5-33/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Черный Яр Астраханской области 17 марта 2022 года
пл. Ленина, д. 16
Черноярский районный суд Астраханской области в составе
председательствующего судьи Серебренниковой О.А.,
при помощнике судьи Пономаревой В.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Селиверстова А.Е.,
его защитников Степулина В.Г, Адахова Д.С., Магомедова М.Н.,
лица, составившего протокол об административном правонарушении – полицейского ОППСП ОМВД России по Черноярскому району Астраханской области ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении
Селиверстова Александра Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, паспорт (РФ) №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, не работающего, пенсионера, ранее к административной ответственности не привлекавшегося, суд
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 16 мин. Селиверстов А.Е., находясь в магазине «Фикс-Прайс» по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Черный Яр, ул. Победы, 5, который является местом приобретения товаров, в период введенного распоряжением Губернатора Астраханской области от 17.03.2020 №159-р на территории Астраханской области режима повышенной готовности при имеющейся угрозе распространения новой коронавирусной инфекции, представляющей опасность для окружающих, не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски), в связи с чем допустил невыполнение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417, а также подпункта 3.2 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области, утвержденных Постановлением Правительства Астраханской области от 04.04.2020 №148-П «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)» (в редакции Постановления Правительства Астраханской области от 07.08.2021 №335-П).
Принимая участие в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, Селиверстов А.Е. свою вину в совершенном правонарушении не признал, суду пояснил, что принуждение одеть маску нарушает его права, противоречит его гражданской позиции. Считает, что маска не относится к средствам индивидуальной защиты, а правила поведения, указывающие на ее ношение, носят рекомендательный характер. Полагает, что только федеральным законом на граждан может быть возложена обязанность по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания в установленных местах, к которым Постановление Правительства Астраханской области от 04.04.2020 №148-П не относится, а федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает. Протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, не имеющим доверенности на совершение указанных действий, протоколы по ст. 20.6.1 КоАП РФ вправе составлять только должностные лица МЧС России. Вместе с тем, Селиверстов А.Е. не отрицал, что ДД.ММ.ГГГГ находился в магазине «Фикс-Прайс» с. Черный Яр без средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Защитник Селиверстова А.Е. - Степулин В.Г. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ поддержал указанные выше доводы, а также указал, что оснований для привлечения Селиверстова А.Е. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ не имеется, поскольку данная статья утратила силу.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Селиверстов А.Е., его защитник Степулин В.Г., а также привлеченные к участию в деле по заявлению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в качестве защитников Адахов Д.С. и Магомедов М.Н., принимали участие, однако после отказа в удовлетворении заявленного ими ходатайства об отводе судьи добровольно покинули зал судебного заседания, что свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Суд продолжил рассмотрение дела без участия Селиверстова А.Е. и его защитников.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО9 просил вынести постановление о привлечении Селиверстова А.Е. к административной ответственности. Суду показал, что в соответствии с приказом начальника УМВД России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ он назначен на должность полицейского-кинолога отделения патрульно-постовой службы полиции ОМВД России по Черноярскому району Астраханской области и в соответствии с Федеральным законом «О полиции» и должностным регламентом уполномочен пресекать административные правонарушения и составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ по вызову Селиверстова А.Е. о нарушении его прав как потребителя товаров и услуг, он прибыл в магазин «Фикс-Прайс», где было установлено, что Селиверстов А.Е. находится в помещении магазина без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски). На требование работников магазина и сотрудников полиции надеть маску Селиверстов А.Е ответил категорическим отказом. В связи с этим в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП. Протокол был составлен в присутствии Селиверстова А.Е., копия протокола была ему вручена, каких-либо замечаний Селиверстов А.Е. не высказывал.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 01.04.2020)).
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, вступившим в законную силу 03.04.2020, утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, согласно пункту 1 которых граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как следует из пп. «а» п. 3 данных Правил, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено установление решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) регионального уровня реагирования при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Указом Президента РФ от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в связи с угрозой распространения на территории Астраханской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) распоряжением Губернатора Астраханской области от 17.03.2020 №159-р на территории Астраханской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с 18.03.2020.
Распоряжением Правительства Астраханской области от 30.03.2020 № 103-Пр в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и предложением главного государственного санитарного врача Астраханской области от 30.03.2020 № 2 с 30.03.2020 на территории Астраханской области введены ограничительные мероприятия (карантин), организация выполнения которых осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 04.04.2020 №148-П «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».
Согласно положениям подпункта 3.2 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской <адрес>, утвержденных Постановлением Правительства Астраханской области от 04.04.2020 №148-П «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)» (в редакции Постановления Правительства Астраханской области от 07.08.2021 №335-П, действовавшей на день совершения правонарушения), граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски) в местах массового пребывания людей, при посещении мест приобретения товаров, работ, услуг (за исключением случаев нахождения посетителей в организациях общественного питания, помещениях фитнес-центров, плавательных бассейнов, иных организациях, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта, а также оказания услуг, получение которых посетителями с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания невозможно), при посещении объектов транспортной инфраструктуры, в общественном транспорте, легковом такси, на парковках, в лифтах, а также при контакте с другими гражданами, за исключением совместно проживающих граждан.
Согласно положениям ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, письменных объяснений Селиверстова А.Е. и его показаний в судебном заседании, он не оспаривает тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ находился в помещении магазина, являющемся местом приобретения товаров, и не использовал при этом средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски).
