УИД: 29RS0018-01-2019-001360-14
Дело № 2а-979/2019 21 августа 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Одоевой И.В.,
при секретаре Корелине М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску Боднар Александра Васильевича к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Боднар А.В. обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования (далее – МО) «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Требования мотивировал тем, что является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, т.е в Маймаксанском территориальном округе города Архангельска, соответственно, данный жилой дом с земельным участком входят в территориальный состав МО «Город Архангельск». Земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства. С жилым домом расположены четыре соседних дома, которые не оснащены водоснабжением: не в виде централизованного водоснабжения, не в виде водоразборных колонок. Собственники делали скважины в земельных участках, однако вода непригодна для потребления. При отсутствии возможности либо подтвержденной нецелесообразности организации водоснабжения с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения орган местного самоуправления организует подвоз воды населению соответствующей территории минимальным нормам. Организация обеспечения холодного водоснабжения населению относится к вопросам местного значения и возложена на орган местного самоуправления городского поселения, в данном случае на Администрацию МО «Город Архангельск». Ближайшая к его (истца) дому колонка расположена на расстоянии 400 м. от дома. В связи с изложенным просит суд признать действия (бездействия) Администрации МО «Город Архангельск», выразившиеся в не организации в границах поселения водоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, а именно к земельному участку, на котором расположен его дом по адресу: <адрес>; обязать администрацию МО «Город Архангельск» спроектировать и организовать круглосуточное холодное водоснабжение по адресу: <адрес>.
Административный истец в судебное заседание, не явился, направил своего представителя.
Представитель административного истца Замотина Н.Н. исковые требования уточнила: просила обязать Администрацию МО «Город Архангельск» организовать в разумные сроки холодное водоснабжение по адресу: <адрес>.
Представитель административного ответчика Администрации МО «Город Архангельск» Иштуганова Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление и в ходе разбирательства по делу.
Представители заинтересованных лиц МУП «Водоканал», ООО «РВК-центр», третье лицо Смирнова С.В. в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что Боднар А.В. принадлежит на праве собственности жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>. Таким образом, дом и земельный участок расположены в границах муниципального образования «Город Архангельск».
Дом не обеспечен централизованной системой водоснабжения и водоотведения. Подвоз питьевой воды населению не осуществляется.
Согласно акту осмотра территории ООО «Простые решения» ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование территории на предмет ближайшей к <адрес> <адрес> водоразборной колонки. В ходе осмотра установлено, что ближайшая к указанному дому колонка расположена на расстоянии 118 метров напрямую, при этом путь до нее составляет 615 метров. Располагается данная водоразборная колонка у <адрес> корпус № по <адрес> в <адрес>. Кроме того, имеется водоразборная колонка, расположенная у <адрес> корпус № по <адрес> от <адрес> корпус № по <адрес> в <адрес> до данной водоразборной колонки составляет 470 метров. Ближе к дому № корпус № по <адрес>, чем указанные в настоящем акте, водоразборные колонки отсутствуют.
Из документов, представленных по запросу суда МУП «Водоканал», следует, что Боднар А.В. обращался в МУП «Водоканал» с заявлением на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, в том числе инженерных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения (л.д.56). Результат рассмотрения данного заявления установить не удалось, поскольку МУП «Водоканал» не отвечал на неоднократные запросы суда по данному вопросу.
Общие нормы, связанные с созданием благоприятных условий проживания граждан, содержатся в п. 1 ст. 2, ст.7 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Приоритетность обеспечения населения питьевой водой является одним из принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, направленного на достижение таких целей как улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения (п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Согласно п.. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ).
Так, пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (п. 13 ст. 2).
Централизованной системой холодного водоснабжения является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п. 29 ст. 2).
Согласно ч. 9 ст. 7 данного Федерального закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Такие же требования к организации водоснабжения содержатся в п.71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.
Из анализа данных норм следует, что законом на орган местного самоуправления возложена обязанность организации водоснабжение населения, в том числе в случае отсутствия централизованной или нецентрализованной систем водоснабжения.
Организация холодного водоснабжения населения городского поселения в силу закона является обязанностью Администрации МО «Город Архангельск», однако административным ответчиком в нарушение положений закона не предприняты меры по организации надлежащего водоснабжения жилого <адрес> в <адрес>.
То обстоятельство, что до ближайших водоразборных колонок путь составляет 470 м. и 615 м., не свидетельствует о надлежащем водоснабжении жилого дома истца.
Пункт 11.19 СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84 устанавливает радиус действия водозаборной колонки, который составляет не более 100 метров. Однако абзац 1 раздела 1 Свода правил указывает, что настоящий Свод правил устанавливает обязательные требования, которые должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства.
Водоразборная колонка, находящаяся в 118 метрах от дома истца (напрямую), путь до которой составляет 615 м., а также колонка, расположенная у <адрес> корпус № по <адрес> в <адрес>, путь до которой составляет 470 м., установлены до формирования земельного участка, на котором был возведен жилой дом <адрес> в городе Архангельске. Следовательно, система наружного нецентрализованного холодного водоснабжения по <адрес> проектировалась без учета возводимых на данной улице домов.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что отсутствие централизованной системы холодного водоснабжения, водоразборной колонки в радиусе не более 100 метров от <адрес>, а также подвоза воды нарушает право Боднар А.В., проживающего в указанном выше доме, на удовлетворение жизненно важных потребностей в питьевой воде и на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
В связи с указанным, поскольку нарушение прав административного истца установлено, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Поскольку исковые требования Боднар А.В. удовлетворены, с административного ответчика подлежат взысканию расходы истца на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Боднар Александра Васильевича к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Архангельск», выразившееся в непринятии мер по организации холодного водоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» организовать холодное водоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Боднар Александра Васильевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца.
Председательствующий И.В. Одоева
Мотивированное решение составлено 26 августа 2019 года.