Решение по делу № 33-2444/2022 от 15.02.2022

59RS0040-01-2021-002498-51

Судья Мехрякова Л.И.

33-2444/2022

Дело № 2-1553/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Мухтаровой И.А., Бабиновой Н.А.,

при секретаре Басимовой Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 14 марта 2022 года гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации Чайковского городского округа, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Чайковского городского суда Пермского края от 24 ноября 2021 года, которым постановлено:

Возложить на администрацию Чайковского городского округа обязанность поставить Черноусенко Валентина Андреевича на учет, как лицо, приравненное по статусу к инвалидам Великой Отечественной войны, в целях предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., объяснение представителя ответчика, прокурора, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Чайковский городской прокурор обратился в суд с иском, в последствии уточненным, в интересах Черноусенко В.А., Черноусенко Н.Г., Кашаповой А.А., Черноусенко Е.А., к администрации Чайковского городского округа о признании Черноусенко В.А. и членов его семьи Черноусенко Н.Г., Черноусенко А.В., Кашапову А.А., Черноусенко Е.А. нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить Черноусенко В.А. на учет как лицо приравненное по статусу к инвалидам Великой Отечественной войны, в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Определениями суда от 10 и 28 сентября 2021 года, к участию в деле в соответствии со ст.43 ГПК РФ в качестве третьих лиц привлечены Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство строительства Пермского края, территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому городскому округу, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Черноусенко Н.Г., Черноусенко А.В., Кашапову А.А., Черноусенко Е.А.

Определением от 24 ноября 2021 года требования о признании Черноусенко Н.Г., Черноусенко А.В., Кашапову А.А., Черноусенко Е.А. нуждающимися в улучшении жилищных условий оставлено без рассмотрения.

Представитель истца в судебном заседании на требованиях настаивал по доводам искового заявления.

Представитель ответчика администрации Чайковского городского округа в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель третьего лица Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа в судебном заседании с требованиями не согласилась.

Третье лицо – Правительство Пермского края о месте и времени судебного заседания извещены, представителя в суд не направили, возражений по иску не представили.

Третье лицо – Министерство социального развития Пермского края о месте и времени судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве указали, что действующим законодательством категория лиц «бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей» не признана ветеранами Великой Отечественной войны, они приравнены по предоставляемым мерами социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, но не отождествляет. Несовершеннолетние узники фашистских лагерей также не входят в перечень лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем, средства федерального бюджета на них не распределяются.

Третье лицо – Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому городскому округу о месте и времени судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражали против удовлетворения требований.

Третье лицо – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, о месте и времени судебного заседания извещены, представителя в суд не направили, в возражениях с требованиями не согласились.

Третье лицо – Министерство строительства Пермского края, о месте и времени судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве указали, что Министерство не осуществляет полномочия по обеспечению мерами социальной поддержи граждан в том числе инвалидами, ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период Великой Отечественной войны, должно быть исключено из числа третьих лиц.

Судом постановлено вышеуказанное решение с которым в апелляционных жалобах не согласились представители администрации Чайковского городского округа и Министерства строительства и ЖКХ РФ.

Представитель администрации Чайковского городского округа повторяя основания возражений, настаивает, что документы Черноусенко В.А. представлены не в полном объеме. Информация содержащаяся в заявлении Черноусенко В.А. со ссылкой на ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» в качестве основания постановки на учет, подтверждает доводы ответчика о том, что с заявлением о постановке на учет, как лицо приравненное по статусу к инвалидам Великой отечественной войны, меры социальной поддержки которые предусмотрены ст.14 Федерального закона от 12.0.11995 № 5 ФЗ «О ветеранах», не обращался, и соответственно вопрос о постановке Черноусенко на учет именно по данной категории граждан не решался.

