РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2024 года г.Минусинск Красноярского края,
ул.Гоголя, 66а
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Полянской Е.В.,
при секретаре Пилипенко А.К.,
с участием:
представителя процессуального истца – помощника Минусинского межрайонного прокурора Солтукаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах ФИО7 к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО8 с иском к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее по тексту ОСФР по Красноярскому краю) о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации и компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что ФИО9 является инвалидом второй группы. До 13 апреля 2023 года у ФИО10 была действующая индивидуальная программа реабилитации от 27 мая 2015 года, которой были предусмотрены следующие технические средства реабилитации: обувь на аппарат, аппарат на всю ногу, костыли подмышечные, корсет полужесткой фиксации, обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке, трость 3-х опорная регулируемая по высоте, обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки. В 2023 году потребовалось внесение корректировок в действующую индивидуальную программу реабилитации инвалида. Индивидуальной программой реабилитации инвалида от 13 апреля 2023 года, разработанными в соответствии с требованиями ст.ст. 8 и 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», предусмотрено предоставление ей технического средства реабилитации: аппарата на всю ногу 1 шт., кресло-коляски с ручным приводом комнатная, кресло-коляски с ручным приводом прогулочная, корсет полужесткой фиксации, трости опорной регулируемой по высоте, костылей подмышечных с устройством противоскольжения, две пары обуви ортопедической сложной на утеплённой подкладке и без такой. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Проверкой установлено, что ФИО11 31 августа 2021 года выдано техническое средство реабилитации – аппарат на всю ногу, вид изделия 8-09-42, который согласно приказу Минтруда и соцразвития РФ от 05.21.2021 №107н выдается на год. В течение 2023 года ФИО12 трижды обращалась с заявлением в отделение: 15 февраля 2023 года по ИПРА № 787 от 27 мая 2015 года на обеспечение ее аппаратом на всю ногу - не обеспечена, тростью 3-х опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения, обеспечена тростью на период с 03 марта 2023 года по 02 марта 2025 года, костылями подмышечными с устройством противоскольжения, обеспечена костылями на период с 03 марта 2023 года по 02 марта 2025 года, двумя парами ортопедической обуви сложной на утепленной подкладке и без утепленной подкладки обеспечена 19 апреля 2023 года; 16 мая 2023 года по ИПРА № от 13 апреля 2023 года на обеспечение следующими техническими средствами реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов), 17 мая 2023 года поставлена на учет по обеспечению ТСР, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов), 17 мая 2023 года поставлена на учет по обеспечению техническим средством реабилитации, корсет полужесткой фиксации, 17 мая 2023 года поставлена на учет по обеспечению техническим средством реабилитации; 24 июля 2023 года по ИПРА № от 13 апреля 2023 года на обеспечение следующими техническими средствами реабилитации, аппарат на всю ногу, 24 июля 2023 года поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Из представленной ОСФР по Красноярскому краю информации от 21 декабря 2023 года следует, что отбор поставщиков для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ. На выполнение работ по изготовлению корсетов полужесткой фиксации в 2023 году заключен государственный контракт № от 28 декабря 2022 года с исполнителем ООО "ВАМ ПЛЮС". Для обеспечения граждан креслами-колясками с ручным приводом прогулочной в 2023 году заключен государственный контракт № от 16 ноября 2022 года с исполнителем ООО "ТехноТрейд". Для обеспечения граждан креслами-колясками с ручным приводом комнатной в 2023 году заключен государственный контракт № от 16 ноября 2022 года с исполнителем ООО "ТехноТрейд". По указанным государственным контрактам обеспечивались граждане, подавшие заявление ранее, чем ФИО23 (ранее 16 мая 2023 года). Последнее обеспечение ФИО13 аппаратом на всю ногу произведено на период с 31 августа 2021 года по 30 августа 2022 года по заявлению от 09 июня 2021 года. Между ООО «СТАН» и ОСФР по Красноярскому краю 25 ноября 2022 года был заключен государственный контракт на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортопедическими аппаратами в 2023 году. Данный поставщик по Контракту свои обязательства не выполнил, вследствие чего с данной организацией Контракт был расторгнут в одностороннем порядке с внесением в реестр недобросовестных поставщиков. 23 мая 2023 года ОСФР по Красноярскому краю был заключен государственный контракт № на выполнение работ по обеспечению инвалидов, проживающих на территории Красноярского края, ортопедическими аппаратами в 2023 году. Выдать направление отделению не представилось возможным, по действовавшим государственным контрактам обеспечивались граждане, подавшие заявление ранее. Таким образом, ФИО14 в течение 2023 года не обеспечена креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-коляской с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов), корсетом полужесткой фиксации, аппаратом на всю ногу. Непредставление длительное время ФИО15 технических средств реабилитации препятствует проведению необходимых комплексных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабидитации, и отрицательно сказывается на процессе восстановления, компенсации здоровья и социальной адаптации, нарушает ее конституционные права на социальное обеспечение. Таким образом, ответчик не исполняет возложенные на него обязанности и незаконно не выдает направление инвалиду ФИО17 на получение технических средств реабилитации, тем самым допускает ущемление законных имущественных прав и интересов инвалида. В связи с указанными обстоятельствами Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО16 и просил возложить на ОСФР по Красноярскому краю обеспечить инвалида 2 группы ФИО19 согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида от 13 апреля 2023 года техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-коляской с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов), корсетом полужесткой фиксации, аппаратом на всю ногу, а также взыскать с государственного учреждения – ОСФР по Красноярскому краю в пользу ФИО18 компенсацию морального вреда в сумме 10000,00 руб. (л.д.3-6).
Определением суда от 30 августа 2024 года прекращено производство по делу в части требований о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник Минусинского межрайонного прокурора Солтукаева А.В. поддержала заявленные требования в части взыскания компенсации морального вреда.
Материальный истец ФИО20 извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.103), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленному письменному отзыву на исковое заявление по требованиям возражал, указав, что требования в настоящее время ФИО21 обеспечена техническими средствами реабилитации, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований не имеется (л.д.107).
Представители третьих лиц ООО «ТЕРРА ВИТА» салон «Ортимед», ООО «Реамед», извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причины своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела и отзыва по иску не представили.
Выслушав представителя процессуального истца исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Минусинского межрайонного прокурора Минусинского межрайонного прокурора в интересах ФИО22 подлежащими частичному удовлетворению в следующем размере и по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статья 9 того же закона устанавливает, что реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Закона).
В пункте 2 статьи 11 названного закона закреплено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета - статья 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида технические средства реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Согласно пункту 5 приведенного Порядка компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно, и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления ряда документов.
В силу пункта 6 Порядка решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.
Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия указанного решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Пунктом 3 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В статье 1101 того же кодекса установлено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Как установлено по делу, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы (л.д.8).
Согласно индивидуальной программе № от 13 апреля 2023 года реабилитации инвалида ФИО6 нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, а именно: трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения, костыли подмышечные с устройством противоскольжения, кресло-коляска с ручным приводом комнатная, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, корсет полужесткой фиксации, аппарат на всю ногу, ортопедическая обувь сложная на аппарат без утепленной подкладки, ортопедическая обувь сложная на аппарат на утепленной подкладке (л.д.15-21).
В течение 2023 года ФИО1 трижды обращалась с заявлением в ОСФР по Красноярскому краю: 15 февраля 2023 года по ИПРА № от 27 мая 2015 года на обеспечение ее аппаратом на всю ногу - тростью 3-х опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения, костылями подмышечными с устройством противоскольжения, 16 мая 2023 года по ИПРА № от 13 апреля 2023 года на обеспечение следующими ТСР: кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов), кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов), корсет полужесткой фиксации, 24 июля 2023 года по ИПРА № от 13 апреля 2023 года на обеспечение следующими ТСР, аппарат на всю ногу.
25 января 2024 года ФИО1 ОСФР по Красноярскому краю было выдано направление на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий № в Салоне «Ортимед» (л.д.26).
29 января 2024 года между ОСФР по Красноярскому краю и ООО «Реамед» были заключены государственные контракты на поставку кресел-колясок с ручным приводом прогулочных и комнатных № и № (л.д.41-53,64-78).
Как следует из пояснений представителя процессуального истца и материального истца, а также представленному акту приема-передачи № ООО «Реамед», 29 апреля 2024 года ФИО1 была обеспечена техническими средствами реабилитации (л.д.112).
ФИО1 в течение 2023 года не была обеспечена креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-коляской с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов), корсетом полужесткой фиксации, аппаратом на всю ногу, в связи с длительным не представлением технических средств реабилитации отрицательно сказывалось на процесс ее восстановления, нарушало ее конституционные права на социальное обеспечение.
Данные обстоятельства не опровергались стороной ответчика.
Предоставление средств реабилитации, абилитации, так и компенсация за их самостоятельное приобретение направлены на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Длительная задержка предоставления технических средств реабилитации гарантированных государством повлияла на качество жизни ФИО1, что очевидно причинило ей нравственные страдания.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В силу части 2 ст.1 Федерального закона от 14.07.2022 года №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» Фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.2 приведенного закона Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
В указанной связи, ФИО1, являющаяся инвалидом, не получавшая в установленный нормативными актами срок средства технической реабилитации, имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями государственного учреждения.
Недостаточное или несвоевременно финансирование не освобождает ответчика от обязанности по компенсации морального вреда истцу.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает обстоятельства дела, характер допущенных нарушений и виновных действий ответчика, вызванных нарушением прав в сфере социальной защиты, характер физических и нравственных страданий ФИО1, ее индивидуальные особенности, в том числе преклонный возврат, в связи с чем, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000,00 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885) в пользу ФИО1 (паспорт серии № № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>) компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Минусинский городской суд.
Судья Е.В.Полянская
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2024 года.