Дело № 12-19/2024
УИД 13RS0019-01-2024-001791-21
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
с. Кемля 14 октября 2024 г.
Судья Ичалковского районного суда Республики Мордовия Тащилина Елена Петровна, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Овчинникова Э.И. на постановление № 85 от 20 августа 2024 г. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Заповедная Мордовия» Цыганова А.В. о привлечении Овчинникова Э.И. к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением № 85 от 20 августа 2024 г. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Заповедная Мордовия» Цыганова А.В., Овчинников Э.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что 14 июля 2024 г., в 16 час. 02 мин., он допустил нахождение мотоцикла марки BMW R1100RS, государственный номер <данные изъяты>, на территории 102 квартала Кемлянского участкового лесничества национального парка «Смольный» (являющегося особо охраняемой территорией федерального значения), вне дорог общего пользования, за которое ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
На указанное постановление Овчинниковым Э.И. подана жалоба, в которой он выражает несогласие с вынесенным постановлением, считая его незаконным, а привлечение к административной ответственности необоснованным. При этом указано, что вынесению постановления предшествовала процедура составления протокола об административном правонарушении. Сообщением от 25 июля 2024 г. № 643 он был приглашен к 13 ч. 00 мин. 6 августа 2024 г. по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский район, п. Смольный, ул. Тополей, д. 11а, для составления протокола об административном правонарушении. Однако протокол был составлен 8 августа 2024 г. в его отсутствие. При этом он не был извещен о том, что протокол будет составлен в иную дату, а не в заявленную изначально. Почтой ему был направлен протокол, составленный 8 августа 2024 г. на оборотной стороне которого содержалось извещение о том, что дело об административном правонарушении будет рассмотрено в 10 час. 00 мин. 24 августа 2024 г., по адресу Республика Мордовия, Ичалковский район, п. Смольный, уд. Тополей, д. 11а. Сопроводительное письмо от 8 августа 2024 г. содержало приглашение на рассмотрение дела об административном правонарушении на территории национального парка «Смольный» по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к 10 час. 00 мин. 21 августа 2024 г., в помещении отдела охраны административного здания по адресу Республика Мордовия, Ичалковский район, п. Смольный, ул. Тополей, д. 11а. Постановление № 85 по делу об административном нарушении вынесено 20 августа 2024 г. в его отсутствие. При этом он не был извещен о том, что дело об административном правонарушении будет рассмотрено раньше назначенной даты. Он надеялся присутствовать при рассмотрении дела и собирался уточнить конкретную дату рассмотрения дела, но не успел. При рассмотрении дела он собирался указать на то, что его вина в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлена. Мотоцикл марки BMW R1100RS, г.р.з. <данные изъяты> действительно принадлежит ему, однако, не установлено, что мотоцикл на территории 102 квартала Кемлянского участкового лесничества национального парка «Смольный» был припаркован именно им.
С учетом изложенного Овчинников Э.И. просит постановление № 85 от 20 августа 2024 г. отменить.
В судебном заседании Овчинников Э.И., надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимал. При этом письменно ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Заповедная Мордовия» Цыганов А.В., надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимал. При этом представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 настоящего Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Согласно абзацу первому преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются перечисленные в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» категории указанных территорий, к числу которых относятся национальные парки.
Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии, и запрещается осуществление любой, не предусмотренной настоящим Федеральным законом, деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность, в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Исходя из положений подпункта «ж» пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным ресурсам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков.
В силу пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке. За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата.
Приказом Минприроды России от 27 июня 2017 г. № 321 утверждено Положение о национальном парке «Смольный».
Согласно пунктам 3, 4 данного Положения национальный парк «Смольный» расположен на территории Большеигнатовского и Ичалковского муниципальных районов Республики Мордовия. Границы национального парка «Смольный» определены в системе координат СК-13 и представлены в приложении 1 к настоящему Положению.
В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 9 Положения о национальном парке «Смольный» на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: движение и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, проход и стоянка судов и иных плавучих средств вне водных путей общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, кроме случаев, связанных с функционированием национального парка; уничтожение и повреждение аншлагов, шлагбаумов, стендов, граничных столбов и других информационных знаков и указателей, оборудованных экологических троп и мест отдыха, строений на территории национального парка, а также имущества Учреждения, нанесение надписей и знаков на валунах, деревьях, обнажениях горных пород и историко-культурных объектах.
Основанием для привлечения Овчинникова Э.И. к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил факт нахождения принадлежащего ему мотоцикла марки BMW R1100RS, государственный номер 2307АВ13, на территории национального парка «Смольный», а именно: на территории квартала 102 Кемлянского участкового лесничества, вне дорог общего пользования.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня его составления.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
В силу части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из материалов дела следует, что письмом от 25 июля 2024 г. Овчинников Э.И. извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении – 13 час. 00 мин., 6 августа 2024 г., посредством направления соответствующего уведомления заказным письмом с уведомлением по месту жительства: <адрес> (л.д. 29, 30 об.).
Протокол об административном правонарушении в отношении Овчинникова Э.И. составлен 8 августа 2024 г. в его отсутствие (л.д. 31).
Между тем, сведений об отложении рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Овчинникова Э.И. на более поздний срок и его надлежащем извещении о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, материалы дела не содержат.
Таким образом, Овчинников Э.И. не был надлежащим образом уведомлен о дате и времени составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, 8 августа 2024 г. копия протокола серии «П» № 177 от 8 августа 2024 г. направлена Овчинникову Э.И. по месту жительства, и одновременно Овчинников Э.И. извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении – 10 час. 00 мин., 21 августа 2024 г., посредством направления соответствующего уведомления заказным письмом с уведомлением (л.д. 32-33).
Однако постановление по делу об административном правонарушении № 85 в отношении Овчинникова Э.И. вынесено 20 августа 2024 г. также без его участия (л.д. 34).
По смыслу положений статей 25.1, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, при отсутствии сведений о его надлежащем извещении о времени и месте совершения указанных действий, является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, влекущем отмену постановления и возвращение дела на новое рассмотрение.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 г. № 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах постановление № 85 от 20 августа 2024 г. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Заповедная Мордовия» Цыганова А.В. о привлечении Овчинникова Э.И. к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы Овчинникова Э.И. срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный для данной категории дел, не истек, дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение должностному лицу ФГБУ «Заповедная Мордовия».
При новом рассмотрении данного дела должностному лицу следует учесть изложенное выше, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для дела, предоставить участникам производства по делу возможность реализации предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных прав.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
жалобу Овчинникова Э.И. удовлетворить.
Постановление № 85 от 20 августа 2024 г. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Заповедная Мордовия» Цыганова А.В. о привлечении Овчинникова Э.И. к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение должностному лицу Федерального государственного бюджетного учреждения «Заповедная Мордовия».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в верховный суд республики в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Ичалковского районного суда
Республики Мордовия Е.П. Тащилина