Данный порядок разъяснён Черноусенко В.А. в ответах на его заявление. Так как Черноусенко необходимые документы не представлены вопрос о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями жилищного законодательства не решался. Судом не приведено обстоятельств, на которые суд ссылался при принятии решения определяющего форму предоставления меры социальной поддержки. Приведенные нормы законодательства указывают лишь на право Черноусенко В.А. быть поставленным на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, о чем неоднократно указано в обжалуемом решении, не оспаривается и ответчиком, соотносится с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, но не определяют конкретную форму предоставления социальной поддержки. Таким образом, судом допущено неправильное применение норм материального права вследствие неправильного истолкования закона. Просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации повторяя основания возражений настаивает, что Черноусенко В.А. не относится категории лиц поименованных Указом Президента РФ № 714, соответственно решение суда подлежит отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении иска.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия, действуя в пределах, предусмотренных ч. 1 и абз. 1 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 6 ноября 2009 года Черноусенко В.А. обратился к главе Чайковского городского поселения с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. К заявлению приложены: копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Черноусенко А.В. на квартиру по адресу: ****; копия справки ГУП «ЦТИ ПК» об отсутствии у Черноусенко В.А. жилых помещений на праве собственности; сообщение об отсутствии у Черноусенко В.А. недвижимого имущества на праве собственности; копия удостоверения серия ****, согласно которому Черноусенко В.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (том 1, л.д. 138, 139, 139об, 140, 141).

14 апреля 2021 года Черноусенко В.А. обратился к главе администрации Чайковского городского округа с обращением, в котором просит предоставить ему меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения как лицу, имеющему статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (том 1, л.д. 14, 131).

К заявлению приложена копия удостоверения серия ****, согласно которому Черноусенко В.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (том 1, л.д. 131об).

13 мая 2021 года администрация Чайковского городского округа на обращение Черноусенко В.А. сообщает, что несовершеннолетние узники не включены в число лиц, на которых распространяются меры поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Решение жилищного вопроса возможно путем признания лица малоимущим. Черноусенко В.А. предложено обратиться с соответствующим заявлением (том 1, л.д. 16-17).

4 июня 2021 года Черноусенко В.А. обратился к главе администрации Чайковского городского округа с обращением, в котором просит признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения и поставить его на учет в целях предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, как бывшему несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей (том 1, л.д. 12, 132).

К заявлению приложена копия удостоверения серия ****, согласно которому Черноусенко В.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; копия свидетельства о государственной регистрации права Черноусенко А.В. на квартиру по адресу: ****; справка об установлении Черноусенко В.А. инвалидности второй группы по общему заболеванию бессрочно; сведения об отсутствии в собственности жилого помещения; сведения о получении ежемесячной выплаты как бывший несовершеннолетний узник; справка о лицах, зарегистрированных по адресу: ****; (том 1, л.д. 132об, 133об, 134об, 135об, 136, 136об).

29 июня 2021 года администрация Чайковского городского округа сообщает Черноусенко В.А., что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Черноусенко В.А. предложено обратиться с заявлением о признании его малоимущим. Оснований для обеспечения его жилым помещением за счет средств федерального бюджета, как лица имеющего статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не имеется (том 1, л.д. 13).

В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ нормы ФЗ «О ветеранах» не относят несовершеннолетних узников к числу лиц, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Несовершеннолетние узники не включены в перечень категорий граждан, которые обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета на основании Указа № 714. В Указе несовершеннолетние узники не упоминаются. При наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта РФ органы государственной власти субъектов РФ вправе осуществлять расходы на решение вопросов не отнесенных к компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта РФ (том 1, л.д. 63-64).

Согласно справке № **, Черноусенко В.А. зарегистрирован по адресу: ****, совместно с ним зарегистрированы: Черноусенко А.В., Черноусенко И.М., Кашапова А.А., Черноусенко Е.А., Черноусенко Н.Г. (том 1, л.д. 9).

В соответствии с ответом Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю Черноусенко Е.А., Черноусенко А.В., Черноусенко И.М., Кашапова А.А., Черноусенко Н.Г. зарегистрированы по адресу: **** (том 1,л.д. 160-162).

Согласно сведениям Управления ПФР в г. Чайковском Пермского края (межрайонное) Черноусенко В.А. получает ежемесячную денежную выплату с 1 апреля 2014 года бессрочно по категории Бывшие несовершеннолетние узники, признанные инвалидами вследствие общего заболевания (том 1, л.д. 11, 136).

