Дело 2-33/2022
УИД № 58RS0001-01-2022-000003-41
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2022 года
Башмаковский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи В.В.Агапова,
с участием помощника прокурора Башмаковского района Атякшева В.Ф.,
при секретаре Борониной Л.А. в здании районного суда в р.п.Башмаково Пензенской области
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Башмаковского района Пензенской области в интересах Ефремовой Натальи Ивановны к ГБУЗ «Башмаковская РБ» и Министерству здравоохранения Пензенской области о понуждении обеспечить Ефремову Н.И. тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью, -
у с т а н о в и л :
Прокурор Башмаковского района Пензенской области 10 января 2022 года обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением в интересах Ефремовой Н.И., мотивируя свои требования тем, что при проведении по обращению Ефремовой Н.И. проверки по факту отсутствия обеспечения тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови было установлено, что Ефремова Н.И. наблюдается по месту жительства по поводу <данные изъяты>, на основании рекомендации врача-эндокринолога ей необходимо осуществлять контроль гликемии. Несмотря на медицинские показания, она тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови не обеспечена, рецепты на их получение не выписывались.
Ссылаясь на ст. 7, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст. 4, п. 2 ст. 19, ст.ст. 37, 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 01 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2018 № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», п. 4 постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор Башмаковского района Пензенской области просил суд:
1. Обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Ефремовой Н.И. тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью.
2. Обязать ГБУЗ «Башмаковская РБ» производить своевременную выписку Ефремовой Н.И. рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью.
В судебном заседании помощник прокурора Башмаковского района Пензенской области Атякшев В.Ф. исковые требования поддержал, в обоснование заявленных требований указал обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Истец Ефремова Н.И. в настоящем заседании исковые требования прокурора поддержала, суду пояснила: Она страдает <данные изъяты>, диагноз был поставлен в 2013 году. Контроль гликемии глюкометром проводит по рекомендации врача, на приобретение тест-полосок для глюкометра ежемесячно тратит 900-1000 рублей своих средств, бесплатно тест-полоски ей никогда не выдавались.
Ответчик Министерство здравоохранения Пензенской области, будучи извещенным о деле, месте и времени его рассмотрения, в судебное заседание представителя не направил, об отложении разбирательства дела суд не просил, свою позицию по спору суду не сообщил.
Ответчик ГБУЗ «Башмаковская РБ» в судебное заседание представителя также не направил, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя, указал, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», постановлением Правительства Пензенской области от 27 декабря 2019 г. № 850-пП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на нужды ГБУЗ «Башмаковская РБ» на 2022 г. предусмотрена денежная сумма 3 390 000 рублей, выделенная из бюджета Пензенской области на приобретение жизненно важных препаратов. Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови не приобретались и их приобретение не планируется в связи с тем, что выделенные денежные средства распределены на приобретение других жизненно важных препаратов по жизненно важным показаниям. Рецепты на приобретение тест-полосок выписать невозможно в связи с их отсутствием в аптечном пункте ГБУЗ «Башмаковская РБ». В случае выделения денежных средств в объеме, достаточном для приобретения тест-полосок, они могут выписываться без решения суда, которое в связи с отсутствием денежных средств, будет неисполнимым.
Письменный отзыв ГБУЗ «Башмаковская РБ» приобщен к материалам дела.
Рассмотрев исковое заявление, заслушав объяснения прокурора и истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, урегулированы в частности Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым предусмотрено, что соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи относятся к основным принципами охраны здоровья (ст. 4).
Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях (ст. 8 того же ФЗ).
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (п. 1 ст. 81 того же ФЗ).
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 г. № 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру лиц, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 4).
Названным постановлением утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Согласно данному перечню лица, страдающие диабетом, имеют право на бесплатное получение всех лекарственных средств и средств диагностики.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен сахарный диабет (коды заболеваний по Международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Постановление Правительства Пензенской области от 02 октября 2013 г. № 743-пП (в редакции от 01 декабря 2021 г.) «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие здравоохранения Пензенской области» содержит приложение № 10 «Перечень основных мероприятий, мероприятий государственной программы Пензенской области «Развитие здравоохранения Пензенской области», в который включено мероприятие «обеспечение современными диагностическими системами больных сахарным диабетом», реализуемое Министерством здравоохранения Пензенской области, предусматривающее обеспечение диагностическими системами (тест-полоски) (п. 1.5.2).
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 31 января 2013 г. № 30-пП (в редакции от 8 декабря 2021 г.) названное министерство является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области (п. 1.1).
Министерство руководствуется в своей деятельности и обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Устава Пензенской области, законов Пензенской области, постановлений и распоряжений Губернатора и Правительства Пензенской области, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Пензенской области в сфере охраны здоровья, а также настоящего Положения (п. 1.4).Министерство в рамках своей компетенции, в частности, осуществляет такие полномочия в сфере охраны здоровья, как: организует предоставление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами(п. 2.1.12.23 Положения).
Согласно п.36 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 14.01.2019 N 4н, при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником с учетом стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04 (л).
Именно приведенным законодательством регулируются спорные правоотношения сторон в настоящем деле.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что согласно выписки из истории болезни, Ефремова Н.И. с 2013 года страдает <данные изъяты>, и ей рекомендован самоконтроль гликемии 2 раза в сутки(<данные изъяты>).
В январе 2022 года Ефремова обратилась в прокуратуру Башмаковского района с просьбой обратиться в суд в ее интересах о понуждении обеспечить ее тест-полосками для глюкоментра, утверждая, что тест-полоски не получает, рецепты на них ей не выписываются.
Из сообщения ГБУЗ «Башмаковская РБ» от 28 декабря 2021 г. № 1664 с приложенным к нему списком пациентов следует, что Ефремова Н.И. состоит на диспансерном учете в названном учреждении здравоохранения с <данные изъяты>, однако тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови не обеспечена (<данные изъяты>).
При таких обстоятельствах и на основании вышеприведенного законодательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность ГБУЗ «Башмаковская РБ» по выписке рецептов на отпуск изделий медицинского назначения в необходимом для нормального функционирования пациента объеме не исполнена, как и Министерством здравоохранения Пензенской области не исполнена обязанность по организации представления мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицу, страдающему социально значимым заболеванием – по организации обеспечения больного <данные изъяты> диагностическими системами (тест-полосками).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика ГБУЗ «Башмаковская РБ» о том, что тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови истец не может быть обеспечен в связи с отсутствием достаточного финансирования, являются несостоятельными, поскольку истец, как лицо, страдающее <данные изъяты>, в соответствии с приведенными выше нормативными правовыми актами, имеет право на бесплатное обеспечение диагностическими системами (тест-полосками), в связи с чем необходимые денежные средства для этого должны предусматриваться при реализации соответствующих программ в сфере здравоохранения.
Прокурор имеет право на обращение в суд с иском в интересах Ефремовой в силу предоставленных ему полномочий, установленных в ч.1 ст.45 ГПК РФ и в п.4 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
От уплаты государственной пошлины ответчики Министерство здравоохранения Пензенской области и ГБУЗ «Башмаковская РБ» освобождены в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем государственная пошлина взысканию с них не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░.░░░░░░