Указанное обстоятельство подтверждается также следующими доказательствами, представленными по делу:
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором подробно описано указанное выше событие административного правонарушения (л.д. 11);
- рапортами о/у ОУР ОМВД России по Черноярскому району Астраханской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ и полицейского-кинолога ОППСП ОМВД России по Черноярскому району Астраханской области ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ о наличии в действиях Селиверстова А.Е., отказавшегося воспользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания в помещении магазина, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (л.д. 3-5);
- объяснениями свидетеля ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым она работает администратором магазина «Фикс-Прайс», расположенного по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Черный Яр, ул. Победы, 5. ДД.ММ.ГГГГ примерно в 11 часов к кассе данного магазина подошел Селиверстов А.Е., который находился без средств индивидуальной защиты органов дыхания. Она попросила Селиверстова А.Е. надеть маску, предоставленную магазином, на что он ответил категорическим отказом и вызвал сотрудников полиции (л.д. 7);
- фотоматериалом с изображением Селиверстова А.Е., находящегося в помещении магазина без средств индивидуальной защиты органов дыхания (л.д. 16).
Перечисленные доказательства суд признает допустимыми и достоверными, так как они добыты в соответствии с требованиями КоАП РФ, полностью согласуются друг с другом, полно и объективно отражают событие административного правонарушения, изложенные в них сведения ничем не опровергнуты.
Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, составлен уполномоченным должностным лицом - сотрудником полиции ОМВД России по Черноярскому району Астраханской области, наделенным правом составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, а также п. 1 Перечня должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. №975-р.
Сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе отражены, событие административного правонарушения описано с достаточной полнотой, при составлении протокола об административном правонарушении Селиверстов А.Е. замечаний не заявил, каких-либо недостатков протокол не содержит.
В судебном заседании в качестве свидетеля была также допрошена ФИО7, которая показала, что ДД.ММ.ГГГГ она вместе с Селиверстовым А.Е. пришла в магазин «Фикс-Прайс». При этом они оба находились без средств индивидуальной защиты органов дыхания, поскольку федеральное законодательство не возлагает на граждан такой обязанности. Так как продавец магазина потребовала от них надеть маску и, в противном случае, отказалась их обслуживать, Селиверстов А.Е. вызвал сотрудников полиции.
Таким образом, суд считает доказанным, что Селиверстов А.Е. не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски) при посещении мест приобретения товаров, чем нарушил действующие Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области, то есть совершил действия, образующие объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, неустранимых сомнений в виновности Селиверстова А.Е. в совершении вмененного административного правонарушения, с учетом имеющихся доказательств, не имеется.
Доводы Селиверстова А.Е. об отсутствии нормы федерального закона, обязывающей его использовать средства индивидуальной защиты дыхательных путей, суд признает необоснованными.
Из анализа положений ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, в их системной взаимосвязи следует, что граждане обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Поскольку распоряжением Губернатора Астраханской области от 17.03.2020 №159-р на территории Астраханской области введен режим повышенной готовности, который на момент выявления нарушения – ДД.ММ.ГГГГ не был отменен, обязанностью Селиверстова А.Е. являлось соблюдение связанных с ним ограничений, в том числе по использованию средств индивидуальной защиты при посещении мест приобретения товаров, что им сделано не было.
Доводы Селиверстова А.Е. о том, что требования о ношении средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски) носят рекомендательный характер, также не основаны на законе и не могут быть приняты судом во внимание.
Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право как введения режима повышенной готовности, так и установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Распоряжение Губернатора Астраханской области от 17.03.2020 №159-р «О введении режима повышенной готовности на территории Астраханской области» и Постановление Правительства Астраханской области от 04.04.2020 №148-П «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» содержат не рекомендательные, а императивные нормы, обязательные для исполнения гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области.
Иные доводы Селиверстова А.Е. и его защиты с обоснованием отказа носить маску, в том числе о том, что маска не относится к средствам индивидуальной защиты, суд признает несостоятельными, так как они основаны на неверном толковании норм права и фактически являются выражением несогласия с требованиями приведенных выше действующих нормативно-правовых актов.
При данных обстоятельствах и с учетом представленных доказательств, суд квалифицирует действия Селиверстова А.Е. по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ - невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
К обстоятельствам, смягчающим ответственность Селиверстова А.Е., суд относит привлечение к административной ответственности впервые.
Отягчающие его ответственность обстоятельства судом не установлены.
С учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств его совершения и данных о личности Селиверстова А.Е., наличия смягчающих и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, материального положения правонарушителя, суд считает возможным назначить Селиверстову А.Е. наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Селиверстова Александра Евгеньевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: Уникальный идентификатор начисления (УИН) – 18880430220005488646. Наименование получателя платежа: УФК по Астраханской области (ОМВД России по Черноярскому району Астраханской области); ИНН – 3015032610; КПП – 301501001; ОКТМО 12650436, Банк: Номер счета получателя платежа 03100643000000012500, Отделение Астрахань Банка России/УФК по Астраханской области г. Астрахань, БИК – 011203901; Кор./сч. – 40102810445370000017; КБК – 18811601201010601140.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса (ст.32.2 КоАП РФ). В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд в течение 10-ти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.А. Серебренникова