№ г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
13 февраля 2019 г. <адрес>
Малгобекский городской суд Республики Ингушетия в составе председательствующего: судьи Кокурхоева К.С., при секретаре Ужаховой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ваделовой Ф. А. к ПАО «Мегафон» о защите прав потребителей и о взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ваделова Ф.А. (далее - «Истец») обратилась в суд с иском к ПАО «МегаФон» (далее - «Ответчик») о компенсации морального вреда, штрафа за нарушение прав потребителя и возмещении понесенных судебных расходов.
Согласно текста искового заявления и объяснения представителя истца по доверенности – Гогиев А.Б., данного в настоящем судебном заседании, с 4 по ДД.ММ.ГГГГ услуга «Мобильный Интернет» Истцу фактически не была предоставлена. С мобильного телефона воспользоваться указанной услугой в этот период времени на территории Ингушетии не представилось возможным, что является нарушением ее прав как потребителя, так как она около 2 недель не могла пользоваться различными мессенждерами, такими как «Вотсап», «Вайбер», социальными сетями - «Фейсбук», «Инстаграмм», приложениями - «Авито», «Ютюбе», «Госуслуги», «Сбербанк-онлайн», электронной почтой и другими, используемыми ею ежедневно для обеспечения нормальной жизнедеятельности, работы, общения и удовлетворения повседневных нужд.
Ссылаясь на постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» (далее- Правила), считает, что оператор обязан извещать абонента и (или) пользователя удобным для них способом не позднее, чем за 24 часа о действиях, предпринимаемых в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил, согласно которых, оператор вправе приостанавливать оказание телематических услуг связи абоненту и (или) пользователю в случае нарушения абонентом и (или) пользователем требований, предусмотренных договором, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 126-ФЗ "О связи" приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
Требования Правил об обязанности оператора предупреждать, о приостановлении услуг связи на основании мотивированного решения правоохранительных органов не позднее, чем за 24 часа ответчиком соблюдены не были, что является грубым нарушением действующего законодательства.
В дополнении к исковому заявлению, просит взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 30000 рублей, расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме 400 руб. и штраф в размере 50 % от присужденной суммы.
Из текста письменного отзыва и дополнительного отзыва на исковое заявление, объяснения представителя ответчика – Лобжонидзе И.А., данного в настоящем судебном заседании, видно, что истец, являясь абонентом ответчика по договору оказания услуг подвижной связи. С Истцом заключен договор об оказании услуг связи с выделением абонентского номера +№ (лицевой счет №). Заключая договор, абонент подтвердил ознакомление и согласие с Условиями оказания услуг связи «МегаФон», а также с правилами тарификации и расчетов по выбранному тарифному плану, являющимися неотъемлемой частью договора. В обосновании заявленных требований истцом, кроме договора на оказание представительских услуг и расписки о проведение оплаты и получения денег, ничего не представлено. Кроме того в чем именно выразился характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, не указано.
Стороной ответчика в обосновании оказания об обоснованности ограничения некоторых услуг связи абоненту Ваделовой суду представлены: детализация оказанных услуг; заключение анализа и обоснования скорости мобильного доступа в Интернет в рамках безлимитных тарифных планов и запросы с УФСБ по РИ на отключение сегмента 3G начиная с 03 октября до ДД.ММ.ГГГГ
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд считает возможным отказать в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне. Предусмотренное настоящим Кодексом, другим законом, иным правовым актом или договором право на односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, или на одностороннее изменение условий такого обязательства может быть обусловлено по соглашению сторон необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне обязательства.
Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
На основании ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, истица с 4 по ДД.ММ.ГГГГ услуга «Мобильный Интернет» была предоставлена ненадлежащего качества. Кроме того, в указанный период времени на территории Ингушетии около 2 недель зафиксировано резкое увеличение активности абонентов, что привело к снижению скорости доступа к сети Интернет.
Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» ( далее- Правила) оператор обязан извещать абонента и (или) пользователя удобным для них способом не позднее, чем за 24 часа о действиях, предпринимаемых в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил, которым, что оператор вправе приостанавливать оказание телематических услуг связи абоненту и (или) пользователю в случае нарушения абонентом и (или) пользователем требований, предусмотренных договором, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 126-ФЗ "О связи" приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
Требования Правил об обязанности оператора предупреждать, о приостановлении услуг связи на основании мотивированного решения правоохранительных органов не позднее, чем за 24 часа ответчиком соблюдены не были, что является грубым нарушением действующего законодательства.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ « О связи » тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации. Тарифы на универсальные услуги связи регулируются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственное регулирование тарифов на услуги связи (за исключением регулирования тарифов на универсальные услуги связи ) должно создавать условия, обеспечивающие операторам связи компенсацию экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг связи, и возмещение обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании услуг связи, тарифы на которые устанавливаются государством.
