Дело № 2-3634 (2017)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2017 года Советский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Хроминой А.С.
при секретаре Касиной Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаева А.С. к Брянской городской администрации об исправлении реестровой ошибки и внесении изменений в сведения о местоположении границы муниципального образования город Брянск,
У С Т А Н О В И Л:
Исаев А.С. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым №..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, площадь 620 кв.м, расположенный <адрес>, о чем в ЕГРН имеется запись регистрации №... от 27.01.2016.
Земельный участок перешел в собственность истца на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного Н., ВРиО нотариуса Брянского нотариального округа Брянской области К. <дата>, реестровый №..., соглашения о разделе наследственного имущества от <дата>. Земельный участок принадлежит наследодателю на основании свидетельства №... на право собственности на землю, выданного Администрацией г. Брянска <дата>.
Земельный участок административно относился и относится к Советскому району г. Брянска и входит в территорию садоводческого товарищества «Дружба-2». Оплата земельного налога на земельный участок всегда осуществлялась муниципальному образованию город Брянск. Вместе с тем, в связи с уточнением местоположения границы земельного участка 19.04.2016 истец обратился в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области с заявлением о внесении изменений объекта недвижимости – земельного участка. Данный орган отказал в учете изменений объекта недвижимости ввиду следующего обстоятельства: на основании межевого плана одна граница уточняемого земельного участка пересекает границу муниципального образования г. Брянск (решение от 22.06.2016 № 32/701/16-39389).
Из заключения кадастрового инженера Немковой И.В. от 24.08.2016 следует, что при выполнении кадастровых работ по подготовке межевого плана выявлено, что земельный участок <адрес>, с кадастровым №... расположен в двух кварталах: №... и №... и одна из границ уточняемого земельного участка пересекает границу муниципального образования.
Частичное территориальное расположение земельного участка на публичной кадастровой карте в границах муниципального образования г. Брянск и муниципального образования Брянский район обусловлено внесением в государственный кадастр недвижимости недостоверных (ошибочных) сведений о границе муниципального образования г. Брянск на основании Карты (плана) границ муниципального образования «городской округ город Брянск», изготовленной ОАО «Брянскземпроект» 11.04.2011 и утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 11.04.2011 № 333 «Об утверждении карты (плана) границ муниципального образования город Брянск».
Истец полагает, что Карта (план) границы муниципального образования «городской округ город Брянск» была изготовлена ОАО «Брянскземпроект» с нарушением требований норм действующего законодательства к установлению границ муниципальных образований.
На основании изложенного, истец с учетом уточнений просит суд:
1. Признать наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границы муниципального образования городской округ город Брянск, внесенных на основании Карты (плана) границ муниципального образования городской округ город Брянск, утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 11.04.2011 № 333 в части не включения в территорию муниципального образования г. Брянск земельного участка с кадастровым №... по <адрес> площадью 620 кв.м.
2. Исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН о местоположении границы муниципального образования городской округ г. Брянск путем изменения координат характерных точек границы муниципального образования город Брянск в соответствии с межевым планом от 06.04.2016, подготовленным кадастровым инженером Немковой И.В.
3. Установить границы земельного участка с кадастровым №... по <адрес> площадью 620 кв.м, в сведениях ГКН в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
X |
Y |
|
Н1 |
488302.23 |
217817.14 |
2 |
488374,68 |
2172052,54 |
Н2 |
488292.65 |
2171831.37 |
НЗ |
488292.09 |
2171831.23 |
1 |
488282.12 |
2171827.54 |
Н4 |
488265.18 |
2171820.29 |
Н5 |
488273.63 |
2171808.26 |
Н6 |
488272.32 |
2171806.61 |
3 |
488354,80 |
2172027,94 |
Н7 |
488279.65 |
2171800.81 |
Н8 |
488280.71 |
2171799.87 |
Н9 |
488282.95 |
2171802.55 |
Н10 |
488284.51 |
2171802.81 |
Н11 |
488287.40 |
2171805.31 |
Н12 |
488294.17 |
2171811.35 |
Н1 |
488302.23 |
2171817.14 |
Определениями Советского районного суда г. Брянска к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Брянской области и в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Управление имущественных отношений Брянской области и кадастровый инженер Немкова И.В.
