Решение по делу № 33-3456/2024 от 19.08.2024

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Бондарева Ю.Н. Дело № 2-6733/2023

Докладчик Рябых Т.В. Дело № 33-3456/2024

УИД 48RS0001-01-2023-005983-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 сентября 2024 г. судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.,

судей Рябых Т.В., Степановой Н.Н.,

при ведении протокола секретарем Державиной Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области на решение Советского районного суда г. Липецка от 9 ноября 2023 г. с учетом определения об исправлении описки от 23 апреля 2024 г., определения об исправлении описки от 15 июля 2024 г., и дополнительное решение Советского районного суда г. Липецка от 12 февраля 2024 г., которыми постановлено:

«Исковые требования Орловой Татьяны Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты>) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области (ИНН 4826004782) о назначении единого пособия на детей о назначении единого пособия на детей удовлетворить.

Признать за Орловой Татьяной Сергеевной право на получение мер социальной поддержки – ежемесячного пособия в связи с воспитанием детей в возрасте до 17 лет: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Возложить на отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области обязанность назначить Орловой Татьяне Сергеевне единое пособие в соответствии со ст. 9 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» на детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с момента обращения за пособием – 05.09.2023.

Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и почтовые расходы в сумме 81 рубль 50 копеек».

Заслушав доклад судьи Рябых Т.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Орлова Т.С. обратилась в суд с иском к ОСФР по Липецкой области о признании права на получение ежемесячного пособия на детей.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что обратилась в ОСФР по Липецкой области с заявлением о назначении ежемесячного пособия на воспитание детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В назначении услуги ей отказано в связи с тем, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения. Полагает вынесенное ответчиком решение незаконным. В ходе консультации ей разъяснили, что при определении среднедушевого дохода семьи был учтен доход ее мужа Карпова А.С. за период 12 месяцев, предшествующих месяцу перед месяцем обращения за пособием. Однако ответчиком не принял во внимание, что брак между истцом и Карповым А.С. заключен только 2 сентября 2023 г.

Просила признать за ней право на получение мер социальной поддержки – ежемесячного пособия в связи с воспитанием детей в возрасте до 17 лет: ФИО1 и ФИО2, обязать ответчика назначить ей меру социальной поддержки – ежемесячное пособие в связи с воспитанием детей в возрасте до 17 лет: ФИО1 и ФИО2, с момента ее обращения за назначением пособия – 5 сентября 2023 г. Взыскать с ответчика судебные расходы в размере 5 300 руб. и почтовые расходы.

В судебном заседании истец Орлова Т.С. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ОСФР по Липецкой области по доверенности Селиванова О.Ю. иск не признала, указав, что решение ОСФР по Липецкой области является законным и обоснованным.

Третье лицо Карпов А.С. в судебное заседание не явился.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционных жалобах ответчик ОСФР по Липецкой области просит решение и дополнительное решение суда отменить, постановить новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права. При вынесении решения судом первой инстанции не учтены положения Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. № 2330, согласно пункту 45 которых в состав семьи, определяемый на дату подачи заявления о назначении ежемесячного пособия и учитываемый при определении права на получение ежемесячного пособия и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), и его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам). Учитывая, что истец 2 сентября 2023 г. заключила брак с Карповым А.С., а 5 сентября 2023 г. обратилась с заявлением о назначении единого пособия на детей, при расчете среднедушевого дохода семьи подлежит включению не только истец и дети, но и ее супруг.

В суд апелляционной инстанции истец Орлова Т.С., представитель ответчика ОСФР по Липецкой области, третье лицо Карпов А.С. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. Исходя из положений части 3 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы гражданского дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает судебное постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

С 1 января 2023 г. на основании Федерального закона от 21 ноября 2022 г. N 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" действует ежемесячное пособие в связи с воспитанием ребенка до 17 лет.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлен общий порядок реализации права на получение ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Согласно данной норме право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Абзацем 6 статьи 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ предусмотрено, что право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.

В соответствии с абзацем 7 статьи 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу 8 статьи 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ в состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Орлова Т.С. имеет двоих несовершеннолетних детей – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

2 сентября 2023 года между Орловой Т.И. и Карповым А.С. заключен брак.

5 сентября 2023 г. Орлова Т.И. обратилась в ОСФР по Липецкой области с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с воспитанием детей до 17 лет.

Решением ОСФР по Липецкой области от 5 сентября 2023 г. Орловой Т.И. отказано в назначении мер социальной поддержки в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения.

