.Рљ. Р§РёР±СЂРёРєРёРЅ
Дело № 2а-181/2021
РЈРР” 13RS0023-01-2020-005706-28
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
10 февраля 2021 года г. Саранск
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия к Обществу с ограниченной ответственностью «СМУ-55» о возложении обязанности представить сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия обратилось в суд с административным иском к Обществу с ограниченной ответственностью «СМУ-55» о возложении обязанности представить сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО «СМУ-55» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Общество не представило отчётность по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, а должно было представить не позднее 01 марта 2018 г. Не представление отчетности в установленные сроки повлекло нарушение прав застрахованных лиц на страховую пенсию (перерасчет пенсии). На основании изложенного просит обязать ООО «СМУ-55» представить сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
В судебное заседание представитель административного истца Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, представитель административного ответчика – ООО «СМУ-55», заинтересованное лицо – Вахтеров А.А., не явились, о времени и месте судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом, представитель административного истца просил рассмотреть дело без его участия.
Согласно пункту 4 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
В части 7 статьи 150 КАС Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 1 Постановления от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Отношения по предоставлению страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах урегулированы Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее также Федеральный закон №27-ФЗ), в рамках реализации которого на органы Пенсионного Фонда Российской Федерации возложена обязанность требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных данным Федеральным законом и осуществлять контроль за правильностью представления таких сведений.
РР· административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления усматривается, что ответчик РЅРµ исполняет установленную законом обязанность РїРѕ представлению РІ пенсионный орган сведений Рѕ застрахованных лицах РїРѕ форме отчетности РЎР—Р’-РЎРўРђР–.
В связи с этим обращение пенсионного органа в суд с административным исковым заявлением о представлении обществом сведений о застрахованных лицах сопряжено с осуществлением им публичных функций в защиту государственных интересов, на который возложена обязанность осуществления контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных Федеральным законом N 27-ФЗ, следовательно, заявленные требования вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве. Соответственно, пенсионный орган, который оспаривает бездействие общества, реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению закона в отношении административного ответчика.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По смыслу статьи 1 Федерального закона №27-ФЗ, застрахованными лицами являются лица, физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций. Страхователем является, в числе прочих, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием на работу по трудовому договору, а также заключивший договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В части 1 статьи 7 данного закона уточняется круг застрахованных лиц как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
РР· положений статьи 3 Федерального закона в„–27-ФЗ следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются РІ том числе создание условий для назначения страховых Рё накопительной пенсий РІ соответствии СЃ результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений Рѕ стаже Рё заработке (РґРѕС…РѕРґРµ), определяющих размер страховой Рё накопительной пенсий РїСЂРё РёС… назначении.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно ст. 19 Федерального закона №27-ФЗ инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 24 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений Рѕ застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 21.12.2016 в„–766РЅ, предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения РѕР±Рѕ всех застрахованных лицах, работающих Сѓ него РїРѕ трудовому РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ, или заключивших РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹ гражданско-правового характера, РЅР° вознаграждения РїРѕ которым начисляются страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РІ соответствии СЃ законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ территориальный орган Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ месту регистрации РІ качестве страхователя РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё СЃСЂРѕРєРё, установленные Федеральным законом РѕС‚ 01.04.1996 в„–27-ФЗ. Рндивидуальные сведения представляются РЅР° основании приказов, РґСЂСѓРіРёС… документов РїРѕ учету кадров Рё иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Обязанность по представлению сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, возникает у юридических лиц в отношении граждан, работающих по трудовому договору либо гражданско-правовому договору и получающих выплаты, на которые согласно ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «СМУ-55» зарегистрировано в качестве юридического лица 18.01.2012 и состоит на учете в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.
Отчетность на момент возникновения спорных отношений должна была быть представлена по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 11.01.2017 № 3п. Так как документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 №507п, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 21.12.2018), отчетность предоставляется по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» утвержденной Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п.
Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных указанным Федеральным законом.
Письмом от 21.10.2020 административный истец уведомил ООО «СМУ-55» о необходимости предоставления в территориальные органы ПФРежегодной отчетности «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Данные сведения согласно пункту 38 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений Рѕ зарегистрированных лицах РѕС‚ 22.04.2020 в„–211РЅ, должны быть предоставлены РІ течении пяти рабочих дней СЃ момента получения настоящего уведомления.
