Дело № 2а-111/2018
Р Е Ш Е Н И Е (Копия)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Велиж 28 апреля 2018 года
Велижский районный суд Смоленской области
В составе: Председательствующего (судьи) Корнева В.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Велижского района Смоленской области к Администрации муниципального образования «Беляевское сельское поселение» Велижского района Смоленской области о признании незаконным бездействие в постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, общественного кладбища, расположенного в д. <адрес> и обязать провести межевание земельного участка под указанным общественным кладбищем и поставить общественное кладбище на учет,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Велижского района Смоленской области, выступая в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Беляевское сельское поселение» Велижского района Смоленской области о признании незаконным бездействие в постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, общественного кладбища, расположенного в д. <адрес> и обязать провести межевание земельного участка под указанным общественным кладбищем и поставить общественное кладбище на учет, поскольку в ходе прокурорской проверки соблюдения Администрацией муниципального образования законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что на территории сельского поселения находится место захоронения - указанное выше общественное кладбище, которое не имеет собственника. Отсутствие собственника общественного кладбища может привести к отсутствию должного контроля за ним, что в свою очередь может вызвать нарушение санитарных и экологических норм и правил, и как следствие возникновение чрезвычайных ситуаций в виде загрязнения окружающей среды и неблагоприятного воздействия на здоровье человека. Поэтому просит суд удовлетворить иск и обязать Администрацию муниципального образования провести межевание земельного участка под указанным общественным кладбищем и поставить общественное кладбище на учет.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, в том числе по причине ранее заявленных ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие, что дает суду основание рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ (ч. 7 ст. 150 КАС РФ), без ведения аудиопротоколирования и протокола.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, в том числе, статья дополнена частью 3, закрепляющей вопросы местного значения сельского поселения, среди которых вопросов, предусмотренных п. 22 ч. 1 данной статьи, не значится.
В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 27.05.2014 года N 136-ФЗ (ред. от 23.06.2014 года N 165-ФЗ) и ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014 года N 136-ФЗ (ред. от 23.06.2014 года) "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопрос организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, предусмотренный п. 22 ч. 1 вышеуказанного Федерального закона N 131-ФЗ, с 01 января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.
При этом ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ст. 1 Закона Смоленской области от 30.10.2014 N 141-з (ред. от 28.10.2016 №103-з) "О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения", закрепить за сельскими поселениями Смоленской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 26, 27, 31, 33.1. 33.2, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Указанные вопросы местного значения сельского поселения согласно Уставу муниципального образования отнесены к полномочиям сельского поселения, в лице Администрации муниципального образования.
Согласно пункту 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
На основании ст. 4 указанного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ от 12.01.1996) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года, предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2001 года «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Как следует из письменных материалов дела, на территории сельского поселения расположено кладбище в <адрес>, которое является открытым, общественным, на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не состоит, в реестре муниципального имущества муниципального образования не значится (л.д. 7, 8).
Таким образом, указанное бездействие административного ответчика свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» в части постановки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, общественного кладбища.
Не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территории данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права собственности Администрации сельского поселения на территорию данного кладбища, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не нарушен.
С учетом положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, характера требований, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод, объема материальных и временных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий для постановки на учет общественного кладбища, формирование бюджетных ассигнований на указанные мероприятия, суд устанавливает срок для выполнения возложенной обязанности до 30.04.2019.
С учетом ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины взысканию с административного ответчика не подлежат по основанию п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1. Административное исковое заявление прокурора Велижского района Смоленской области к Администрации муниципального образования «Беляевское сельское поселение» Велижского района Смоленской области о признании незаконным бездействие в постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество общественного кладбища, расположенного в д. <адрес>, и обязать провести межевание земельного участка под указанным общественным кладбищем и поставить на учет общественное кладбище, удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Беляевское сельское поселение» Велижского района Смоленской области, выразившееся в непостановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, общественного кладбища в д. <адрес>.
3. Обязать Администрацию муниципального образования «Беляевское сельское поселение» Велижского района Смоленской области в срок до 30.04.2019 устранить допущенные нарушения прав, путем проведения межевания земельного участка под общественным кладбищем, расположенным в д. <адрес>.
4. Обязать Администрацию муниципального образования «Беляевское сельское поселение» Велижского района Смоленской области в срок до 30.04.2019 поставить на учет общественное кладбище, расположенное в д. <адрес>, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
5. Обязать Администрацию муниципального образования «Беляевское сельское поселение» Велижского района Смоленской области в срок до 30.04.2019 сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Велижский районный суд Смоленской области и прокурору Велижского района Смоленской области.
Решение может быть обжаловано и подано представление в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение в течение 15 дней со дня получения копии решения суда.
Председательствующий: подпись
КОПИЯ ВЕРНА: Председатель
Велижского районного суда: В.В. Корнев
Секретарь суда: 3