Дело №.2018
Р Е Ш ЕН И Е
именем Российской Федерации
25 января 2018 года <адрес>
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Батршиной Ф.Р.,
при секретаре ФИО6,
с участием истицы ФИО5, представителя ответчика ООО «РусьАгро» ФИО8, представителя 3-го лица ГУ РО ФСС РФ по УР ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к обществу с ограниченной ответственностью «РусьАгро» о признании отношений между ФИО1 и обществом с ограниченной ответственностью «РусьАгро» в период с 01.04.2017г. по 10.05.2017г. трудовыми,
Установил:
Истец ФИО5 обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «РусьАгро» об установлении факта трудовых отношений между ФИО1 и ООО «РусьАгро» в период с 01.04.2017г. по 10.05.2017г.,
В обоснование иска истец указала, что является женой ФИО1, что подтверждается свидетельством о браке №, от совместного брака у них родился сын ФИО2. ФИО1 01.04.2017г. был принят на работу в ООО «РусьАгро» на должность тракториста, указанное подтверждается копией трудового договора № от 01.04.2017г., копией приказа о приеме работника на работу №-к от 01.04.2017г., однако данный трудовой договор и приказ ФИО1 как работником не подписаны, подпись директора и печать работодателя имеются. 10.05.2017г. при исполнении своих трудовых обязанностей с ФИО1 произошел несчастный случай на производстве со смертельным исходом, данное подтверждается свидетельством о смерти № от 12.05.2017г. Трудовые отношения между ФИО1 и ООО «РусьАгро» подтверждаются копиями трудового договора, приказом о приеме на работу, объяснениями коллег содержащихся в материалах расследования несчастного случая со смертельным исходом, расследование проводилось с 12.05.2017г. по 02.06.2017г., исходя из указанных документов, следует, что ФИО1 фактически был допущен работодателем к работе. После смерти ФИО1, его сын ФИО2, как заинтересованное лицо, обратился в Государственное учреждение регионального отделения Фонда социального страхования РФ по УР с заявлением о назначении страховых выплат в связи со смертью застрахованного лица ФИО1 Однако, в страховых выплатах ему было отказано, в том числе на том основании, что необходимо установить факт трудовых отношений ФИО1 и ООО «РусьАгро». Признание данного факта необходимо для повторного обращения в Фонд социального страхования с заявлением о назначении страховых выплат.
В ходе рассмотрения дела истицей уточнены исковые требования, истица просит признать отношения между ФИО1 и ООО «РусьАгро» в период с 01.04.2017г. по 10.05.2017г. трудовыми,
Определением от 14.12.2017г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ГУ регионального отделения ФСС РФ по УР.
Истец ФИО7 в судебном заседании указала, что исковые требования, с учетом заявления об уточнении исковых требований поддерживает в полном объеме. Указала, что должность тракториста в ООО «РусьАгро» было основным местом работы её мужа ФИО1, с предыдущего места работы он уволился, трудовая книжка находилась у них дома. Несчастный случай произошел с мужем при исполнении им своих должностных обязанностей.
Представитель ответчика ФИО8 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился. Указал, что факт наличия трудовых отношений с ФИО1 не оспаривает, признает, что ФИО1 работал в ООО «РусьАгро» с 01.04.2017г. в должности тракториста, с ним был заключен трудовой договор, был вынесен приказ о приеме на работу, ФИО1 был допущен к работе, ему ежемесячно выплачивалась заработная плата. ФИО1 подчинялся правилам внутреннего трудового распорядка, его смерть наступила при исполнении трудовых обязанностей, это подтверждается проведенной проверкой по факту несчастного случая. Гражданско-правой договор с ФИО1 не заключался. По какой причине в трудовом договоре отсутствует подпись ФИО1 и не внесена запись в трудовую книжку пояснить не может.
Представитель 3-го лица ФИО9 в судебном заседании указала, что страховые выплаты назначаются на основании заявления и предоставления трудовой книжки или трудового договора. В представленном трудовом договоре отсутствовала подпись ФИО1, трудовая книжка не была представлена. Из представленных документов следовало, что трудовой договор недооформлен, заявителю было предложено признать отношения трудовыми в судебном порядке.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:
Как следует из материалов дела, между ФИО1 и ООО «РусьАгро» заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом (распоряжением) о приеме на работу ФИО3 принят на работу в должности тракториста.
