Дело № 2-251/2021
УИД 14 RS0007-01-2021-000420-41
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Верхневилюйск 31 августа 2021 года
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кириллина В.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой А.А.,
с участием истца Потаповой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потаповой М. В., Потапова Я. С., Потапова М. С. к сельской администрации МО «село Верхневилюйск» Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о предоставлении взамен аварийного и подлежащего сносу жилья равноценное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец Потапова М.В., действующая в своих интересах, а также в интересах своих несовершеннолетних детей: Потапова Б. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Потаповой И. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и истцы Потапов Я.С., Потапов М.С. обратились в суд с иском к администрации МО «село Верхневилюйск» о предоставлении взамен аварийного и подлежащего сносу жилья равноценное жилое помещение. Исковые требования обосновывали тем, что они являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи квартиры от 06 апреля 2016 года. О том, что данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежит сносу продавец квартиры не знал и не сообщил им об этом. Истцам вручено уведомление, в котором разъяснено, что она имеют право исключительно на денежную компенсацию в соответствии с положениями части 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Считают отказ в предоставлении им жилья является незаконным, поскольку жилое помещение было приобретено до введения в действие части 8.2 статьи 32 ЖК РФ. Указывая на данные обстоятельства, просили суд обязать администрацию МО «село Верхневилюйск» предоставить равнозначное жилое помещение взамен аварийного и подлежащего сносу.
В судебное заседание не явились истцы Потапов Я.С., Потапов М.С., надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, просили рассмотреть дело без их участия.
В судебном заседании истец Потапова М.В. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «село Верхневилюйск» в суд не явился, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, уважительность неявки суду не сообщили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании истец Потапова М.С. требования поддержала по основаниям изложенным, в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/5 доли истцам Потаповой М.В., Потапову Я.С., Потапову М.С., несовершеннолетним Потапову Б.С., Потаповой И.С.
Указанная квартира приобретена у Ивановой А.В. на основании договора купли-продажи квартиры от 06 апреля 2016 года. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 05 мая 2016 года.
Постановлением администрации МО «с. Верхневилюйск» от 08 апреля 2013 года указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
19 мая 2020 года администрацией МО «с. Верхневилюйск» Потаповой М.В. направлено уведомление, в котором разъяснено, что они имеют право исключительно на денежную компенсацию в соответствии с положениями части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.
Разрешая данное гражданское дело, суд руководствуется нижеследующим.
Конституция РФ гарантирует право каждого на жилище, одновременно закрепляя обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать для этого необходимые условия. В числе основных направлений жилищной политики государства, призванных обеспечить комфортные, достойные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности граждан, ликвидация аварийного жилищного фонда и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно п. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 49 данного Положения, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В силу п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РС (Я) от 27 марта 2019 года № 50 «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> включен в республиканскую программу с указанием о признании его аварийным с 04 апреля 2013 года.
Поскольку многоквартирный дом, признанный аварийным, собственниками расположенных в нем помещений не был снесен, у муниципального образрвания в силу возложенной действующим законодательством на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища, возникла обязанность осуществить изъятие для муниципальных нужд как земельного участка, на котором расположен указанный дом, так и каждого жилого помещения в указанном доме.
Порядок изъятия определен ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Частью 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Как установлено судом в ходе рассмотрения данного дела, многоквартирный жилой дом расположенный по адресу: <адрес> был включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденный Постановлением Правительства РС (Я) от 27 марта 2019 № 50. Дата окончания переселения граждан из данного многоквартирного дома определена 31 декабря 2021 года. Исходя из указанной в приложении площади этого дома, в программу переселения включены все расположенные в этом многоквартирном доме жилые помещения.
При таких обстоятельствах, исходя из норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку, они, как собственники жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанного аварийным, выбрали способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления взамен в собственность равнозначного по площади другого жилого помещения.
При этом суд не находит оснований для принятия доводов ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям положений ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда», согласно которым граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч.ч. 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Часть 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Исходя из разъяснений указанных в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В связи с этим суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами, и не носят ли спорные жилищные правоотношения длящийся характер.
В данном случае спорные правоотношения возникли до принятия и вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда», поскольку указанный многоквартирный жилой дом, признанный аварийным постановлением администрации МО «село Верхневилюйск» от 08 апреля 2013 года №92-ПГ и подлежащим сносу 04 апреля 2013 года.
Право истцов на обеспечение их жилищных прав в связи с признанием аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором им на праве собственности на основании договора купли-продажи от 06 апреля 2016 года принадлежит <адрес>, путем предоставления другого жилого помещения либо его выкупа, а также выбора любого из названных способов, возникло в связи с принятием Правительством РС (Я) постановления от 27 марта 2019 года № 50 «Об утверждении республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».
Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» вступил в законную силу со дня его официального опубликования 28 декабря 2019 года. При этом данный закон не содержит положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие.
Таким образом, положения ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ к жилищным правам истца в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу применению не подлежат, поскольку его право на предоставление другого жилого помещения возникло до введения в действий данной нормы.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям положений ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 № 473-ФЗ суд находит несостоятельными.
Поэтому, исходя из всего вышеизложенного, на ответчика надлежит возложить обязанность предоставить истцам жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>