Вопреки доводам апеллятора, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Черноусенко В.А. имеет право быть постановленным на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения предусматривает право граждан, имеющих статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», приравненные к инвалидам Великой Отечественной войны, на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет. Судом установлено, что Черноусенко В.А. жилья на праве собственности, по договору социального найма не имеет, проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его сыну и с учетом всех лиц, проживающих в указанном жилом помещении на Черноусенко В.А. приходится менее 12 кв.м общей жилой площади жилого помещения, в связи с чем он является нуждающимся в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах, суд расценивает требования прокурора в интересах Черноусенко В.А. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий как основания заявленных требований о возложении обязанности постановить на соответствующий учет.

Однако доводы апелляторов в части оспаривания выводов суда первой инстанции, что обеспечение жильем необходимо произвести за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещение заслуживают внимания, поскольку выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам.

Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны".

Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 было предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 Указа).

Названный Указ фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 года.

В пункте 8 статьи 154 этого Закона определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").

Статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункты 4 и 5 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15 октября 2005 г. N 614).

Абзацем первым пункта 3 названных Правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).

Согласно абзацу второму пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614 предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.

Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).

Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как "вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лиц такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.

Поскольку категория граждан, имеющая статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не поименована, судебная коллегия считает, что из мотивировочной и резолютивной части решения суда первой инстанции подлежит исключению вывод, что реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единоплеменной денежной выплаты.

Приведенная позиция изложена в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г.

Право граждан, имеющих статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614.

Судом первой инстанции обоснованно признано, что истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий и подлежит постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах», в связи с чем решение суда подлежит изменению, и из резолютивной части подлежит исключению указание «за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения».

Руководствуясь ст.ст.199,328,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Чайковского городского суда Пермского края от 24 ноября 2021 года изменить, изложив в следующей редакции:

Иск Чайковского городского прокурора удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Чайковского городского округа обязанность поставить Черноусенко Валентина Андреевича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах», в остальной части требований отказать.

Председательствующий

Судьи

59RS0040-01-2021-002498-51

Судья Мехрякова Л.И.

33-2444/2022

Дело № 2-1553/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Мухтаровой И.А., Бабиновой Н.А.,

при секретаре Басимовой Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 14 марта 2022 года гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации Чайковского городского округа, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Чайковского городского суда Пермского края от 24 ноября 2021 года, которым постановлено:

Возложить на администрацию Чайковского городского округа обязанность поставить Черноусенко Валентина Андреевича на учет, как лицо, приравненное по статусу к инвалидам Великой Отечественной войны, в целях предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., объяснение представителя ответчика, прокурора, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Чайковский городской прокурор обратился в суд с иском, в последствии уточненным, в интересах Черноусенко В.А., Черноусенко Н.Г., Кашаповой А.А., Черноусенко Е.А., к администрации Чайковского городского округа о признании Черноусенко В.А. и членов его семьи Черноусенко Н.Г., Черноусенко А.В., Кашапову А.А., Черноусенко Е.А. нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить Черноусенко В.А. на учет как лицо приравненное по статусу к инвалидам Великой Отечественной войны, в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Определениями суда от 10 и 28 сентября 2021 года, к участию в деле в соответствии со ст.43 ГПК РФ в качестве третьих лиц привлечены Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство строительства Пермского края, территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому городскому округу, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Черноусенко Н.Г., Черноусенко А.В., Кашапову А.А., Черноусенко Е.А.

Определением от 24 ноября 2021 года требования о признании Черноусенко Н.Г., Черноусенко А.В., Кашапову А.А., Черноусенко Е.А. нуждающимися в улучшении жилищных условий оставлено без рассмотрения.

Представитель истца в судебном заседании на требованиях настаивал по доводам искового заявления.

Представитель ответчика администрации Чайковского городского округа в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель третьего лица Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа в судебном заседании с требованиями не согласилась.

Третье лицо – Правительство Пермского края о месте и времени судебного заседания извещены, представителя в суд не направили, возражений по иску не представили.

Третье лицо – Министерство социального развития Пермского края о месте и времени судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве указали, что действующим законодательством категория лиц «бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей» не признана ветеранами Великой Отечественной войны, они приравнены по предоставляемым мерами социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, но не отождествляет. Несовершеннолетние узники фашистских лагерей также не входят в перечень лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем, средства федерального бюджета на них не распределяются.

Третье лицо – Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому городскому округу о месте и времени судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражали против удовлетворения требований.

Третье лицо – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, о месте и времени судебного заседания извещены, представителя в суд не направили, в возражениях с требованиями не согласились.

Третье лицо – Министерство строительства Пермского края, о месте и времени судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве указали, что Министерство не осуществляет полномочия по обеспечению мерами социальной поддержи граждан в том числе инвалидами, ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период Великой Отечественной войны, должно быть исключено из числа третьих лиц.

Судом постановлено вышеуказанное решение с которым в апелляционных жалобах не согласились представители администрации Чайковского городского округа и Министерства строительства и ЖКХ РФ.

Представитель администрации Чайковского городского округа повторяя основания возражений, настаивает, что документы Черноусенко В.А. представлены не в полном объеме. Информация содержащаяся в заявлении Черноусенко В.А. со ссылкой на ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» в качестве основания постановки на учет, подтверждает доводы ответчика о том, что с заявлением о постановке на учет, как лицо приравненное по статусу к инвалидам Великой отечественной войны, меры социальной поддержки которые предусмотрены ст.14 Федерального закона от 12.0.11995 № 5 ФЗ «О ветеранах», не обращался, и соответственно вопрос о постановке Черноусенко на учет именно по данной категории граждан не решался.

Данный порядок разъяснён Черноусенко В.А. в ответах на его заявление. Так как Черноусенко необходимые документы не представлены вопрос о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями жилищного законодательства не решался. Судом не приведено обстоятельств, на которые суд ссылался при принятии решения определяющего форму предоставления меры социальной поддержки. Приведенные нормы законодательства указывают лишь на право Черноусенко В.А. быть поставленным на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, о чем неоднократно указано в обжалуемом решении, не оспаривается и ответчиком, соотносится с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, но не определяют конкретную форму предоставления социальной поддержки. Таким образом, судом допущено неправильное применение норм материального права вследствие неправильного истолкования закона. Просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации повторяя основания возражений настаивает, что Черноусенко В.А. не относится категории лиц поименованных Указом Президента РФ № 714, соответственно решение суда подлежит отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении иска.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия, действуя в пределах, предусмотренных ч. 1 и абз. 1 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 6 ноября 2009 года Черноусенко В.А. обратился к главе Чайковского городского поселения с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. К заявлению приложены: копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Черноусенко А.В. на квартиру по адресу: ****; копия справки ГУП «ЦТИ ПК» об отсутствии у Черноусенко В.А. жилых помещений на праве собственности; сообщение об отсутствии у Черноусенко В.А. недвижимого имущества на праве собственности; копия удостоверения серия ****, согласно которому Черноусенко В.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (том 1, л.д. 138, 139, 139об, 140, 141).

14 апреля 2021 года Черноусенко В.А. обратился к главе администрации Чайковского городского округа с обращением, в котором просит предоставить ему меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения как лицу, имеющему статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (том 1, л.д. 14, 131).

К заявлению приложена копия удостоверения серия ****, согласно которому Черноусенко В.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (том 1, л.д. 131об).

13 мая 2021 года администрация Чайковского городского округа на обращение Черноусенко В.А. сообщает, что несовершеннолетние узники не включены в число лиц, на которых распространяются меры поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Решение жилищного вопроса возможно путем признания лица малоимущим. Черноусенко В.А. предложено обратиться с соответствующим заявлением (том 1, л.д. 16-17).

4 июня 2021 года Черноусенко В.А. обратился к главе администрации Чайковского городского округа с обращением, в котором просит признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения и поставить его на учет в целях предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, как бывшему несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей (том 1, л.д. 12, 132).

К заявлению приложена копия удостоверения серия ****, согласно которому Черноусенко В.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; копия свидетельства о государственной регистрации права Черноусенко А.В. на квартиру по адресу: ****; справка об установлении Черноусенко В.А. инвалидности второй группы по общему заболеванию бессрочно; сведения об отсутствии в собственности жилого помещения; сведения о получении ежемесячной выплаты как бывший несовершеннолетний узник; справка о лицах, зарегистрированных по адресу: ****; (том 1, л.д. 132об, 133об, 134об, 135об, 136, 136об).