Разрешая заявленные требования, суд, ссылаясь на положения Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», пришел к выводу о незаконности решения ОСФР по Липецкой области об отказе в назначении мер социальной поддержки, поскольку при определении среднедушевого дохода семьи не подлежит учету доход мужа истца Карпова А.С. за период 12 месяцев, предшествующих месяцу перед месяцем обращения за субсидией, так как брак между истцом и Карповым А.С заключен только 2 сентября 2023 г.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Суд не учел, что в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной настоящим Федеральным законом, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанного пособия, и форма заявления о его назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной статьи Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2330 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Так, согласно пункта 3 Порядка право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 31 Правил основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия являются превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения.

Согласно пункту 45 Правил в состав семьи, определяемый на дату подачи заявления о назначении ежемесячного пособия и учитываемый при определении права на получение ежемесячного пособия и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), и его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).

При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, пенсии, пособия, сумма получаемых алиментов, движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) и другие выплат, установленные данным Порядком (пункт 47).

Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением ежемесячного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 48 Правил).

Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 54 Правил).

Таким образом, при принятии решения о назначении ежемесячного пособия в связи с воспитанием ребенка подлежит установлению среднедушевой доход семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения состава семьи. При этом состав семьи определяется на дату подачи заявления о назначении ежемесячного пособия.

Учитывая, что на дату подачи Орловой Т.С. заявления о назначении ежемесячного пособия на воспитание детей - 5 сентября 2023 г., членами ее семьи являлись: супруг Карпов А.С. (актовая запись о регистрации брака от 2 сентября 2023 г.), дети - ФИО2, ФИО1, то действия ОСФР по Липецкой области по расчету среднедушевого дохода семьи с включением доходов супруга заявителя являются законными и обоснованными, что не было учтено судом первой инстанции.

Согласно представленным ОСФР по Липецкой области сведениям доход семьи заявителя за расчетный период с 1 августа 2022 г. по 31 июля 2023 г. составил 753308 руб. 06 коп., из них:

доход заявителя – 24000 руб. – алименты, указанные заявителем;

доход супруга заявителя Карпова А.С. – 602 061 руб. 25 коп. (602 061 руб. 20 коп. - заработная плата, 05 коп. - доходы в виде процентов, получаемых по вкладам в банках);

доход ФИО2 – 131130 руб. 70 коп. (111015 руб. 64 коп. - пенсия по СПК + ФСД к пенсии; 20115 руб. 06 коп. - ЕДВ пострадавшим от радиационных катастроф);

доход ФИО1 – 20116 руб. 11 коп. (20115 руб. 06 коп. – ЕДВ пострадавшим от радиационных катастроф; 1 руб. 05 коп. – доходы в виде процентов, получаемых по вкладам в банках).

Таким образом, среднедушевой доход семьи заявителя на дату подачи заявления составляет 15693 руб. 92 коп. (753308 руб. 06 коп. /12(календарные месяцы) /4 (количество членов семьи)), что превышает величину прожиточного минимума в Липецкой области на 2023 г. в расчете на душу населения – 11931 руб., установленную Постановлением Правительства Липецкой области от 20 декабря 2022 г. № 319 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Липецкой области на 2023 г.».

Исходя из вышеизложенного, в соответствии с подпунктом «б» пункта 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. № 2330, ОСФР по Липецкой области обоснованно отказано Орловой Т.С. в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка по основанию – превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячного пособия.

В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене с постановкой нового решения об отказе Орловой Т.С. в удовлетворении исковых требований и признании права на получение ежемесячного пособия на воспитание детей.

Учитывая, что в иске истцу отказано, то в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат и взысканию с ответчика судебные расходы.

При таких обстоятельствах постановленное судом решение, дополнительное решение подлежат отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении заявленных истцом исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Липецка от 9 ноября 2023 г. с учетом определения об исправлении описки от 23 апреля 2024 г., определения об исправлении описки от 15 июля 2024 г., и дополнительное решение Советского районного суда г. Липецка от 12 февраля 2024 г. отменить и постановить новое решение, которым Орловой Татьяне Сергеевне отказать в удовлетворении исковых требований к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить ежемесячное пособие в связи с воспитанием детей в возрасте до 17 лет с 5 сентября 2023г., взыскании судебных расходов.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

Дата изготовления мотивированного апелляционного определения 23 сентября 2024 г.

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Бондарева Ю.Н. Дело № 2-6733/2023

Докладчик Рябых Т.В. Дело № 33-3456/2024

УИД 48RS0001-01-2023-005983-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 сентября 2024 г. судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.,

судей Рябых Т.В., Степановой Н.Н.,

при ведении протокола секретарем Державиной Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области на решение Советского районного суда г. Липецка от 9 ноября 2023 г. с учетом определения об исправлении описки от 23 апреля 2024 г., определения об исправлении описки от 15 июля 2024 г., и дополнительное решение Советского районного суда г. Липецка от 12 февраля 2024 г., которыми постановлено:

«Исковые требования Орловой Татьяны Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты>) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области (ИНН 4826004782) о назначении единого пособия на детей о назначении единого пособия на детей удовлетворить.

Признать за Орловой Татьяной Сергеевной право на получение мер социальной поддержки – ежемесячного пособия в связи с воспитанием детей в возрасте до 17 лет: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Возложить на отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области обязанность назначить Орловой Татьяне Сергеевне единое пособие в соответствии со ст. 9 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» на детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с момента обращения за пособием – 05.09.2023.

Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и почтовые расходы в сумме 81 рубль 50 копеек».

Заслушав доклад судьи Рябых Т.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Орлова Т.С. обратилась в суд с иском к ОСФР по Липецкой области о признании права на получение ежемесячного пособия на детей.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что обратилась в ОСФР по Липецкой области с заявлением о назначении ежемесячного пособия на воспитание детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В назначении услуги ей отказано в связи с тем, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения. Полагает вынесенное ответчиком решение незаконным. В ходе консультации ей разъяснили, что при определении среднедушевого дохода семьи был учтен доход ее мужа Карпова А.С. за период 12 месяцев, предшествующих месяцу перед месяцем обращения за пособием. Однако ответчиком не принял во внимание, что брак между истцом и Карповым А.С. заключен только 2 сентября 2023 г.

Просила признать за ней право на получение мер социальной поддержки – ежемесячного пособия в связи с воспитанием детей в возрасте до 17 лет: ФИО1 и ФИО2, обязать ответчика назначить ей меру социальной поддержки – ежемесячное пособие в связи с воспитанием детей в возрасте до 17 лет: ФИО1 и ФИО2, с момента ее обращения за назначением пособия – 5 сентября 2023 г. Взыскать с ответчика судебные расходы в размере 5 300 руб. и почтовые расходы.

В судебном заседании истец Орлова Т.С. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ОСФР по Липецкой области по доверенности Селиванова О.Ю. иск не признала, указав, что решение ОСФР по Липецкой области является законным и обоснованным.

Третье лицо Карпов А.С. в судебное заседание не явился.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционных жалобах ответчик ОСФР по Липецкой области просит решение и дополнительное решение суда отменить, постановить новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права. При вынесении решения судом первой инстанции не учтены положения Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. № 2330, согласно пункту 45 которых в состав семьи, определяемый на дату подачи заявления о назначении ежемесячного пособия и учитываемый при определении права на получение ежемесячного пособия и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), и его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам). Учитывая, что истец 2 сентября 2023 г. заключила брак с Карповым А.С., а 5 сентября 2023 г. обратилась с заявлением о назначении единого пособия на детей, при расчете среднедушевого дохода семьи подлежит включению не только истец и дети, но и ее супруг.

В суд апелляционной инстанции истец Орлова Т.С., представитель ответчика ОСФР по Липецкой области, третье лицо Карпов А.С. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. Исходя из положений части 3 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы гражданского дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает судебное постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

С 1 января 2023 г. на основании Федерального закона от 21 ноября 2022 г. N 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" действует ежемесячное пособие в связи с воспитанием ребенка до 17 лет.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлен общий порядок реализации права на получение ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Согласно данной норме право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Абзацем 6 статьи 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ предусмотрено, что право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.

В соответствии с абзацем 7 статьи 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу 8 статьи 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ в состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Орлова Т.С. имеет двоих несовершеннолетних детей – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

2 сентября 2023 года между Орловой Т.И. и Карповым А.С. заключен брак.

5 сентября 2023 г. Орлова Т.И. обратилась в ОСФР по Липецкой области с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с воспитанием детей до 17 лет.

Решением ОСФР по Липецкой области от 5 сентября 2023 г. Орловой Т.И. отказано в назначении мер социальной поддержки в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения.

