Судья Коробова Ю.Е. Дело ***
УИД 22RS0***-26
12-50/2022 (номер в 1 инстанции)
РЕШЕНИЕ
07 декабря 2022 года г. Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Барсукова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании протест Алейского межрайонного прокурора на решение судьи Алейского городского суда Алтайского края от 21 октября 2022 года по жалобе В. на определение Алейского межрайонного прокурора от 31 августа 2022 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Определением Алейского межрайонного прокурора от 31 августа 2022 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении администрации г. Алейска по части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Алейского городского суда Алтайского края от 21 октября 2022 года определение Алейского межрайонного прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В протесте Алейский межрайонный прокурор просит отменить решение Алейского городского суда от 21 октября 2022 года, оставить определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 31 августа 2022 года без изменения. В обоснование прокурором указано, что администрация г. Алейска не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ее полномочия по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов являются властно-распорядительными функциями данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией указанной статьи Кодекса; выявленные должностным лицом Роспотребнадзора нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления связаны с установлением контейнерных площадок, что не предусмотрено диспозицией части 1 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует об отсутствии объективной стороны административного правонарушения; судом не дана оценка тому обстоятельству, что денежные средства, выделенные администрацией г. Алейска в 2022 году на обустройство мест накопления твердых коммунальных отходов, освоены в полном объеме.
В.. представлены возражения, в которых он просил оставить решение Алейского городского суда Алтайского края от 21 октября 2022 года без изменения, протест прокурора без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор Хворов И.А. поддержал доводы протеста, просил его удовлетворить.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав прокурора, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
При рассмотрении жалобы в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъектом административной юрисдикции, правомочным пересматривать жалобу, должно быть обеспечено соблюдение требований статьи 30.6 данного Кодекса, в том числе должны быть проверены на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно положениям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья может вынести решение, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в территориальный орган Роспотребнадзора поступило заявление В. о нарушении в г. Алейске санитарного порядка установки контейнеров для мусора и принятия соответствующих мер воздействия.
В рамках проверки обстоятельств, на которые указано в обращении, административным органом выявлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства в части отсутствия оборудованных площадок для сбора твердых коммунальных отходов по следующим адресам в <адрес>
27 июля 2022 года руководителем территориального органа Роспотребнадзора в адрес администрации г. Алейска вынесено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований, указано на необходимость обеспечить исполнение части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», части 1 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
02 августа 2022 года В. обратился с заявлением к Алейскому межрайонному прокурору, в котором просил возбудить в отношении администрации г. Алейска производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением прокурора от 31 августа 2022 года в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении администрации г. Алейска отказано.
Частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
В соответствии с положениями части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п. п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пунктом 28 статьи 7 Устава муниципального образования город Алейск Алтайского края, принятого Решением Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от 23 декабря 2015 года *** (в редакции от 30 мая 2018 года ***), к вопросам местного значения городского округа отнесено, в том числе участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Установив указанные обстоятельства и проанализировав полномочия администрации г. Алейска в сфере организации мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов, суд первой инстанции пришел к преждевременности выводов прокурора относительно отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.
При этом суд учел сведения, содержащиеся в представленном по запросу реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Алейска, утвержденном постановлением администрации города Алейска от 25 февраля 2019 года ***, а также схеме размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Алейска.
Решая вопрос о направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение, судья районного суда исходил из того, что на день рассмотрения жалобы на определение прокурора срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек, в связи с чем выявленные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены при новом рассмотрении дела.
Оснований не согласиться с данным решением судьи не усматриваю.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 названного кодекса) являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
При этом частями 2, 3 указанной статьи определено, что такие сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Из анализа приведенных норм следует, что если отсутствуют достаточные данные, подтверждающие совершение лицом административного правонарушения, либо имеются предусмотренные частью 1 статьи 24.5 названного кодекса обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, по сообщению, заявлению физического или юридического лица выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В данном случае выводы об отсутствии в действиях администрации г. Алейска состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделаны без всестороннего, полного, объективного выяснения обстоятельств дела и при неверном толковании законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, в связи с чем обоснованно признаны судом преждевременными.
Приведенные в протесте прокурора доводы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, сами по себе не опровергают установленных по делу об административном правонарушении обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу судебного решения.
Указание в протесте на освоение в полном объеме денежных средств, выделенных администрацией г. Алейска на обустройство мест накопления твердых коммунальных отходов, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения протеста прокурора отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Алейского городского суда Алтайского края от 21 октября 2022 года оставить без изменения, протест Алейского межрайонного прокурора - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Н.Н. Барсукова