Из письма Ответчика в адрес Истца от ДД.ММ.ГГГГ на его претензию, усматривается, что последнему была предоставлена скидка на услуги связи, в размере 100 руб. и со ссылкой на условия договора, дано мотивированное объяснение о том, что практически доступная абоненту скорость передачи данных зависит от числа одновременно работающих Пользователей, категории абонентского оборудования, возможности поддержки абонентским оборудованием различных режимов, условий используемого тарифного плана или используемой тарифной опции, условий радиоприема и распространения радиоволн, а также регуляторных ограничений на максимально излучаемую мощность сигнала. При этом Ответчик не гарантирует абсолютную бесперебойность доступа к услугам и максимально возможную скорость доступа к сети Интернет.
Таким образом, судом установлено, что до Истца доведены все условия и возможные технические ограничения при оказании услуг связи Ответчика, в том числе при оказании услуги «Мобильной интернет».
Кроме того, в судебном заседании представителем истца не оспаривался то обстоятельство, что в указанный в иске период времени в сети зафиксирована сниженная скорость доступа к сети Интернет, что не является нарушением условий договора и прав абонентов, но ни как отсутствие связи.
Согласно п. 6.1. Условий предусмотрено, что перечень услуг, оказываемых абонентам, определяется в соответствии с лицензиями и возможностями сети связи Ответчика. Услуги связи по передаче данных и телематические услуги связи с использованием каналов сети Подвижной радиотелефонной связи Ответчика (услуга «Мобильный интернет») предоставляются в соответствии с Условиями и «Техническими показателями и нормами, характеризующими качество телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных, а также протоколы передачи данных и Абонентские интерфейсы» (далее - «Технические показатели»).
Из раздела 2.2. Технических показателей определено, что практически доступная абоненту скорость передачи данных зависит от числа одновременно работающих Пользователей, категории абонентского оборудования, возможности поддержки абонентским оборудованием различных режимов, условий используемого тарифного плана или используемой тарифной опции, условий радиоприема и распространения радиоволн, а также регуляторных ограничений на максимально излучаемую мощность сигнала.
В соответствии с пунктом 15.12. Условий Ответчик не гарантирует абсолютную бесперебойность доступа к услугам и максимально возможную скорость доступа к сети Интернет.
Согласно выписке из Автоматизированной биллинговой системы зафиксированы активные сессии мобильного интернета. Автоматизированная биллинговая система имеет соответствующие сертификаты и в силу ч. 2 ст. 54 ФЗ «О связи» №§-ФЗ является единственным доказательством оказания услуг и подтверждением обязанности оплаты данных услуг.
Кроме того из письма Управления Роскомнадзора по <адрес>, которым в октябре и ноябре 2018 г. проверялись действия ПАО «МегаФон» на предмет соблюдения требований действующего законодательства РФ по оказанию услуг связи населению Республики Ингушетия в период с 04.10 по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, усматривается что нарушения прав абонентов отсутствуют.
В силу п. 3 ст. 64 Федерального закона от 07,07.2003 № 126-ФЗ «О связи» приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или Обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
Согласно запросам с УФСБ по РИ на отключение сегмента 3G в адрес Ответчика, усматривается, что действительно, Ответчик, как оператор связи получили мотивированный запрос правоохранительных органов об ограничении некоторых услуг связи, т.е. доступ в Интернет был ограничен низкой скоростью и на определенных территориях.
При таких обстоятельствах, ПАО «МегаФон» исполнял требования мотивированного запроса, соответственно, условия договора с абонентом не были нарушены.
При системном анализе толкования вышеуказанных норм позволяет суду, сделать вывод об отсутствии противоправности в действиях ответчика по оказанию услуг связи в заявленный период.
Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителя» моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (исполнителя, продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред.
Таким образом, не могут быть удовлетворены требования о денежной компенсации и морального вреда в виду отсутствия в действиях ответчика состава гражданского правонарушения в сфере защиты прав потребителей.
Исходя из изложенного, на основании Закона РФ «О защите прав потребителей», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ « О связи », и руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Ваделовой Ф. А. к ПАО «Мегафон» о защите прав потребителей и о взыскании морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца через Малгобекский городской суд. Председательствующий подпись:
Копия верна:
Судья Малгобекского городского суда
Республики Ингушетия: К.С.Кокурхоев