В ходе судебного заседания судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, удовлетворено ходатайство представителя Правительства Брянской области об исключении из числа ответчиков и привлечении к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
В судебном заседании истец Исаев А.С. заявленные требования с учетом уточнений поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Брянской городской администрации Маслов Д.А., главный специалист сектора правового обеспечения и правовой экспертизы правового управления, исковые требования не признал.
Представитель 3-го лица Правительства Брянской области Чикин Е.Н., начальник отдела регистра муниципальных нормативных правовых актов правового управления администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области, оставил разрешение требований на усмотрение суда.
Представители 3-их лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», ОАО «Брянскземпроект», Управления Росреестра по Брянской области, Управления имущественных отношений Брянской области, Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, кадастровый инженер Немкова И.В. в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В заявлении на имя суда представитель Управления имущественных отношений Брянской области просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменных отзывах представители Управления Росреестра по Брянской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» оставили разрешение спора на усмотрение суда.
В письменном отзыве начальник Управления имущественных и земельных отношений БГА полагала, что в случае установления судом доказанного факта наличия реестровой ошибки возможно исправление имеющейся реестровой ошибки путем внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН в отношении границы муниципального образования г. Брянск в местах пересечения принадлежащего Исаеву А.С. земельного участка, с кадастровым №... посредством установления характерных точек, в соответствии с которым будет изменено прохождение границы муниципального образования г. Брянск.
Суд с согласия лиц, участвующих в деле, и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из дела следует, что истец является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, площадью 620 кв.м, расположенного <адрес>, и расположенного на нем нежилого здания площадью 25,5 кв.м. Документы-основания: свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> и соглашение о разделе наследственного имущества от <дата>
Решением Филиала ФГБУ "ФКП" по Брянской области № 32/701/16-39389 от 22.07.2016г. истцу отказано в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым №..., расположенного <адрес>, на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре (на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Немковой И.В., одна из границ уточняемого земельного участка пересекает границу муниципального образования г. Брянск).
Оценивая обоснованность заявленных требований и возражений, суд принимает во внимание следующее.
С 1 января 2017г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), в ст. 72 которого указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу. Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2 ст. 1 Закона о регистрации).
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона о регистрации, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ, ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации, земельные участки относятся к объектам недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие признать ее индивидуально определенной вещью.
Подтверждением существования объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи является государственный кадастровый учет, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации).
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о регистрации к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно ч. 8 ст. 22 Закона о регистрации местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Статьями 22 - 24.1 Закона о регистрации утверждены требования к межевому плану, техническому плану, карте-плану территории, акту обследования.
Так, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ карта-план территории содержит необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ. Карта-план территории состоит из текстовой и графической частей.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации).
Исходя из ч. 3 ст. 61 Закона о регистрации, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда, (ч. 4 ст. 61 Закона о регистрации).
Также необходимо отметить, что исправление реестровой ошибки возможно путем внесения изменений в конфигурацию земельного участка, возможность которых может быть установлена путем проведения землеустроительной экспертизы.
В силу ст. 14, ст. 58 Закона о регистрации, вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Кроме того, в соответствии со ст.8.1. ГК РФ, ст. 14 Закона о регистрации государственная регистрация носит заявительный характер, в частности государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 13 ГПК РФ).
Порядок установления границ муниципальных образований регламентирован Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ст. ст. 11, 12 Закона N 131-ФЗ " при установлении или изменении границы муниципальных образований, территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, территория поселения не может входить в состав территории другого поселения.
Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов (п. 2 ст. 12 Закона N 131-Ф3).
При рассмотрении споров о границах участков суд учитывает, в частности:
наличие у истца права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка;
наличие препятствий к осуществлению правомочий пользования и владения участком и в чем заключается нарушение (угроза нарушения) права;
что именно ответчик противоправно создал препятствия к осуществлению истцом правомочий по пользованию и (или) распоряжению земельным участком.
Как указано в заключении кадастрового инженера Немковой И.В. от 24.08.2016г., в ходе выполнения кадастровых работ по подготовке межевого плана выявлено, что земельный участок <адрес>, с кадастровым №... расположен в двух кадастровых кварталах №... и №... и одна из границ уточняемого земельного участка пересекает границу муниципального образования. Пересечение границы земельного участка возникло вследствие ошибки, допущенной при проведении межевания и определения координат характерных точек границы муниципального образования город Брянск.
На основании муниципального контракта от 14.04.2008 № 5, заказчиком работ по которому являлся Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации, ОАО «Брянскземпроект» выполнены работы по выносу границ муниципального образования «город Брянск».
Работы выполнялись в целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закона Брянской области от 09.03.2005 № 3-3 «О наделении муниципальных образований статусом городского поселения, сельского поселения и установления границ муниципальных образований в Брянской области». Настоящий Закон наделяет муниципальные образования статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и устанавливает границы муниципальных образований в Брянской области.
В приложении 1 к Закону Брянской области "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" описана проектируемая граница города Брянска.
По результатам выполненных работ ОАО «Брянскземпроект» составлены описание местоположения границы муниципального образования городского округа г. Брянск, каталог координат поворотных точек границы с указанием значений поворотных точек устанавливаемых границ, карта (план) границ муниципального образования.
В соответствии с полномочиями постановлением администрацией Брянской области от 11.04.2011г. № 333 утверждена карта (план) границ муниципального образования "городской округ "город Брянск".
В ЕГРН содержатся сведения о регистрации права собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, площадь 620 кв.м, кадастровый №..., расположенный <адрес>, правообладатель: Исаев А.С. (запись №... от 27.01.2016г.). Документы-основания: 1) Свидетельство о праве на наследство по закону, выдала Н., временно исполняющая обязанности нотариуса Брянского нотариального округа Брянской области К. <дата>, реестровый №...; 2) Соглашение о разделе наследственного имущества от <дата>.
Также на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым №..., общей площадью 620 кв.м, поставлен как «ранее учтенный», границы не указаны.
Ходатайств о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено. Оснований для постановки на разрешение вопроса о назначении судебной землеустроительной экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.
Суд полагает, что истцом представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границы муниципального образования городской округ г. Брянск, внесенных на основании Карты (плана) границ муниципального образования городской округ г. Брянск, утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 11.04.2011г. № 333 в части не включения в территорию муниципального образования г. Брянск принадлежащего истцу земельного участка.
На основании изложенного, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Исаева А.С. к Брянской городской администрации об исправлении реестровой ошибки и внесении изменений в сведения о местоположении границы муниципального образования город Брянск удовлетворить.
Признать наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы муниципального образования городской округ город Брянск, внесенных на основании Карты (плана) границ муниципального образования городской округ город Брянск, утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 11.04.2011 года № 333 в части не включения в территорию муниципального образования город Брянск земельного участка с кадастровым №... по <адрес> площадью 620 кв.м.
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы муниципального образования городской округ город Брянск путем изменения координат характерных точек границы муниципального образования город Брянск в соответствии с межевым планом от 06.04.2016 года, подготовленным кадастровым инженером Немковой И.В.
Установить границы земельного участка с кадастровым №... по <адрес>, площадью 620 кв.м, в сведениях государственного кадастра недвижимости в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
X |
Y |
|
Н1 |
488302.23 |
217817.14 |
2 |
488374,68 |
2172052,54 |
Н2 |
488292.65 |
2171831.37 |
НЗ |
488292.09 |
2171831.23 |
1 |
488282.12 |
2171827.54 |
Н4 |
488265.18 |
2171820.29 |
Н5 |
488273.63 |
2171808.26 |
Н6 |
488272.32 |
2171806.61 |
3 |
488354,80 |
2172027,94 |
Н7 |
488279.65 |
2171800.81 |
Н8 |
488280.71 |
2171799.87 |
Н9 |
488282.95 |
2171802.55 |
Н10 |
488284.51 |
2171802.81 |
Н11 |
488287.40 |
2171805.31 |
Н12 |
488294.17 |
2171811.35 |
Н1 |
488302.23 |
2171817.14 |
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца.
Председательствующий А.С.Хромина
Мотивированное решение
изготовлено 14 ноября 2017 года