Из материалов расследования, следует, что несчастный случай со смертельным исходом с трактористом ФИО1 произошел ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 00 минут на участке дороги, ведущей из д.ФИО4 <адрес> УР в д.<адрес>. Комиссия пришла к выводу, что несчастный случай, произошедший с ФИО1 произошел при исполнении им трудовых обязанностей, нахождение его на месте происшествия связано с производственной деятельностью ООО «РусьАгро», несчастный случай квалифицируется как несчастный случай со смертельным исходом, связанный с производством.
Согласно свидетельству о смерти II-НИ № от 12.05.2017г. ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти №.
В соответствии с положениями ст.20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем и работодатель - физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
В целях достижения соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением федеральный законодатель предусмотрел возможность признания в судебном порядке наличия трудовых отношений между сторонами.
Согласно части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (часть 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель (или его уполномоченный представитель) обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из совокупного толкования норм трудового права, содержащихся в названных статьях Кодекса следует, что к характерным признакам трудового правоотношения относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер (оплата производится за труд).
При рассмотрении настоящего дела, судом установлен факт допуска ФИО1 к работе с ведома ответчика (работодателя), постоянный характер этой работы, выполнение трудовой функции по профессии тракториста в интересах работодателя, с использованием предоставленных работодателем инструментов и приспособлений и за выплачиваемую ответчиком заработную плату.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств: объяснениями истца, трудовым договором № от 01.04.2017г., приказом (распоряжением) о приеме на работу №-к от 01.04.2017г., материалами расследования несчастного случая со смертельным исходом, табелями учета рабочего времени.
В судебном заседании установлено, что истица приходится супругой ФИО1, который ДД.ММ.ГГГГ погиб при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 00 минут на участке дороги, ведущей из д.ФИО4 <адрес> УР в д.<адрес> ФИО1 двигался на тракторе К-700А, скатился в кювет, получил тяжелую травму, повлекшую его смерть.
Согласно ФЗ № «Об основах обязательного социального страхования» от ДД.ММ.ГГГГ п.6 ст.15 в случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата производится равными долями супруге (супругу) умершего (умершей), а также иным лицам, указанным в пункте 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, имевшим на день смерти застрахованного право на получение единовременной страховой выплаты.
Согласно условий трудового договора ФИО1 принят в ООО «РусьАгро» в качестве тракториста в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из анализа вышеприведённых представленных по делу доказательств суд приходит к выводу о том, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ фактически допустил ФИО1 к выполнению работы в должности тракториста, вследствие чего между ними возникли трудовые правоотношения.
В силу действующего законодательства выполнение работ по трудовому договору предполагает включение работника в производственную деятельность. Кроме того, трудовой договор предусматривает подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, составным элементом которого является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность. Согласно трудовому договору работник осуществляет выполнение работ определенного рода, а не разового задания заказчика.
Учитывая, что ФИО1 фактически исполнял трудовые обязанности по профессии тракторист, подчинялся внутреннему распорядку, получал заработную плату за труд, суд находит исковые требования о признании отношений трудовыми, подлежащими удовлетворению.
Само по себе отсутствие надлежащим образом заключенного письменного трудового договора, отсутствие записи в трудовой книжке, не исключает возможности признания отношений между ФИО1 и ООО «РусьАгро», трудовыми - при наличии в этих отношениях признаков трудового договора.
Отсутствие записи в трудовой книжке ФИО1 о приеме на работу свидетельствует о нарушении работодателем норм законодательства о труде.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд пришел к выводу, что между ФИО1 и ответчиком был фактически заключен трудовой договор.
Таким образом, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Если отношения, связанные с использованием личного труда были признаны трудовыми, такие трудовые отношения между работником и работодателем считаются возникшими со дня фактического допущения физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору (ч.4 статьи 19.1 ТК РФ).
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом с достоверностью установлено наличие трудовых отношений между ФИО1 и ООО «РусьАгро» в период с 01.05.2017г. по 10.05.2017г., требование истицы является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.192 -198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 к обществу с ограниченной ответственностью «РусьАгро» о признании отношений между ФИО1 и обществом с ограниченной ответственностью «РусьАгро» в период с 01.04.2017г. по 10.05.2017г. трудовыми, удовлетворить.
Признать отношения, возникшие между обществом с ограниченной ответственностью «РусьАгро» и ФИО3 в период с 01.04.2017г. по 10.05.2017г. трудовыми.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде.
Апелляционная жалоба подается через Сарапульский районный суд Удмуртской Республики.
Решение изготовлено в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Батршина Ф.Р.