Дело № 2-1848/2024
УИД№ 18RS0011-01-2024-003133-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2024 года г. Глазов УР
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кирилловой О.В.,
при секретаре Люкиной Н.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области о признании права собственности на невостребованную земельную долю,
установил:
Администрации Муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области о признании права собственности на невостребованную земельную долю, мотивировав исковые требования тем, что постановлением администрации Глазовского района № 60.2.2 от 24 марта 1994 года «О внесении изменений в списки собственников земельных долей ассоциаций крестьянских хозяйств района, колхозов «Путь к коммунизму» и «Богатырка», сельскохозяйственного кооператива «Парзинский», в общую долевую собственность 441 гражданам был предоставлен земельный участок, размером 2761 га категории «земли сельскохозяйственного назначения» из состава земель, предоставленных ранее АХК «Адамская» Глазовского района. Администрация МО «Адамское», руководствуясь нормами ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», подготовила список земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые могут быть признаны невостребованными. Данный список был опубликован в общественно-политической газете северных удмуртов «Иднакар» Глазовского района УР от 11 апреля 2013 года №40-41, а также размещен на официальном портале МО «Глазовский район» Удмуртской Республики в сети «Интернет». Указный список был размещен на информационных щитах МО «Адамское». Первоначально в список невостребованных земельных долей были включены 443 собственников земельных долей. С момента публикации списка невостребованных земель в администрацию МО «Адамское» поступило 9 возражений в письменной форме. Об исключении их из списка невостребованных земель. Данные лица осуществили необходимые действия по распоряжению своей земельной долей и считают необоснованным включение из земельных долей в список невостребованных. После опубликования на официальном портале муниципального образования «Глазовский район» в разделе муниципального образования «Адамское» и общественно-политической газете северных удмуртов «Иднакар» 04.06.2015 года, на досках объявлений на 08.07.2015 г. Администрацией МО «Адамское», в д.Адам в здании МУК «Адамский ДЦ» было назначено собрание участников общей долевой собственности бывшего АКХ «Адамская». Из 443 участников общей долевой собственности на собрание явилось 7 человек. Согласно ст.14.1 п.5 Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее 20 % из общего числа. Таким образом, собрание, созванное 08.07.2015 года, признано не состоявшимся. Администрация МО «Адамское» своим постановлением от 10.08.2015 года №4 утвердила список в количестве 428 невостребованных земельных доли, в который вошли 224 умерших собственника земельных долей, у которых отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследство, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. В список невостребованных долей включена ФИО2, умершая ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была наделена земельной долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из числа земель сельскохозяйственного назначения, входящие в земельный участок с кадастровым номером 18:05:000000:47 на основании протокола №2 от 28.02.1992 г. Истец просит признать право собственности Муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» на невостребованную земельную долю Лукиной Марии Павловны, умершей 08.06.1995 г., площадью 6,6 га, в земельном участке с кадастровым номером 18:05:000000:47.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Возражений относительно иска не представил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия указанных лиц.
Суд, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» является самостоятельно действующим юридическим лицом.
Согласно Закону УР от 30.03.2021 г., сведений из Единого государственного реестра юридических лиц установлены полномочия истца на право предъявления исковых требований.
Постановлением Администрации №60.2.2 от 24.03.1994 «О внесении изменений в списки собственников земельных долей ассоциации крестьянских хозяйств района, колхозов «Путь к коммунизму» и «Богатырка», СХК «Парзинский» составлен список членов пайщиков ассоциации крестьянских хозяйств.
В районной газете Глазовского района Удмуртской Республики «Иднакар» от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано объявление МО «Адамское», список невостребованных земельных долей и просьба администрации ознакомиться с указанным списком. Согласно списку в нем числится, в том числе ФИО2
Согласно протоколу собрания участников долевой собственности бывшего АКХ «Адамская» Глазовского района Удмуртской Республики от 08.07.2015 года собрание по повестке об утверждении списка невостребованных земельных долей признано несостоявшимся.
Постановлением главы администрации МО «Адамское» от 10.08.2015 года №4 утверждены списки собственников невостребованных земельных долей. Согласно списку невостребованных земельных долей, ФИО2 выделена земельная доля, ее доля вошла в список невостребованных земель под номером 352.
Право собственности ФИО2 на земельную долю подтверждено свидетельством на право собственности на землю серии РФ-ХХХ 5105 № (регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что по адресу: Удмуртская Республика, Глазовский район, бывшая территория АКХ «Адамская», расположен земельный участок, площадью 27983846 кв.м. с кадастровым номером 18:05:000000:47. Право собственности ФИО2 на земельную долю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости) в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не зарегистрировано.
С момента возникновения права собственности на земельную долю и до своей смерти ФИО2 не передала свою земельную долю в аренду и не распорядилась ею иным образом.
По информации ЗАГС следует, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Также Отделом ЗАГС Администрации МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» представлена информация об отсутствии сведения о рождении детей у ФИО2, заключении/расторжении брака.
Из справки Администрации Глазовского района следует, что умершая ФИО2 постоянно по день смерти проживала по адресу: Удмуртская Республика, Глазовский район, <адрес>. На момент смерти проживала с ФИО4 Вместе с тем, исходя из представленных сведений ЗаГС, родство между ФИО2 и ФИО4, не установлено.
Согласно информации официального сайта Федеральной нотариальной палаты, после смерти ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело не заведено.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно разъяснениям, содержащихся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств.