Разрешая заявленные требования, суд, ссылаясь на положения Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», пришел к выводу о незаконности решения ОСФР по Липецкой области об отказе в назначении мер социальной поддержки, поскольку при определении среднедушевого дохода семьи не подлежит учету доход мужа истца Карпова А.С. за период 12 месяцев, предшествующих месяцу перед месяцем обращения за субсидией, так как брак между истцом и Карповым А.С заключен только 2 сентября 2023 г.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Суд не учел, что в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной настоящим Федеральным законом, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанного пособия, и форма заявления о его назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной статьи Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2330 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Так, согласно пункта 3 Порядка право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 31 Правил основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия являются превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения.

Согласно пункту 45 Правил в состав семьи, определяемый на дату подачи заявления о назначении ежемесячного пособия и учитываемый при определении права на получение ежемесячного пособия и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), и его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).

При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, пенсии, пособия, сумма получаемых алиментов, движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) и другие выплат, установленные данным Порядком (пункт 47).

Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением ежемесячного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 48 Правил).

Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 54 Правил).

Таким образом, при принятии решения о назначении ежемесячного пособия в связи с воспитанием ребенка подлежит установлению среднедушевой доход семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения состава семьи. При этом состав семьи определяется на дату подачи заявления о назначении ежемесячного пособия.

Учитывая, что на дату подачи Орловой Т.С. заявления о назначении ежемесячного пособия на воспитание детей - 5 сентября 2023 г., членами ее семьи являлись: супруг Карпов А.С. (актовая запись о регистрации брака от 2 сентября 2023 г.), дети - ФИО2, ФИО1, то действия ОСФР по Липецкой области по расчету среднедушевого дохода семьи с включением доходов супруга заявителя являются законными и обоснованными, что не было учтено судом первой инстанции.

Согласно представленным ОСФР по Липецкой области сведениям доход семьи заявителя за расчетный период с 1 августа 2022 г. по 31 июля 2023 г. составил 753308 руб. 06 коп., из них:

доход заявителя – 24000 руб. – алименты, указанные заявителем;

доход супруга заявителя Карпова А.С. – 602 061 руб. 25 коп. (602 061 руб. 20 коп. - заработная плата, 05 коп. - доходы в виде процентов, получаемых по вкладам в банках);

доход ФИО2 – 131130 руб. 70 коп. (111015 руб. 64 коп. - пенсия по СПК + ФСД к пенсии; 20115 руб. 06 коп. - ЕДВ пострадавшим от радиационных катастроф);

доход ФИО1 – 20116 руб. 11 коп. (20115 руб. 06 коп. – ЕДВ пострадавшим от радиационных катастроф; 1 руб. 05 коп. – доходы в виде процентов, получаемых по вкладам в банках).

Таким образом, среднедушевой доход семьи заявителя на дату подачи заявления составляет 15693 руб. 92 коп. (753308 руб. 06 коп. /12(календарные месяцы) /4 (количество членов семьи)), что превышает величину прожиточного минимума в Липецкой области на 2023 г. в расчете на душу населения – 11931 руб., установленную Постановлением Правительства Липецкой области от 20 декабря 2022 г. № 319 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Липецкой области на 2023 г.».

Исходя из вышеизложенного, в соответствии с подпунктом «б» пункта 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. № 2330, ОСФР по Липецкой области обоснованно отказано Орловой Т.С. в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка по основанию – превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячного пособия.

В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене с постановкой нового решения об отказе Орловой Т.С. в удовлетворении исковых требований и признании права на получение ежемесячного пособия на воспитание детей.

Учитывая, что в иске истцу отказано, то в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат и взысканию с ответчика судебные расходы.

При таких обстоятельствах постановленное судом решение, дополнительное решение подлежат отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении заявленных истцом исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Липецка от 9 ноября 2023 г. с учетом определения об исправлении описки от 23 апреля 2024 г., определения об исправлении описки от 15 июля 2024 г., и дополнительное решение Советского районного суда г. Липецка от 12 февраля 2024 г. отменить и постановить новое решение, которым Орловой Татьяне Сергеевне отказать в удовлетворении исковых требований к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить ежемесячное пособие в связи с воспитанием детей в возрасте до 17 лет с 5 сентября 2023г., взыскании судебных расходов.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

Дата изготовления мотивированного апелляционного определения 23 сентября 2024 г.

33-3456/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Орлова Татьяна Сергеевна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области
Другие
Карпов Александр Сергеевич
Суд
Липецкий областной суд
Дело на странице суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
18.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024Передано в экспедицию
18.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее