Дело №2-1250/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 апреля 2016 года Кировский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Каменщиковой А.А.,
при секретаре Чижовкиной О.В.,
с участием прокурора Власовой Н.М., истцов Поляковой У.Г., Малаховской Е.В., представителя администрации Кировского района г.Перми Пикулевой Т.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района города Перми в интересах Поляковой У.Г., Малаховской Е.В., к муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации города Перми, администрации Кировского района города Перми об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение в пределах города Перми, отвечающее всем установленным требованиям,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского района г. Перми в интересах Поляковой У.Г., Малаховской Е.В., обратился в суд с иском к администрации г.Перми, администрации Кировского района г.Перми об обязании предоставить взамен аварийного жилого помещения другое благоустроенное жилое помещение – трехкомнатную квартиру в пределах города Перми, отвечающее всем установленным требованиям, общей площадью не менее 61,4 кв.м., жилой площадью 45,8 кв.м.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Кировского района г.Перми по обращению Поляковой У.Г. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что Полякова У.Г. совместно с матерью Малаховской Е.В. проживают и зарегистрированы в жилом помещении – в трехкомнатной квартире общей площадью 64,1 кв.м., в том числе жилой площадью 45,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> Данное помещение семья занимает на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» и Поляковой У.Г. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания дома № по № аварийным и подлежащим сносу. Ссылаясь на положения ст.ст. 85, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что ответчиками нарушено право истца на проживание в муниципальном жилищном фонде, жилое помещение в котором отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, поскольку состояние данного дома ввиду имеющихся повреждений создает реальную угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем граждан.
В судебном заседании прокурор Власова Н.М., истца Полякова У.Г., Малаховская Е.В. на требованиях и доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивают, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.
Ответчик муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации г.Перми в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель администрации Кировского района г.Перми Пикулева Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что полномочиями по представлению жилых помещений администрация Кировского района г.Перми не обладает.
Третьи лица МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми», Управление жилищных отношений администрации г.Перми в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что нанимателем жилого помещения, состоящего из трехкомнатной квартиры, общей площадью 64,1 кв.м., в том числе жилой площадью 45,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> является Полякова У.Г., что подтверждается договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.10).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» в квартире № дома № по <адрес> зарегистрированы: Полякова У.Г., Малаховская Е.В.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (статья 10 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.15 Жилищного Кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения, которыми признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, основания и признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (ред. от 08 апреля 2013 года) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее Положение № 47).
Согласно п.33 Положения № 47 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Положением № 47 (п. 47) предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.12).
Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает установленным, что с ДД.ММ.ГГГГ жилой дом № по <адрес> признан непригодным для постоянного проживания.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
Частью 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, признан непригодным для проживания, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 85 – 87 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 – 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Вместе с тем в случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Предоставление гражданам в порядке ст. 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения; равнозначность в жилой площади по сравнению с ранее имевшейся.
По смыслу приведенных норм, предоставление гражданам жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими помещения аварийным, носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 37 Постановления №14 от 2 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение в связи с тем, что дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, должно отвечать требованиям ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения. При этом, целью законодателя является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум, имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условии с точки зрения безопасности.
Анализируя изложенные обстоятельства, с учетом проживания истцов в жилом помещении, представляющим собой три комнаты общей площадью 64,1 кв.м, в том числе жилой площадью 45,8 кв.м, им должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям г.Перми жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в г. Перми.
Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации г.Перми, на которое, в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных к проживанию.
Довод представителя администрации г.Перми о том, что решения о расселении граждан дома № по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ не принималось, а также, что дом № по <адрес> не включен в перечень домов, планируемых к расселению в рамках программы по переселению граждан <адрес> из аварийного ветхого жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ, не состоятелен и не может служить основанием для отказа истцам в иске, поскольку не основан на положениях действующего законодательства.
При всем при этом суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора Кировского района г.Перми в интересах Поляковой У.Г., Малаховской Е.В., к администрации Кировского района г.Перми об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение – квартиру, состоящую не менее чем из трех комнат, в пределах <адрес>, отвечающее всем установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 64,1 кв.м., жилой площадью не менее 45,8 кв.м., поскольку они предъявлены к ненадлежащему ответчику, его действиями (бездействиями) права истцов не нарушены, указанный ответчик не может восстановить нарушенное право истцов.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кировского района города Перми в интересах Поляковой У.Г., Малаховской Е.В., к муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации г.Перми удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми предоставить Поляковой У.Г., Малаховской Е.В. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение – квартиру, состоящую не менее чем из трех комнат, в пределах <адрес>, отвечающее всем установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 64,1 кв.м., жилой площадью не менее 45,8 кв.м.
В удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района города Перми в интересах Поляковой У.Г., Малаховской Е.В., к администрации Кировского района г. Перми об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение – квартиру, состоящую не менее чем из трех комнат, в пределах города Перми, отвечающее всем установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 64,1 кв.м., жилой площадью не менее 45,8 кв.м., отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.А. Каменщикова