Разрешая настоящее гражданское дело, суд руководствуется положениями ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, согласно которым правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 8 Конституции Российской Федерации закреплен принцип признания и равной защиты частной, государственной и муниципальной собственности.
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В силу ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Согласно п. 1 ст. 286 ГК РФ орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.
В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее по тексту Закон №101-ФЗ) названный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 15 Закона №101-ФЗ земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу названного закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями вышеуказанного Федерального закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
Так, в силу п. 1 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
Положениями п. 2 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения, о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно пунктам 3 и 4 указанной статьи орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется на утверждение общего собрания участников долевой собственности (п. 5 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ).
Впоследствии орган местного самоуправления опубликовывает в средствах массовой информации, а также размещает на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» и информационных щитах расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка не менее чем за 40 дней до дня проведения собрания сообщение о его проведении с указанием повестки дня (п. 2 и п. 3 ст. 14.1 Закона №101-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
По правилам п. 7 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.
Таким образом, законодатель установил, что невостребованными могут быть признаны только те земельные доли, сведения, о собственниках которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то есть такое право не зарегистрировано в установленном действующим законодательством порядке, либо после смерти собственника земельная доля не унаследована.
Собственник земельной доли ФИО2 умерла, с момента приобретения права на земельную долю право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним при жизни не зарегистрировала, не передала эту земельную долю в аренду, не выразила намерений распорядиться земельной долей и не использовала по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о не востребованности указанной земельной доли.
После смерти ФИО2 наследственное дело не заведено. Фактически принявших наследство наследников после ее смерти не установлено.
Свидетельство о праве собственности на наследство в виде земельной доли площадью 6.6 га в праве общей долевой собственности на земельные участки из числа земель сельскохозяйственного назначения, входящие в земельный участок с кадастровым номером 18:05:000000:47 не выдавалось.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что, в соответствии с требованиями ст. 12.1 Закона №101-ФЗ земельная доля ФИО2 обоснованно признана истцом невостребованной, поскольку ее собственник не предпринимал действий по надлежащему оформлению прав на земельную долю и распоряжению ею.
Обращение Администрации МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» с настоящим иском основано на законе и вызвано объективной необходимостью сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.
После смерти ФИО2 Российская Федерация в лице его территориального органа - МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области (до 19.12.2016 года - ТУ Росимущества в Удмуртской Республике) своих прав на данное имущество в порядке наследования не заявило и не оформило, право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не регистрировало, не выражало намерения распорядиться земельной долей и не использовало земельную долю по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о невостребованности указанной земельной доли.
Не были направлены указанным органом и письменные возражения в адрес истца о включении указанной земельной доли в список невостребованных.
При этом чьи-либо права на выражение своего волеизъявления в отношении указанной невостребованной земельной доли нарушены не были.
Согласно ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит запрета на признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Однако положения ст. 1151 ГК РФ не могут являться препятствием для признания выморочных земельных долей невостребованными и в дальнейшем для признания права муниципальной собственности на них. Возможность признания выморочных земельных долей невостребованными установлена п. 2 ст. 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям в отношении земельной доли ФИО2
Судом установлено и не оспорено ответчиком, что МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не заявило своих прав на указанную земельную долю. Спорное имущество до настоящего времени в реестре федерального имущества не учтено, свидетельства о праве на выморочное имущество налоговым органом не получены, следовательно, Российская Федерация не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным для выморочного имущества.
Факт отсутствия на сегодняшний день наследников, принявших наследство после смерти ФИО2 подтвержден исследованными доказательствами, что позволяет признать принадлежавшую ему земельную долю невостребованной при соблюдении установленной ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедуры, и влечет признание права муниципальной собственности на эту долю.
Кроме того, Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не обязывает орган местного самоуправления при решении вопроса о признании земельных долей невостребованными уведомлять уполномоченный распоряжаться выморочным имуществом государственный орган о существовании выморочных земельных долей. Равно такая же обязанность не возлагается данным Федеральным законом, а также и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 года № 4462-1 и на нотариуса.
Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей установлен п. 4 ст. 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и является единым для всех заинтересованных лиц. Порядок признания спорных земельных долей невостребованными истцом соблюден. Каких-либо нарушений и несоответствий соблюдения порядка опубликования списка невостребованных земельных долей не выявлено. Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей установлен п. 4 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и является единым для всех заинтересованных лиц.
Этот порядок, вопреки утверждению ответчика, не предусматривает обязанности указывать в публикуемом в средстве массовой информации и на официальном сайте в сети интернет списке невостребованных земельных долей сведения о том, что земельные участки являются выморочными. Постановлением главы администрации МО «Адамское» от 10.08.2015 №4 утвержден список невостребованных земель, в который под № вошла ФИО2 Данный список до настоящего времени никем в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан.
С учетом соблюдения Администрацией МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» порядка признания земельной доли невостребованной имеются основания для признания этой доли невостребованной и признания права муниципальной собственности на нее.
На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования Администрации МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области о признании права собственности на невостребованную земельную долю удовлетворить.
Признать право собственности муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» на невостребованную земельную долю, принадлежавшую ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства РФ-ХХХ 5105 №, площадью 6,6 га в праве общей долевой собственности на земельные участки из числа земель сельскохозяйственного назначения входящие в земельный участок с кадастровым номером 18:05:000000:47.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих сведений и изменений регистрирующим органом.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Глазовский районный суд УР.
Судья О.В. Кириллова