Данное уведомление было направлено в адрес ООО «СМУ-55» 21.10.2020, что подтверждается реестром полученной корреспонденции для отправки.
Между тем, в установленный срок сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ обществом не предоставлены. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Не предоставление работодателями сведений о страховом стаже застрахованных лиц может повлечь за собой нарушение прав работников на пенсионное обеспечение, нарушает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, гарантированные действующим законодательством права гражданина и нормы Конституции Российской Федерации.
При этом форма СЗВ-СТАЖ объединяет в единый документ как сведения о страховом стаже застрахованных лиц, а также сведения о периодах работы застрахованных лиц, сведения о начисленных (уплаченных) страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, сведения об уплаченных пенсионных взносах, и должна предоставляться страхователями (работодателями) за отчетные периоды.
Следовательно, бездействие административного ответчика, выразившееся в не представлении в орган контроля сведений о страховом стаже застрахованных лиц по установленной форме, приводит к нарушению административным ответчиком прав работающих у него лиц.
Такое бездействие административного ответчика суд считает незаконным и нарушающим подлежащие защите права работающих у административного ответчика застрахованных лиц.
Разрешая спор, с учетом приведенных норм права, согласно которым на ответчика возложена обязанность по предоставлению в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия сведений о страховом стаже застрахованных лиц, суд приходит к выводу о том, что не предоставление административным ответчиком в установленный законом срок данных сведений по утвержденной форме нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на пенсионное обеспечение, интересы Российской Федерации по обеспечению надлежащего государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 03 июня 2019 г. ООО «СМУ-55» признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 03 июня 2019 г. конкурсным управляющим утвержден Вахтеров А.А.
Согласно пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, к конкурсному управляющему переходят полномочия по руководству хозяйственной деятельностью должника.
При этом под датой возникновения полномочий конкурсного управляющего следует понимать дату оглашения резолютивной части решения о признании должника банкротом и открытии в отношении него процедуры конкурсного производства, определения об утверждении арбитражного управляющего и датой прекращения полномочий - дату оглашения резолютивной части определения о прекращении производства по делу, завершении конкурсного производства, об отстранении, освобождении от исполнения обязанностей и так далее (постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).
Таким образом, с даты признания должника банкротом и утверждения конкурсного управляющего, на последнего, как орган управления должника, возлагается обязанность в числе прочего по исчислению и уплате страховых взносов, своевременному и достоверному предоставлению сведений в порядке, установленном действующим законодательством; с даты утверждения конкурсного управляющего именно он несет ответственность за организацию расчетов должника.
Для выполнения указанной обязанности в абзаце 2 пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве установлено императивное требование, адресованное руководителю должника, об обеспечении в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего передачи бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Таким образом, представление конкурсным управляющим сведений по страховым взносам вытекает из его полномочий как органа управления должника.
Учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение обязанности РїРѕ предоставлению административным ответчиком сведений Рѕ застрахованных лицах, РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства РЅРµ установлено, СЃСѓРґ возлагает РЅР° административного ответчика обязанность предоставить сведения Рѕ страховом стаже застрахованных лиц РїРѕ форме РЎР—Р’-РЎРўРђР– Р·Р° 2017 РіРѕРґ РІ Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј РѕРєСЂСѓРіРµ Саранск Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· объема обязанностей, исполнение которых решением СЃСѓРґР° возложено РЅР° административного ответчика, СЃСѓРґ полагает необходимым СЃСЂРѕРє исполнения определить РІ течение 20 календарных дней СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу, считая его обоснованным Рё разумным.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом указанных норм, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден согласно положениям пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию по настоящему делу, рассмотренному в интересах застрахованных лиц (работников), с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 300 руб., согласно требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
административные исковые требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью «СМУ-55» о возложении обязанности представить сведения о страховом стаже застрахованных лиц, удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «СМУ-55» (ОГРН №) обязанность представить в течение 20 (двадцати) календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «СМУ-55» в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение пятнадцати дней с момента вручения копии решения.
РЎСѓРґСЊСЏ Рђ.Рљ. Р§РёР±СЂРёРєРёРЅ