Судья: Лигус О.В. Дело №33-1304/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2016 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Должикова С.С.
судей Курлаевой Л.И., Хомяковой М.Е.
при секретаре Паршиковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костиной С.А. и Костина А.Н. к администрации г.Орла об обязании произвести социальную выплату в первоочередном порядке,
по апелляционной жалобе Костиной С.А. и Костина А.Н. на решение Советского районного суда г. Орла от 09 февраля 2016г., которым исковые требования Костиной С.А. и Костина А.Н. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Курлаевой Л.И., объяснения истца Костиной С.А., поддержавшей доводы жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Костина С.А. и Костин А.Н. обратились в суд с иском к администрации г.Орла об обязании произвести социальную выплату в первоочередном порядке.
В обоснование заявленных требований указывали, что их семья состоит из пяти человек. Постановлением администрации г.Орла от <дата> № они были признаны нуждающимися в обеспечении жильем, в связи с чем ими был подан пакет документов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №1050. Постановлением администрации г.Орла от <дата> № они включены в программу «Обеспечение жильем молодых семей». Однако в период действия указанной подпрограммы, а так же по настоящее время социальная выплата семье представлена не была. Просили суд обязать администрацию г.Орла произвести социальную выплату для приобретения жилья в первоочередном порядке.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Костина С.А. и Костин А.Н. просят отменить решение суда как незаконное и вынести новое.
Указывают, что их семья была включена в список на получение социальной выплаты в 2015г., однако социальная выплата предоставлена не была.
На заседание судебной коллегии не явились: истец Костин А.Н., представитель ответчика администрации г. Орла, представители третьих лиц Департамента финансов Орловской области, Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Министерства финансов Российской Федерации, извещены о судебном разбирательстве надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 гг., в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 гг., а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В последующем Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2015 г. № 889 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г.» реализация мероприятий этой подпрограммы продлена на период с 2015 - 2020 гг.
На региональном и муниципальном уровне в свою очередь были приняты ведомственная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2014-2016 гг.», а также подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 гг.» государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013-2020 гг.», правопреемником которой является подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей на 2015-2020 гг.» государственной программы Орловской области «Стимулирование социального жилищного строительства в Орловской области», утвержденная Постановлением Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 г. № 426.
В соответствии с п. 24 указанных Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (п. 22).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (п. 26).
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23).
Средства на реализацию названной подпрограммы предоставляются из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей.
Таким образом, реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» осуществляется на условиях софинансирования, исходя из планируемого размера.
Аналогичные положения предусмотрены Правилами предоставления социальных выплат молодым семьям, утвержденными в рамках региональных и муниципальных программ.
Право на получение социальной выплаты зависит не только от нуждаемости участника подпрограммы, но и соответствия его условиям подпрограммы. Допуск к участию в подпрограмме проводится на местном, региональном и федеральном уровнях и количество участников зависит от объема финансирования, отпущенного на эти цели.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Костин А.Н., <дата> года рождения, и Костина С.А., <дата> года рождения, состоят в зарегистрированном браке.
Постановлением администрации г. Орла от <дата> № семья Костиных, состоящая из пяти человек: Костина С.А., Костин А.Н., дети К.Е.А., <дата> года рождения, К.Н.А., <дата> года рождения и Н.В.М., <дата> года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением администрации г. Орла от <дата>г. № семья Костиных признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» в соответствии с датой подачи заявления. Номер очереди 1046.
Из материалов дела видно и ответчиком не оспаривалось, что на момент принятия решения о включении семьи Костиных в список участников подпрограммы, их семья отвечала предъявляемым требованиям для включения молодой семьи - претендента на получение социальной выплаты.
<дата>г. истцы обратились в администрацию г. Орла с заявлением о включении в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 г.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, Постановлением Правительства Орловской области № 512 от 25 ноября 2015 г. был утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2015 г. за счет средств федерального и областного бюджета.
Семья Костиных в связи с достижением Костиным А.Н. на момент утверждения органом исполнительной власти субъекта списка претендентов возраста 36 лет в данный список включена не была.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что включение в списки семей претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году семьи при достижении одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, не отвечает целям и задачам федеральной подпрограммы. Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, соответствующая, в том числе, следующему условию: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Таким образом, в связи с достижением Костиным А.Н. возраста 36 лет семья истцов утратила право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей на 2014-2015 гг.» государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013-2020 гг.» а также условиями ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2014-2016 гг.» социальная выплата за счет средств бюджета Орловской области и местных бюджетов молодым семьям, в которых возраст одного из супругов превысил 35 лет осуществляется при условии наличия в бюджете Орловской области и местных бюджетах в планируемом году свободных денежных средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат.
В связи с превышением одним из супругов возраста 35 лет семья Костиных была включена в предварительный список молодых семей-участников программы «Обеспечение жильем молодых семей», достигших предельного возраста, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году по г.Орлу за счет средств регионального и муниципального бюджета, под номером 5.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что в 2015 году социальные выплаты молодым семьям, в которых возраст одного из супругов превысил 35 лет, не предоставлялись по причине отсутствия в бюджете Орловской области и местных бюджетах в планируемом году свободных денежных средств, предусмотренных на эти цели.
На момент разрешения спора государственным заказчиком подпрограммы размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на 2016 год, не определен, списки претендентов на получение социальных выплат в текущем году не утверждены, в связи с чем сведений о наличии и размере в бюджете Орловской области и местных бюджетах свободных денежных средств, которые могут быть направлены на социальные выплаты молодым семьям, в которых возраст одного из супругов превысил 35 лет, не имеется.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что семья Костиных включена ответчиком в предварительный список молодых семей-участников подпрограммы, возраст одного из супругов достиг 35 лет, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году по г.Орлу, под номером 7.
Указанный список состоит из числа семей, имеющих трех и более детей, и сформирован исходя из последовательности, определяемой датой включения семьи в список участников программы. Семья Костиных преимущественным правом на получение социальной выплаты без учета указанной последовательности не обладает.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Оснований для изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 09 февраля 2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Костиной С.А. и Костина А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий С.С.Должиков
Судьи Л.И.Курлаева
М.Е.Хомякова