Решение по делу № 2-6949/2024 от 18.07.2024

Дело № 2-6949/2024

УИД 50RS0029-01-2024-001791-21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    27 августа 2024 года                                г.о. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Яровой Т.В.,

при секретаре Тицкой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО7, ФИО8 к Министерству социального развития Московской области об установлении факта проживания на территории, подвергшейся заражению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности выдать специальное удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО7., ФИО8 обратились в Химкинский городской суд Московской области с иском к Министерству социального развития Московской области, а котором просили суд установить факт проживания ФИО7, на территории, подвергшейся заражению вследствие аварии, произошедшей 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС, с рождения (с 07 апреля 1965 года) по 01 апреля 1989 года; установить факт проживания ФИО8, на территории, подвергшейся заражению вследствие аварии, произошедшей 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС, с рождения (с 03 марта 1963 года) по 01 июля 1989 года; обязать Министерство социального развития Московской области выдать ФИО7, ФИО8, удостоверение установленного образца, как гражданам, выехавшим добровольно из зоны отселения.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, а также указал, что из письма Министерства социального развития Московской области от 19.04.2022 за № 20 ТГ-4062 следует, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 23.07.1991 № 106 по отнесению населенных пунктов к различным зонам радиоактивного загрязнения, пункт - с. Каменка Емильчинского района Житомирской области относится к зоне проживания с правом на отселение.

Представитель Министерства социального развития Московской области в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Суд, выслушав стороны, оценив собранные доказательства, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определена государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1).

Статьей 4 указанного Закона установлено понятие социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим законом и другими федеральными законами.

В силу части 7 указанной статьи меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 5).

Статьей 13 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 определены категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и объем мер социальной поддержки для каждой из установленных Законом категорий.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;

на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

зона отчуждения;

зона отселения;

зона проживания с правом на отселение;

зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074. При этом Перечень не содержит населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, но расположенных на территории Украины, Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

По смыслу указанных положений само по себе отсутствие населенного пункта в Перечне по причине нахождения этого населенного пункта не на территории Российской Федерации не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержи, предусмотренных Законом, поскольку обстоятельством, имеющим значение, является степень и характер радиоактивного загрязнения территории вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статьей 9 ранее действующего Закона СССР от 12.05.1991 N 2146-1 "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы" было предусмотрено, что зона проживания с правом на отселение - территории РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР за пределами зон отчуждения и отселения, с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 кюри/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 миллизиверт (0,1 бэр), и принявшие решение о выезде из этой зоны на другое место жительства, имеют право на получение компенсаций за утраченное в связи с переездом имущество и на другие компенсации и льготы, установленные настоящим Законом.

Ныне действующим Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 установлено, что зона проживания с правом на отселение - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом (статья 10).

Истцы в обоснование своих доводов ссылались на факт проживания в с. Каменка и с. Рясно Емильчинского района Житомирской области с рождения (ФИО8, ФИО7), ФИО8 по 01.07.1989, ФИО7 по 01.04.1989, которые согласно постановлению Кабинета Министров Украины № 106 от 23.07.1991 отнесены к зоне добровольного гарантированного выселения.

С 29.08.1996 ФИО7 гражданин РФ, постоянно проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>.

С 29.08.1996 ФИО8 гражданка РФ, постоянно проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Обращаясь в Министерство социального развития Московской области по вопросу выдачи специального удостоверения, предусмотренного ст.24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истцы получили отказ в связи с отсутствием выписки из домовой либо похозяйственной книги о регистрации по месту жительства на территории с. Камянка, с. Рясно Емильчинского района Житомирской области.

Как указали истцы, в настоящее время получить запрашиваемые документы невозможно, в связи с чем, она обратилась в суд.

Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов (ст. 267 ГПК РФ).

Как установлено судом, ФИО8. родилась <дата> в с. Камянка Емильчинского района Житомирской области. ФИО7 родился <дата> в с. Рясно Ельмиченского района Житомирской области.

30.10.1995 ФИО8 на территории Р. Украина выдано удостоверение серии <№ обезличен>, согласно которому истец имеет право на льготы и компенсации, установленные Законом Украины «О статусе и социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».

30.10.1995 ФИО7 на территории Р. Украина выдано удостоверение серии <№ обезличен>, согласно которому истец имеет право на льготы и компенсации, установленные Законом Украины «О статусе и социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».

