Дело № 2а - 132/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2022 года г. Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Ершовой Н.Г., при секретаре судебного заседания Зайцевой О.Ю., с участием помощника Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Михайличенко В.Н., представителя административного истца Лайченкова Р.А., административного ответчика Нахратова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №3» Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области к Нахратову А.В. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области обратился в суд с административным иском к Нахратову А.В. об установлении административного надзора, указав в обоснование своих требований, что ответчик осужден 15 сентября 2021 года Ленинским районным судом города Орска Оренбургской области по ч.1 ст. 314.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Конец срока отбытия наказания 26 января 2022 года.
Нахратов А.В. осужден за преступление, относящееся к категории небольшой тяжести, которое совершено им в период установления административного надзора на основании решения Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 28 января 2021 года сроком на 3 года.
Административный истец просит установить в отношении Нахратова А.В. административный надзор сроком на 3 года, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания со дня постановки его на учет в органе внутренних дел, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо местом пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22.00 до 06.00.
Представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области Лайченков Р.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске.
Административный ответчик ФИО2в судебном заседании просил суд не устанавливать административный надзор, поскольку он является лицом без гражданства, не имеет регистрации и определенного места жительства на территории <адрес>. Где будет проживать не знает, как соблюдать административный надзор ему не известно.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Михайличенко В.Н., который считал, что оснований для установления административного надзора в отношении Нахратова А.В. нет, исследовав и оценив все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».
В силу ст. 1 Федерального закона № 64-ФЗ под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 3 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрен перечень лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ определено, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Из материалов административного дела, а также личного дела Нахратова А.В. следует, что ответчик осужден 15 сентября 2021 года Ленинским районным судом города Орска Оренбургской области по ч.1 ст. 314.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Нахратов А.В. осужден за преступление, относящееся к категории небольшой тяжести, которое совершено им в период установления административного надзора на основании решения Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 28 января 2021 года сроком на 3 года.
Таким образом, судом установлено, что Нахратов А.В. является совершеннолетним лицом, подлежащим освобождению из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение преступления в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Вместе с тем из разъяснений, содержащихся п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует, что административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
В силу статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона в целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Сведения о том, что административный ответчик имеет российское гражданство или иные законные основания для пребывания (проживания) после освобождения из исправительного учреждения на территории Российской Федерации в деле отсутствуют.
Из материалов личного дела осужденногоНахратова А.В.следует, что он не является гражданином иностранного государства, гражданства Российской Федерации также не имеет, законных оснований для проживания на территории РФ не имеет, в отношении Нахратова А.В. имеется распоряжение Минюста РФ от 09.06.2015 № 4652-рн о нежелательности пребывания(проживания) в РФ лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. УВМ УМВД России по Оренбургской области 19.01.2018 вынесено решение о депортации Нахратова А.В. из РФ.
На основании ч. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение оегореадмиссии.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию":
В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Исходя из совокупности указанных правовых норм, административный надзор не может устанавливаться в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, не имеющего законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.
Таким образом, указанные обстоятельства с учетом вышеприведенных положений федерального законодательства препятствуют применению к Нахратову А.В. мер административного надзора после его освобождения из мест лишения свободы. Оснований для удовлетворения искового заявления суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 3» Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области к Нахратову А.В. об установлении административного надзора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом.
Судья: Н.Г. Ершова
Мотивированное решение составлено 18 января 2022 года
Судья: Н.Г. Ершова