Дело № 2а-1047/2021
УИД 66RS0007-01-2020-008187-62
Мотивированное решение составлено 31 марта 2021 года КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 17 марта 2021 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Решетниченко И.Г. при секретаре Решетняк А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ботовой Валерии Ахмедовны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 о признании незаконными приказов, возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Ботова В.А. предъявила к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 (далее по тексту - Управлению социальной политики № 25) административный иск о признании незаконными Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Ботовой В.А. во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» и Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отсутствии факта невозможности проживания Ботовой В.А. в ранее занимаемом жилом помещении»; возложении обязанности установить факт невозможности проживания в <адрес> <адрес> <адрес> и включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В заявлении указано, что она (Ботова В.А.), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что сведения об отце в актовую запись о ее рождении не вносились, мать Ботова Н.Е. была ограничена в родительских правах заочным решением Чкаловского районного суда города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ, а впоследствии лишена родительских прав решением Чкаловского районного суда города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с такими обстоятельствами на основании Приказа Управления социальной политики по Чкаловскому району города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ № она (истица) была помещена под надзор в ГАУ «ЦСПСиД» Чкаловского района города Екатеринбурга». Согласно п. 3 этого приказа, за нею было сохранено право собственности на <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на однокомнатную <адрес> <адрес> с <адрес>. Сособственниками данного жилого помещения являются ее брат <данные изъяты>
Однако она не может проживать в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении, поскольку в квартире проживала и продолжает проживать ее мать с очередным сожителем, своего поведения мать не изменила, продолжает злоупотреблять алкогольными напитками, собирая компании, обстановка в квартире ухудшилась: в комнате почти не осталось мебели, везде тараканы, разбиты окна, электроэнергию за неуплату платежей по коммунальным услугам отключили, многолетний долг составляет свыше 300.000 рублей.
Она (истица) обратилась в Управление социальной политики № 25 с заявлением о включении ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В ДД.ММ.ГГГГ она получила Приказ Управления социальной политики № 25 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Ботовой В.А. во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», вынесенного на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об отсутствии факта невозможности проживания Ботовой В.А. в ранее занимаемом жилом помещении».
Она считает, что данные приказы не соответствуют смыслу правовых норм, защищающих права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушают ее права.
При вынесении приказов неправильно применены нормы действующего законодательства, а именно, сособственник жилого помещения лишена родительских прав, ведет асоциальный образ жизни, жилое помещение находится в состоянии непригодном для проживания, а также не принято во внимание, что она не может осуществить ни обмен жилого помещения, находящегося в долевой собственности, ни реализацию принадлежащей ей доли иным способом, отвечающим ее потребности в жилье, так как невозможна такая реализация однокомнатной квартиры с учетом текущего состояния, которая будет равноценна даже не трем, а хотя бы двум жилым помещениям в целях раздельного проживания ее и брата от матери, больной алкоголизмом, ведущей асоциальный опасный образ жизни, ни изолировать как-либо свою долю в принадлежащем жилом помещении.
Административный истец Ботова В.А. о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, в судебном заседании, окончившемся вынесением решения, не присутствовала, о причинах неявки не сообщила, ходатайств от нее в суд не поступило.
В судебном заседании представитель Управления социальной политики № 25 Книгина Н.Е. иск не признала.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и развития инфраструктуры Зараменских Е.В. просила в удовлетворении иска отказать.
Заинтересованное лицо ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежаще, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило, ходатайств от этого лица в суд не поступило.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Постановлением Правительства Свердловской области у от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Настоящий порядок определяет процедуру установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Факт невозможности проживания лиц, указанных в пункте 1 настоящего порядка, в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливается территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управление социальной политики) в рамках рассмотрения заявлений о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).
Проживание лиц, указанных в пункте 1 настоящего порядка, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение лиц, указанных в пункте 1 настоящего порядка.
Факт невозможности проживания лиц, указанных в пункте 1 настоящего порядка, в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливается на основании следующих документов:
1) вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, - для установления факта проживания на законных основаниях в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, невозможность проживания которых в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается;
2) справки медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, подтверждающей наличие у лиц, указанных в пункте 1 настоящего порядка, или совместно проживающих с ними членов семьи тяжелой формы хронического заболевания, при которой совместное проживание в одной квартире невозможно, в соответствии с указанным в пункте 4 части первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем заболеваний, - для установления факта проживания на законных основаниях в жилом помещении лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания;
3) решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принятого уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, органом местного самоуправления или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, - для установления факта непригодности жилого помещения для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
4) адресной справки в отношении граждан, зарегистрированных по месту жительства лиц, указанных в пункте 1 настоящего порядка, выданной в установленном федеральным законодательством порядке представления адресно-справочной информации, - для установления факта обеспеченности общей площадью жилого помещения, приходящейся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Документы, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 4 настоящего порядка, прилагаются лицами, подавшими заявление о включении в список (далее - заявитель), к заявлению о включении в список.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Ботова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на однокомнатную <адрес>, общей площадью <данные изъяты> в <адрес> <адрес> в <адрес>. В этом жилом помещении на регистрационном учете состоят три человека: Ботова В.А., ее мать <данные изъяты> В квартире постоянно проживает <данные изъяты> лишенная в отношении Ботовой В.А. родительских прав.
При таких обстоятельствах суд находит вывод административного ответчика, что общая площадь жилого помещения, приходящая на одно лицо, проживающее в помещении, более учетной нормы, установленной на территории муниципального образования «город Екатеринбург» (10 кв.м. на 1 человек). Вместе с тем, решения о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, не представлено. Решение суда о принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса РФ не может быть принято, поскольку объект находится в собственности.
С учетом указанных обстоятельств суд находит, что оснований для признания вынесенных Управлением социальной политики № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Ботовой В.А. во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями»; Приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об отсутствии факта невозможности проживания БотовойВ.А. в ранее занимаемом жилом помещении» не соответствующими закону – не имеется. Соответственно, не имеется и оснований для возложения на Управление социальной политики № 25 обязанности установить факт невозможности проживания Ботовой В.А. в <адрес> <адрес> в <адрес> и включить ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Ботовой Валерии Ахмедовны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 о признании не соответствующими закону Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Ботовой В.А. во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» и Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отсутствии факта невозможности проживания Ботовой В.А. в ранее занимаемом жилом помещении»; возложении обязанности установить факт невозможности проживания Ботовой Валерии Ахмедовны в <адрес> <адрес> в <адрес> и включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца после принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий (подпись)
Копия верна. Судья