Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 18 ноября 2015 года
Кунгурский городской суд <адрес> (постоянное судебное присутствие в <адрес>) в составе:
председательствующего судьи Шуткиной О.А.,
при секретаре ФИО5,
с участием помощника ФИО2 ФИО6,
представителя ответчика МТУ № ФИО7, действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску ФИО2, действующего в интересах ФИО1, к <адрес>, Межрайонному территориальному управлению № ФИО3 социального развития <адрес> о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к <адрес>, Межрайонному территориальному управлению № ФИО3 социального развития <адрес>. Просит обязать <адрес>, Межрайонное территориальное управление № ФИО3 социального развития <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров в границах <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что в связи с обращением ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прокуратурой ФИО2 <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что ФИО13 относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отца юридически нет, запись в свидетельстве о рождении внесена со слов матери.
Распоряжением администрации <данные изъяты> ФИО2 <адрес> в отношении ФИО1 установлена опека, опекуном назначен дедушка – ФИО9
На основании решения комиссии МТУ № ФИО3 социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилого фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения.
ФИО13 зарегистрирована по адресу: <адрес> <адрес> в доме опекуна. По данному адресу она не проживает более 5 лет.
В настоящее время ФИО13 проживает по адресу: <адрес>, жилье снимает без заключения договора. Проживает со своим сыном ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., который с ДД.ММ.ГГГГ посещает МБДОУ «Детский сад №» <адрес>.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 отчислена из «Российского экономического университета имени. ФИО11» как не прошедшая государственную итоговую аттестацию.
До настоящего времени ФИО13 не обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно выписке Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в отношении ФИО1 отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества.
В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ. № 159-ФЗ ФИО13 обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на предоставление ей благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в границах <адрес>, исходя из фактического места проживания, либо с ее согласия в другом муниципальном образовании.
ФИО2 в судебном заседании на исковых требованиях настаивает, просил обязать <адрес>, МТУ № <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров в границах <адрес>.
Истец ФИО13 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, ранее представили возражения на исковое заявление, из которого следует, что с исковыми требованиями не согласны, просят отказать. Указали, что согласно п.1.3. Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования <адрес> гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании <адрес>, ближайшем к месту жительства. Федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица из данной категории. Ограничение по предоставлению жилого помещения ФИО1 в границах <адрес> не основано на действующем законодательстве.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2015 году, утвержденному Министром строительства и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, строительство и регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах на территории <адрес> планируется в ноябре-декабре 2015г. Считают, что требования истца о предоставлении жилого помещения в конкретном муниципальном образовании не подлежат удовлетворению, так как формирование специализированного жилищного фонда происходит на территории всего <адрес>, а не на территории конкретного муниципального образования и зависит от множества факторов.
Представитель ответчика - Межрайонного территориального управления № ФИО3 социального развития <адрес> просит отказать в удовлетворении требований ФИО2 <адрес>. Представили возражение на иск, из которого следует, что ФИО13 на основании решения комиссии МТУ № ФИО3 социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Считают, что МТУ № ФИО3 социального развития приняты все необходимые меры для обеспечения истца жилым помещением.
Представитель третьего лица - ФИО3 строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Третье лицо ФИО3 социального развития <адрес> в судебное заседание своего представителя не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований просили отказать.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело и постановить решение при имеющейся явке, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 5 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ ((в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О специализированном жилищном фонде <адрес>» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений следующим категориям граждан: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.1. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном <адрес>, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии с частью 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1)лицо проживает в <адрес>; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ч.1 настоящей статьи: по достижении возраста 18 лет.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23), сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. (л.д. 24, 25).
Решением комиссии по опеке и попечительству МТУ № ФИО3 социального развития <адрес> от 16.04.2013г. ФИО13 была включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда <адрес>. (л.д.15-18).
Распоряжением администрации Чеченинского сельсовета ФИО2 <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 установлена опека, опекуном назначен дедушка – ФИО9 (л.д.22).
Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации Андреевского сельского поселения № от 27.014.2006г. ФИО13 поставлена на очередь на получение жилья по программе «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». (л.д.20).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 зарегистрирована по адресу: Кишертский ФИО2, д. Тимино, <адрес>. (л.д.26). По данному адресу ФИО13 не проживает более 5 лет.
Фактически ФИО13 проживает по адресу: <адрес>, жилье снимает без заключения договора. Проживает со своим сыном ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., который с ДД.ММ.ГГГГ посещает МБДОУ «Детский сад №» <адрес>. (л.д.9, 24, 28-0).
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 отчислена из «Российского экономического университета имени. ФИО11» как не прошедшая государственную итоговую аттестацию.(л.д.19). Согласно заявлению ФИО13 планирует трудоустроиться в <адрес>.(л.д.9).
Согласно информации Кунгурского филиала ГУП «ЦТИ <адрес>» ФИО13 на территории ФИО2 не имеет недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности. (л.д.11).
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на какое-либо имущество, принадлежащее истцу.(л.д.10).
Таким образом установлено, что за ФИО1 какие-либо жилые помещения не закреплены, что подтверждается сведениями соответствующих регистрирующих органов, в связи с чем истец поставлен в очередь на получение жилья, как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку ФИО13 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дату разрешения спора не обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, достигла 18-летнего возраста, проживает на территории <адрес>, с заявлением о предоставлении жилого помещения не обращалась, суд считает заявленное требование обоснованным, ФИО13 имеет право на предоставление ей жилого помещения в соответствии с законодательством РФ и <адрес>. При этом, общая площадь жилого помещения, по договору социального найма, должна составлять не менее 33 кв.м., жилое помещение должно быть предоставлено в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с ч.2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1194-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии с п. 1.3 Порядка, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
Пунктом 1.4. Порядка предусмотрено, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования <адрес> гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании <адрес>, ближайшем к месту жительства.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Из смысла указанных правовых норм следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантию) предоставление.
В судебном заседании установлено, что ФИО13 прописана и ранее проживала в доме опекуна по адресу: <адрес> Кишертский ФИО2 д.Тимино, <адрес>. В настоящее время снимает жилье без оформления договора в <адрес>40, со своим несовершеннолетним сыном, который посещает детский сад <адрес>.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о предоставлении жилого помещения в границах <адрес>, либо с согласия ФИО1 в другом муниципальном образовании <адрес>. При принятии данного решения суд учитывает, что законодателем предусмотрено, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования <адрес> гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании <адрес>, ближайшем к месту жительства.
На основании положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на <адрес>, как на орган исполнительной власти <адрес>, учитывая, что утвержденный Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.
Суд учитывает, что в соответствии с названным Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и Порядком ФИО3 социального развития <адрес> в течение предусмотренного Порядком срока со дня получения от ФИО3 строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду <адрес> направляет данные сведения в территориальные органы ФИО3, а МТУ <адрес> в свою очередь, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Как следует из материалов дела МТУ № <адрес> обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, и предоставление информации в <адрес> в отношении ФИО1 исполнила. Отказа в отношении ФИО1 МТУ № Минсоцразвития не принималось, права истца какими-либо действиями либо бездействием государственного органа не нарушены.
На основании изложенного, суд считает, что в удовлетворении требований к МТУ № ФИО3 социального развития <адрес>, следует отказать.
Положения Жилищного кодекса РФ и иных нормативных актов не ставят право истца на предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади из специализированного жилищного фонда, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, тем более от времени включения в список очередников равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права, а не в порядке какой-либо очереди.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е ШИ Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░░3 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░