Из справки № 918, выданной Рясненским сельским советом народных депутатов Емильчинского района Житомирской области следует, что ФИО8 действительно со дня рождения по 01.07.1989 проживала в с. Каменка Емильчинского района Житомирской области, которое в результате аварии на Чернобыльской АЭС относится к III категории согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 23.07.1991 № 106.

Согласно справки № 919, выданной Рясненским сельским советом народных депутатов Емильчинского района Житомирской области следует, что ФИО7 действительно со дня рождения по 01.04.1989 проживал в с. Рясное Емильчинского района Житомирской области, которое в результате аварии на Чернобыльской АЭС относится к III категории согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 23.07.1991 № 106.

Согласно справки № 1021 от 23.10.1995, выданной Рясненским сельским советом народных депутатов Емильчинского района Житомирской области, ФИО8 действительно с 03.03.1963 по 1989 год постоянно проживала и была зарегистрирована в с. Рясно Емильчинского района Житомирской области, которое в результате аварии на ЧАЭС относится к III категории согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 23.07.1991 № 106.

Согласно справки № 1020 от 23.10.1995, выданной Рясненским сельским советом народных депутатов Емильчинского района Житомирской области, ФИО7 действительно с 07.04.1965 по 1989 год постоянно проживал и была зарегистрирован в с. Рясно Емильчинского района Житомирской области, которое в результате аварии на ЧАЭС относится к III категории согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 23.07.1991 № 106.

Исходя из установленных обстоятельств, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцами доказан факт их постоянного проживания на территории, подвергшейся заражению вследствие аварии, произошедшей 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС, с рождения (с 02 мая 1966 года) по 03 марта 1989 года.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины № 106 от 23.07.1991 с. Каменка и с. Рясно Емильчинского района Житомирской области Украины относится к зоне гарантированного добровольного отселения (III категория).

Истцы в обоснование своих доводов ссылались на факт проживания в с. Каменка и с. Рясно Емильчинского района Житомирской области с рождения и до 1989 года, которые согласно Постановлению Кабинета Министров Украины № 106 от 23.07.1991 относятся к зоне гарантированного добровольного отселения (III категория). В своем иске истцы также указывают, что с. Каменка и с. Рясно Емильчинского района Житомирской области, в котором проживали истцы, соответствуют по характеристикам радиоактивного загрязнения зоне проживания с правом на отселение, указанной в Законе РФ от 15.05.1991 № 1244-1. В этой связи в соответствии со ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 на истцов распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, в том числе и на пенсионное обеспечение.

Равнозначность статуса территорий судом определена на основании разъяснений Министерства социального развития Московской области на обращение истца в апреле 2022 года (письмо № 20ТГ-4062 от 19.04.2022).

Надлежащими доказательствами данные обстоятельства ответчиком не были оспорены.

В соответствии с требованиями Конституции РФ, действующих законов Российской Федерации граждане бывшего СССР, законно проживающие на территории Российской Федерации, наделяются равным с гражданами Российской Федерации правовым статусом, в том числе и по объему гарантий, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или принимавшим участие в ликвидации последствий данной аварии.

В решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 № 403-О).

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО7, ФИО8 к Министерству социального развития Московской области об установлении факта проживания на территории, подвергшейся заражению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности выдать специальное удостоверение удовлетворить.

Установить факт проживания ФИО7, на территории, подвергшейся заражению вследствие аварии, произошедшей 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС, с рождения (<дата>) по 01 апреля 1989 года.

Установить факт проживания ФИО8, на территории, подвергшейся заражению вследствие аварии, произошедшей 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС, с рождения (<дата>) по 01 июля 1989 года.

Обязать Министерство социального развития Московской области выдать ФИО7, ФИО8, удостоверение установленного образца, как гражданам, выехавшим добровольно из зоны отселения.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 05 сентября 2024 года.

    Судья               Т.В. Яровая

<данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>

2-6949/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Терещук Анатолий Николаевич
Терещук Надежда Михайловна
Ответчики
Министерство социального развития Московской области
Другие
Дацко Андрей Александрович
Суд
Химкинский городской суд Московской области
Судья
Яровая Татьяна Витальевна
Дело на странице суда
himki.mo.sudrf.ru
18.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.07.2024Передача материалов судье
22.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2024Судебное заседание
05.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее