Именем Российской Федерации
г.Тамбов26 мая 2020 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре Петровой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-406/2020 по административному иску прокурора Октябрьского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.ТамбоваТамбовской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обустройству участка автомобильной дороги пешеходными переходами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Тамбова обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Тамбова Тамбовской области с требованиями о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обустройству участка автомобильной дороги по ул. Мичуринской г.Тамбова от перекрестка с ул. Свободной г.Тамбова до перекрестка с Федеральной дорогой «Северный обход г.Тамбова» пешеходными переходами и обязании организовать работы по приведению указанного участка дороги пешеходными переходами в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Октябрьского района г.Тамбова по результатам проверки исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установлено, что УГИБДД УМВД России по Тамбовской области проведено обследование участка ул. Мичуринской г.Тамбова от перекрестка с ул. Свободной до перекрестка с Федеральной дорогой «Северный обход г.Тамбова». Данное обследование показало, что на указанном участке дороги обустроен только один регулируемый пешеходный переход, оборудованный необходимыми техническими средствами организации дорожного движения. На протяжении 3 км. до границы г.Тамбова с Тамбовским районом Тамбовской области отсутствуют пешеходные переходы при наличии 6 мест остановок общественного транспорта. Данный факт нарушает требования п.п. 4.5.2, 5.3.3.1. национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и создает прямую угрозу безопасности дорожного движения, поскольку вынуждает пешеходов переходить проезжую часть в неустановленных местах.
Допущенные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц на безопасное передвижение и создают угрозу жизни и здоровья.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Тамбова Ситников А.М. требования административного иска поддержал по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель администрации г.Тамбова по доверенности Староверова Н.К. возражала против заявленных требований, указав, что требования прокурора в том виде как они заявлены являются неисполнимыми, поскольку неясно каким количеством пешеходных переходов необходимо оборудовать спорный участок автодороги. Рассматриваемый участок дороги имеет невысокую плотность пешеходных потоков, поэтому является нецелесообразным выполнять требования ГОСТ Р 52766-2007 и обустраивать пешеходные переходы к каждому остановочному пункту. Кроме того, помимо указанного ГОСТа имеются и другие нормативны, по которым требования к пешеходным переходам уже иные, в частности СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89. Администрацией г.Тамбова совместно с представителями УГИБДД УМВД России по Тамбовской области проведено комиссионное обследование спорного участка, была составлена новая схема дорожного движения по ул. Мичуринской, предусматривающая четыре пешеходных перехода. В настоящее время администрацией г. Тамбова приняты меры по организации еще одного пешеходного перехода. Просила в административном иске отказать, поскольку со стороны администрации г.Тамбова незаконного бездействия не было.
Представитель УМВД России по Тамбовской области по доверенности Коршунова К.М. поддержала требования прокурора Октябрьского района г.Тамбова, указав, что законность требований о приведении спорной дороги в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 уже рассмотрена Октябрьским районным судом г.Тамбова. Решением суда от 11.02.2020 отказано в удовлетворении административных исковых требований администрации г.Тамбова о признании незаконным и отмене представления УГИБДД УМВД России по Тамбовской области от 05.09.2019.
Представители МБУ «Спецдорсервис» по доверенности Хримина М.В. и МКУ «Дирекция городских дорог» Михайлова Н.Н. возражали против удовлетворения административного иска по тем же основаниям, что и представитель администрации г.Тамбова.
Представитель администрации Тамбовского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц участвующих в деле, специалиста, изучив материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.
Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен перечень вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 указанного закона к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п. 5, п. 25 ч. 1 ст. 6 Устава города Тамбова, принятого решением Тамбовской городской Думы от 04.05.2005 года N 704 к вопросам местного значения городского округа - город Тамбов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Исходя из ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 N270-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.
Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог (раздел 1).
В силу п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:
- остановочная площадка;
- посадочная площадка;
- заездной "карман";
- боковая разделительная полоса;
- тротуары и пешеходные дорожки;
- автопавильон;
- пешеходный переход;
- скамья;
- урна для мусора;
- технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения);
- освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500м).
Пункт 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов.
Из материалов дела следует, что в прокуратуру Октябрьского района г.Тамбова УМВД России по Тамбовской области представлено письмо, в котором прокурору сообщалось, что УГИБДД УМВД России по Тамбовской области проведено обследование участка ул. Мичуринской г.Тамбова от перекрестка с ул. Свободной до перекрестка с Федеральной дорогой «Северный обход г.Тамбова». Данное обследование показало, что на указанном участке дороги обустроен только один регулируемый пешеходный переход, оборудованный необходимыми техническими средствами организации дорожного движения. На протяжении 3 км. до границы г.Тамбова с Тамбовским районом Тамбовской области отсутствуют пешеходные переходы при наличии 6 мест остановок общественного транспорта. Данное обстоятельство вынуждает пешеходов переходить проезжую часть в неустановленных местах.
05.09.2019 с целью обеспечения безопасности дорожного движения и рассмотрения вопроса об обустройстве пешеходных переходов по ул. Мичуринской г.Тамбова главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Тамбовской области в администрацию г.Тамбова внесено представление. Между тем, соответствующие меры предприняты не были, в связи с чем в письме поставлен вопрос о необходимости принятия мер прокурорского реагирования.
Результатами прокурорской проверки изложенные в письме УМВД России по Тамбовской области факты были подтверждены.
О недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги по ул. Мичуринской свидетельствуют составленные государственным инспектором дорожного надзора УГИБДД УМВД России по Тамбовской области Бобылевым С.В. акты от 04.09.2019 и 14.11.2019.
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 11.02.2020 отказано в удовлетворении административных исковых требований администрации г.Тамбова о признании незаконным и отмене представления УГИБДД УМВД России по Тамбовской области от 05.09.2019.
Из решения следует, что ул. Мичуринская г.Тамбова, от пересечения с ул. Свободная до границы г.Тамбова с Тамбовским районом имеет пересечение с 16 улицами населенного пункта с одной стороны и пересечение с 12 улицами с другой стороны. При этом на указанном участке дороги, протяженностью 2600 м., в настоящее время имеется один оборудованный пешеходный переход.
Суд пришел к выводу, что участок автодороги по ул. Мичуринской не соответствует ГОСТ Р 52766-2007.
При этом также из решения следует, что в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 на ул. Мичуринская на участке от ул. Свободная до границ с Тамбовским районом зарегистрировано 44 дорожно-транспортных происшествия, в которых 11 человек получили ранения, за нарушение правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения, составлено 24 административных материала.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии незаконного бездействия со стороны административного ответчика и возложении на него обязанности организовать работу по обустройству участка автомобильной дороги по ул. Мичуринской г.Тамбова от перекрестка с ул. Свободной г.Тамбова до перекрестка с Федеральной дорогой «Северный обход г.Тамбова» пешеходными переходами в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Указанное бездействие административного ответчика создает угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасные условия движения.
Мнение представителя административного ответчика о том, что прокурор в своих требованиях должен точно определить количество пешеходных переходов на спорном участке дороги является необоснованным, поскольку из вышеперечисленных положений закона следует, что обязанности по содержанию автомобильной дороги в соответствии с ГОСТ и обеспечению безопасных условий движения, а значит и определению количество и месторасположение пешеходных переходов, возлагаются на администрацию г.Тамбова.
При этом суд принимает данные в ходе судебного разбирательства пояснения специалиста - государственного инспектора дорожного надзора УГИБДД УМВД России по Тамбовской области Бобылева С.В. согласно, которым исполнение требований ГОСТ Р 52766-2007 также возможно путем переноса существующих на спорном участке остановочных пунктов, в связи с чем уже не будет необходимости в организации пешеходного перехода к каждой имеющейся сейчас остановке. В настоящее время по результатам комиссионного обследования администрация г.Тамбова и УГИБДД УМВД России по Тамбовской области пришли к выводу об организации четырех пешеходных переходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Тамбова удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова по непринятию мер по обустройству участка автомобильной дороги по ул. Мичуринской г.Тамбова от перекрестка с ул. Свободной г.Тамбова до перекрестка с федеральной дорогой «Северный обход г.Тамбова» пешеходными переходами и обязать организовать работы по приведению указанного участка дороги пешеходными переходами в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Обязать администрацию г.Тамбова сообщить об исполнении настоящего решения в Ленинский районный суд г.Тамбова и прокуратуру Октябрьского района г.Тамбова в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме принято 29.05.2020
Судья: Е.С. Воронцова