Дело № 2-8822/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 октября 2015 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Мусеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам:
Каганцова М.Я. к Республике Коми в лице Министерства архитектуры и строительства Республики Коми, Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о взыскании убытков,
Министерства архитектуры и строительства Республики Коми к Каганцову М.Я. об обязании вернуть в федеральный бюджет полученные денежные средства,
у с т а н о в и л :
Каганцов М.Я. обратился в суд с иском к Республике Коми в лице Министерства архитектуры и строительства Республики Коми, Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о взыскании убытков в размере ... рублей.
Министерство архитектуры и строительства Республики Коми обратилось в суд с иском Каганцову М.Я. об обязании вернуть в федеральный бюджет полученные денежные средства в размере ...
Указанные требования на основании определения суда от ** ** ** рассмотрены в одном производстве.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО ГО «Воркута».
В судебном заседании представитель Каганцова М.Я. на иске Каганцова М.Я. настаивала, с иском Министерства архитектуры и строительства Республики Коми не согласилась. При этом указала на желание произвести зачет встречных однородных требований.
Представитель Министерства архитектуры и строительства Республики Коми с иском Каганцова М.Я. не согласилась, на иске Министерства архитектуры и строительства Республики Коми настаивала.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что вступившим в законную силу ** ** ** решением ... городского суда от ** ** ** по делу №... за Каганцовым М.Я. признано право на получение государственного жилищного сертификата выпуска ** ** ** года в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с датой постановки на учет ** ** **. На Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми (ныне – Министерство архитектуры и строительства Республики Коми) была возложена обязанность выдать Каганцову М.Я. государственный жилищный сертификат выпуска ** ** ** года в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Также решением суда от ** ** ** с Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в пользу Каганцова М.Я. были взысканы судебных расходы в размере ... рублей, в удовлетворении исковых требований Каганцова М.Я. к администрации МО ГО «Воркута» отказано.
Во исполнение указанного решения суда ** ** ** Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми был выдан Каганцову М.Я. государственный жилищный сертификат серии ..., предоставляющий право на получение социальной выплаты в размере ... рублей для приобретения жилого помещения в г. .... Размер социальной выплаты был уменьшен на ... рублей – на стоимость отчужденной ** ** ** квартиры по адресу: ...
Указанный государственный жилищный сертификат имел указание на то, что он действителен до ** ** **, но должен быть предъявлен в банк до ** ** **
** ** ** государственный жилищный сертификат был предъявлен Каганцовым М.Я. в ОАО «...», между ОАО «...» Каганцовым М.Я. ** ** ** был заключен договор №... о банковском счете государственного жилищного сертификата.
В соответствии с договором купли-продажи от ** ** ** Каганцов М.Я. приобрел в собственности квартиру по адресу: ..., в том числе за счет средств социальной выплаты в размере ... рублей и заемных средств, полученных в кредит. ** ** ** в ЕГРП была внесена запись о праве собственности Каганцова М.Я. на указанную квартиру, а также запись об ипотеке.
Вступившим в законную силу ** ** ** решением ... городского суда от ** ** ** по делу №... за Каганцовым М.Я. было признано право на получение государственного жилищного сертификата выпуска ** ** ** года в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» без уменьшения размера социальной выплаты на сумму ... рублей, на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми была возложена обязанность произвести Каганцову М.Я. перерасчет размера жилищной субсидии без уменьшения на сумму ... рублей.
В соответствии со ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее – Подпрограмма) и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее – Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.
В силу ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
Согласно ст. 4 указанного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно п. 4 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы (далее – банк), - 2 месяца.
В соответствии с п. 11 указанных Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.
В силу п. 65 указанных Правил социальная выплата считается предоставленной гражданину – участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи, представленному распорядителем счета, либо платежей, предусмотренных п. 60 Правил.
Согласно п. 46 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов при наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.
Решение о замене сертификата либо об отказе в замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления. Оформление и выдача нового сертификата органом исполнительной власти осуществляется в порядке и сроки, установленные п. 36 указанных Правил.
Выдача гражданину второго сертификата на недополученную часть социальной выплаты действующим законодательством не предусмотрена.
Обстоятельства, послужившие основанием для выдачи Каганцову М.Я. государственного жилищного сертификата на предоставление социальной выплаты в размере ... рублей вместо ... ... рублей, возникли лишь ** ** **, то есть после истечения срока действия сертификата для владельца сертификата. Доказательств предъявления Министерством архитектуры и строительства Республики Коми Каганцову М.Я. в период с ** ** ** по ** ** ** (дата договора о приобретении жилого помещения с использованием средств социальной выплаты) требований о возврате ранее выданного государственного жилищного сертификата суду не представлено.
