Дело № 2-1178/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2021 года г. Челябинск
Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Селивановой О.А.,
при секретаре Суслиной Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лежнева Александра Анатольевича к Администрации города Челябинска о признании отказа о предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, признании права собственности на земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Лежнев А.А. обратился в суд с иском к администрации города Челябинска о признании отказа о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес> незаконным, признании права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>
В обоснование требований указал, что является собственником жилого дома по указанному выше адресу. Фактически семья истца владеет этим домом более 15 лет, однако права на землю не были надлежащим образом оформлены. 17 июля 2020 года истец обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, на которое получил отказ.
В судебном заседании Лежнев А.А. в судебном заседании участия не принимал. Его представитель Никитина И.А. на требованиях настаивала, пояснила, что истец фактически владеет земельным участком в порядке наследования.
Представитель администрации г. Челябинска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, в письменном отзыве возражали против удовлетворения требований
Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующего в настоящее время, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу части 3 статьи 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с частью 10 статьи 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из материалов дела, на основании решения Курчатовского районного суда г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ Лежнев А.А. является собственником жилого дома по адресу: <адрес> Указанным решением суда установлено, что истец открыто и добросовестно владеет жилым домом по адресу: <адрес> с 1989 года (л.д. 8, 9-10).
17 июля 2020 года Лежнев А.А. обратился в администрацию города Челябинска с заявлением о предварительном согласовании земельного участка для эксплуатации указанного выше жилого дома в собственность бесплатно.
Письмом 04 августа 2020 г ода Леженеву А.А. отказано в предоставлении муниципальной услуги. Основанием для отказа послужило то обстоятельство что право собственности на жилой дом по адресу: <адрес> зарегистрировано 2 декабря 2019 года.
На момент рассмотрения дела сведения о земельном участке по адресу: <адрес> в ЕГРН отсутствуют (л.д. 39).
Учитывая положения ст. 10 Гражданского кодекса РФ о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав.
В силу п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Наличие в ЕГРП записи о праве собственности лица на недвижимое имущество накладывает на собственника соответствующего земельного участка, на котором оно находится, определенные ограничения, обусловленные распространением на этот объект правового режима, установленного действующим законодательством для недвижимого имущества, в том числе по предоставлению под таким объектом земельного участка в пользование или в собственность в соответствии со ст. 36 ЗК РФ.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, Лежнев А.А. обращаясь в заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, реализовал право, предоставленное ему Земельным кодексом РФ.
И у ответчика не имелось оснований для отказа истцу в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка в собственность по указанным в оспариваемом решении основаниям.
В то же время, поскольку из анализа вышеприведенных норм земельного законодательства следует, что для решения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность по основаниям пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации существенным является установление не только нахождения на нем принадлежащего истцу недвижимого имущества, но и то, что земельный участок необходим для использования этого объекта и используется в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства согласно разрешенному использованию земельного участка, то суд полагает, что при признании незаконным оспариваемого решения в целях восстановления нарушенного права истца, последний вправе повторно обратиться с заявлением, так как по иным основаниям обоснованность заявления Лежнева А.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность уполномоченным органом не проверялась.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ 04 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2021 ░░░░