29 июня 2021 года администрация Чайковского городского округа сообщает Черноусенко В.А., что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Черноусенко В.А. предложено обратиться с заявлением о признании его малоимущим. Оснований для обеспечения его жилым помещением за счет средств федерального бюджета, как лица имеющего статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не имеется (том 1, л.д. 13).

В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ нормы ФЗ «О ветеранах» не относят несовершеннолетних узников к числу лиц, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Несовершеннолетние узники не включены в перечень категорий граждан, которые обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета на основании Указа № 714. В Указе несовершеннолетние узники не упоминаются. При наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта РФ органы государственной власти субъектов РФ вправе осуществлять расходы на решение вопросов не отнесенных к компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта РФ (том 1, л.д. 63-64).

Согласно справке № **, Черноусенко В.А. зарегистрирован по адресу: ****, совместно с ним зарегистрированы: Черноусенко А.В., Черноусенко И.М., Кашапова А.А., Черноусенко Е.А., Черноусенко Н.Г. (том 1, л.д. 9).

В соответствии с ответом Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю Черноусенко Е.А., Черноусенко А.В., Черноусенко И.М., Кашапова А.А., Черноусенко Н.Г. зарегистрированы по адресу: **** (том 1,л.д. 160-162).

Согласно сведениям Управления ПФР в г. Чайковском Пермского края (межрайонное) Черноусенко В.А. получает ежемесячную денежную выплату с 1 апреля 2014 года бессрочно по категории Бывшие несовершеннолетние узники, признанные инвалидами вследствие общего заболевания (том 1, л.д. 11, 136).

Вопреки доводам апеллятора, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Черноусенко В.А. имеет право быть постановленным на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения предусматривает право граждан, имеющих статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», приравненные к инвалидам Великой Отечественной войны, на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет. Судом установлено, что Черноусенко В.А. жилья на праве собственности, по договору социального найма не имеет, проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его сыну и с учетом всех лиц, проживающих в указанном жилом помещении на Черноусенко В.А. приходится менее 12 кв.м общей жилой площади жилого помещения, в связи с чем он является нуждающимся в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах, суд расценивает требования прокурора в интересах Черноусенко В.А. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий как основания заявленных требований о возложении обязанности постановить на соответствующий учет.

Однако доводы апелляторов в части оспаривания выводов суда первой инстанции, что обеспечение жильем необходимо произвести за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещение заслуживают внимания, поскольку выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам.

Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны".

Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 было предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 Указа).

Названный Указ фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 года.

В пункте 8 статьи 154 этого Закона определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").

Статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункты 4 и 5 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15 октября 2005 г. N 614).

Абзацем первым пункта 3 названных Правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).

Согласно абзацу второму пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614 предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.

Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).

Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как "вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лиц такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.

Поскольку категория граждан, имеющая статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не поименована, судебная коллегия считает, что из мотивировочной и резолютивной части решения суда первой инстанции подлежит исключению вывод, что реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единоплеменной денежной выплаты.

Приведенная позиция изложена в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г.

Право граждан, имеющих статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614.

Судом первой инстанции обоснованно признано, что истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий и подлежит постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах», в связи с чем решение суда подлежит изменению, и из резолютивной части подлежит исключению указание «за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения».

Руководствуясь ст.ст.199,328,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Чайковского городского суда Пермского края от 24 ноября 2021 года изменить, изложив в следующей редакции:

Иск Чайковского городского прокурора удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Чайковского городского округа обязанность поставить Черноусенко Валентина Андреевича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах», в остальной части требований отказать.

Председательствующий

Судьи

33-2444/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Чайковская городская прокуратура Пермского края
Черноусенко Андрей Валентинович
Кашапова Анастасия Андреевна
Черноусенко Нина Григорьевна
Черноусенко Екатерина Андреевна
Черноусенко Ирина Михайловна
Черноусенко Валентин Андреевич
Ответчики
Администрация Чайковского городского округа
Другие
Правительство Пермского края
Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа
Министерство Социального развития Пермского края
ТУ Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому городскому округу
Министерство строительства Пермского края
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Казанцева Елена Станиславовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
15.02.2022Передача дела судье
14.03.2022Судебное заседание
14.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2022Передано в экспедицию
14.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее