УИД 14RS0016-03-2024-000053-31
№ 2-OL-43/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Саскылах 01 августа 2024 г.
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Туприной М.Е., при секретаре судебного заседания Алексеевой ЕА., с участием представителя истца - заместителя прокурора Оленекского района Муксунова С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи гражданское дело по иску Якутской природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кирбейский национальный наслег» о возложении обязанности устранить нарушение законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Якутская природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском к МО «Кирбейский национальный наслег». В обоснование исковых требований указано, что Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Кирбейский национальный наслег» муниципального района «Оленекский эвенкийский национальный район» требований водного законодательства при осуществлении питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Установлено, что администрация МО «Кирбейский национальный наслег» эксплуатирует источник водоснабжения – р. Оленек для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с. Харыялах.
В нарушение требований законодательства зона санитарной охраны источника водоснабжения – река «Оленек», расположенного на территории МО «Кирбейский национальный наслег», не установлена. Документы, предусмотренные п.2.6.1 административного регламента, в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) не предоставлены. Муниципалитетом проект ЗСО не разработан, для его утверждения в Министерство документы в установленном порядке не направлены, что подтверждается ответом администрации «Кирбейский национальный наслег» от 13.06.2024 № 129 и письмом Министерства от 18.05.2023 № 18/04-01-14-6429.
В этой связи 17.06.2024 Якутской природоохранной прокуратурой в адрес главы МО «Кирбейский национальный наслег» внесено представление (исх.№ Прдр№/№) с предложением принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений водного законодательства.
По результатам рассмотрения представления, выявленные нарушения природоохранного законодательства не устранены, что подтверждается письмом администрации МО «Кирбейский национальный наслег» от 24.06.2024 № 138.
Таким образом, проведенной проверкой установлено, что администрацией МО «Кирбейский национальный наслег» документы, предусмотренные п.2.6.1 Административного регламента, в Министерство не предоставлены.
Проект ЗСО до настоящего времени не разработан, в уполномоченный орган для их утверждения не направлен.
Просят возложить обязанность на администрацию МО «Кирбейский национальный наслег» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал по доводам изложенным в исковом заявлении, просит удовлетворить.
Представитель ответчика на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ответчик не воспользовался принадлежащим ему правом участвовать в судебном разбирательстве, реализовать принадлежащие ему процессуальные права, предусмотренные ст. 35 ГПК РФ, которые должны быть равными для всех лиц, участвующих в деле.
Третье лицо, надлежаще извещенное о месте и времени судебного заседания не явилось, о причине не явки суд не уведомило.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав участника процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществляется осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п.5 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 11 п.3.1 Положения о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.08.2022 № 549, Министерство принимает решения об установлении, изменении зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Санитарными правилами и нормами СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», введенными в действие постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10, определены санитарно-эпидемиологические требования к организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В силу п.1.4 вышеуказанных СанПиН основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п.1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02 принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений.
В соответствии с п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта.
Согласно п.1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО является составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатывается одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
В соответствии с п.1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО в обязательном порядке, в частности, содержит данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними, что необходимо для установления границ поясов в ЗСО.
Согласно п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В развитие вышеуказанных положений закона принят административный регламент по предоставлению Министерством государственной услуги по установлению, изменению, прекращению существования границ зон санитарной охраны источников питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Саха (Якутия), утв.приказом Министерства № 01-05/1-208 от 22.03.2021 (далее по тексту – Административный регламент), регламентирующий порядок предоставления указанной услуги.
В соответствии с п.2.6.1 Административного регламента для установления границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения заявитель предоставляет в Министерство следующие документы:
заявление об установлении границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, заполненное по форме приложения № 1 к настоящему административному регламенту;
копия документа, удостоверяющего личность (для физического лица и индивидуального предпринимателя), для представителя заявителя (документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя), для юридических лиц (документы, подтверждающие полномочия лица, имеющего право действовать от имени юридического лица);
проект ЗСО в бумажном виде (оригинал и копия) и на электронном носителе (электронная версия проекта ЗСО должна быть в PDF-формате)
копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта ЗСО санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
копия правоустанавливающего документа на земельный участок, право на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в границах которого расположен водный объект, используемый для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, источник питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
копии документов, содержащих перечень координат характерных точек границ зон санитарной охраны и описание местоположения границ таких зон (карта-плана ЗСО).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что указанные в представлении нарушения до настоящего времени не устранены.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Ответчик не воспользовался предоставленными ст. 56 ГПК РФ правами о представлении доказательств и возражений по иску.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства зона санитарной охраны источника водоснабжения–река «Оленек», расположенного на территории МО «Кирбейский национальный наслег», не установлена.
Ответчиком документы, предусмотренные п.2.6.1 административного регламента, в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) не предоставлены. Проект ЗСО не разработан, для его утверждения в Министерство документы в установленном порядке не направлены, что подтверждается ответом администрации «Кирбейский национальный наслег» от 13.06.2024 № 129 и письмами Министерства от 18.05.2023 № 18/04-01-14-6429, 14.06.2023 № 18/04-01-14-6951, что свидетельствует о непринятии органом местного самоуправления мер по устранению нарушений.
Непринятие мер администрацией МО «Кирбейский национальный наслег» по утверждению проекта ЗСО источника водоснабжения – река «Оленек» может повлечь в последующем негативное воздействие на окружающую среду, а также создает реальную угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, что напрямую затрагивает интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, проживающих на территории наслега.
Таким образом, судом установлено, что наслежная администрация муниципального образования «Кирбейский национальный наслег» не приняла меры по устранению нарушения в соответствии требованиям законодательства, что явилось основанием для обращения прокуратуры в суд.
Требуемый прокуратурой срок исполнения обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, суд признает разумным.
При таких обстоятельствах, суд находит исковое требование прокуратуры обоснованным, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. 2.6.1 ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 01-05/1-208 ░░ 22.03.2021.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░»: ░░░ №, ░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.08.2024░.