В результате Каганцову М.Я. к настоящему времени была предоставлена социальная выплата на сумму ... рублей. Решение Воркутинского городского суда от ** ** ** в части обязания Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми произвести Каганцову М.Я. перерасчет размера жилищной субсидии без уменьшения на сумму ... рублей к настоящему времени не исполнено.
Согласно п. 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов выдачу сертификатов гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 21.07.2006 №184 обязанности по организации работы по реализации Подпрограммы в пределах компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, были возложены на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми (до ** ** **).
Согласно постановлению Правительства Республики Коми от 07.11.2014 №433 с 07.11.2014 организация работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 в пределах компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определенной указанным постановлением, возложена на Министерство архитектуры и строительства Республики Коми.
С учетом положений действующего законодательства о возможности однократного предоставления социальной выплаты, спорная социальная выплата на сумму ... рублей может быть предоставлена Каганцову М.Я. лишь при условии возврата ранее предоставленной социальной выплаты в размере ... рублей, в связи с чем исковые требования Министерства архитектуры и строительства Республики Коми суд находит обоснованными.
В силу положений ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Учитывая, что право Каганцова М.Я. на получении социальной выплаты в предусмотренном законом размере было нарушено Министерством архитектуры и строительства Республики Коми путем выдачи государственного жилищного сертификата, дающего право на получение социальной выплаты в размере ... рублей вместо ... рублей, суд приходит к выводу о взыскании с Министерства архитектуры и строительства Республики Коми в пользу Каганцова М.Я. убытков в размере ... рублей.
При этом действующим законодательством Министерство архитектуры и строительства Республики Коми не ограничено в возможности обращения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти за предоставлением финансового обеспечения в виде субвенций для осуществления переданных государственных полномочий Российской Федерации по предоставлению Каганцову М.Я. социальной выплаты в полном объеме в соответствии с решениями ... городского суда от ** ** ** и от ** ** **
Законных оснований для взыскания в пользу Каганцова М.Я. убытков с Российской Федерации судом не усматривается, поскольку со стороны федеральных органов государственной власти и их должностных лиц нарушений прав Каганцова М.Я. не установлено.
В силу положений ст. 410 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
С учетом заявления представителя Каганцова М.Я. о зачете встречных однородных требований суд считает необходимым произвести зачет встречных однородных требований Министерства архитектуры и строительства Республики Коми об обязании Каганцова М.Я. вернуть в федеральный бюджет полученные денежные средства в размере ... рублей с требованиями об обязании Министерства архитектуры и строительства Республики Коми выдать Каганцову М.Я. государственный жилищный сертификат в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, установленными решением ... городского суда от ** ** ** по делу №..., и требованиями об обязании Министерства архитектуры и строительства Республики Коми произвести Каганцову М.Я. перерасчет размера жилищной субсидии без уменьшения на сумму ... рублей, установленными решением ... городского суда от ** ** ** по делу №...
С учетом изложенного, в целях восстановления нарушенного права Каганцова М.Я., суд считает необходимым окончательно определить сумму, подлежащую взысканию по настоящему делу путем взыскания с Министерства архитектуры и строительства Республики Коми в пользу Каганцова М.Я. денежных средств в размере ... рублей.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Каганцова М.Я. вернуть в федеральный бюджет полученные денежные средства в размере ... рублей.
Взыскать с Министерства архитектуры и строительства Республики Коми в пользу Каганцова М.Я. убытки в размере ... рублей.
Произвести зачет встречных однородных требований Министерства архитектуры и строительства Республики Коми об обязании Каганцова М.Я. вернуть в федеральный бюджет полученные денежные средства в размере ... рублей с требованиями об обязании Министерства архитектуры и строительства Республики Коми выдать Каганцову М.Я. государственный жилищный сертификат в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, установленными решением ... городского суда от ** ** ** по делу №..., и требованиями об обязании Министерства архитектуры и строительства Республики Коми произвести Каганцову М.Я. перерасчет размера жилищной субсидии без уменьшения на сумму ... рублей, установленными решением ... городского суда от ** ** ** по делу №...
Окончательно определить сумму, подлежащую взысканию по настоящему делу путем взыскания с Министерства архитектуры и строительства Республики Коми в пользу Каганцова М.Я. денежных средств в размере ... рублей.
В удовлетворении исковых требований Каганцова М.Я. к Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин