Решение по делу № 2-1608/2013 от 25.09.2013

№ 2-1608/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мелеуз 11 ноября 2013 года

Мелеузовский районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Байрашева А.Р.,

с участием помощника Мелеузовского межрайонного прокурора Баязитова И.К.,

представителя ответчика администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Паньковой Л.В.,

заинтересованного лица администрации сельского поселения Денисовский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ Голансковой Л.Н.,

заинтересованного лица ГБУ «Мелеузовская районная и городская ветеринарная станция» Николаевой А.П.,

при секретаре Григорьевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству РБ и администрации муниципального района Мелеузовский район РБ в порядке ст. 45 ГПК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Мелеузовский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя тем, что Мелеузовской межрайонной прокуратурой с привлечением ветеринарного специалиста ГБУ Мелеузовская райгорветстанция и заместителя-начальника-госветинспектора Мелеузовского территориального отдела госветнадзора проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В ходе проверки установлено, что на территории <адрес обезличен>, состояние которого не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям. Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст.ст. 8, 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» также закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» от 14.05.1993 №4979-1 основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Согласно ст.2 данного закона ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированные в Минюсте РФ 05.01.1996 года № \005, являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. Проверкой выявлены следующие нарушения вышеизложенных норм. В ходе проверки установлено, что на территории скотомогильника д. Саитово, в нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов № 13-7-2/469 от 04.12.1995г., стенки скотомогильника не выведены выше уровня земли на 40 см., размер люка 70х75м., согласно ветеринарно-санитарным правилам размер люка должен составлять 30x30 см., из ямы не выведена вытяжная труба, навес над ямой высотой 2 м., длиной 3,60 м., шириной 3,20 м., согласно правил 2,5х6х3. Также, на территории скотомогильника отсутствует помещение, стол для вскрытия трупов, коновязь для животных, что является нарушением п. 5.8 ветеринарно-санитарных правил. Согласно ч.1 ст.35 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечение экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов с соблюдением приоритета сохранения благоприятной среды. Согласно ч. 3 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. Однако в нарушение указанных требований законодательства санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильники расположенные на территории <адрес обезличен>, отсутствует. Вследствие бесхозяйности скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, и поэтому соблюдение законодательства об охране окружающей среды, санитарно- эпидемиологическом благополучии населения и ветеринарно-санитарных правил невозможно. Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Скотомогильник, находящийся в <адрес обезличен>, фактически является бесхозяйным, порядок его использования никем не контролируется, ответственных лиц за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил не имеется. В связи с изложенным, ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильников как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Республики Башкортостан. Существование на территории поселения скотомогильника в условиях, когда ни одна из организаций не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни людей. Таким образом, бездействие Правительства Республики Башкортостан, выразившееся в самоустранении от постановки на учет бесхозяйных скотомогильников, непринятие соответствующих мер по приведению скотомогильников в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия. Кроме того, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. В свою очередь, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенной выше нормой Федерального закона. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 ветеринарносанитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 № 13-7-2/469 может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований. Основанием для обращения прокурора с настоящим заявлением в суд послужило осуществление надзорных функций за исполнением федерального законодательства согласно ст. ст. 1, 21, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Сложившаяся ситуация на скотомогильнике в <адрес обезличен> создает прямую угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причинения существенного вреда окружающей среде. Согласно ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела, с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений. В данном случае прокурор обращается в суд общей юрисдикции, так как спор возник из экологических правоотношений и затрагивает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно. Эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности. Споры по поводу объектов недвижимости в силу ч. 1 ст. 30 ГПК РФ подлежат рассмотрению в суде по месту нахождения этих объектов недвижимости. Эти объекты недвижимости (скотомогильники) неразрывно связаны с земельным участком, на котором они расположены. В соответствии с ч. 1 ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

Просит признать бесхозяйным скотомогильник, расположенный в <адрес обезличен>. Обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного в <адрес обезличен>. Обязать Правительство Республики Башкортостан обустроить скотомогильник, расположенный в <адрес обезличен>, в соответствии с требованиями Закона РФ «О ветеринарии» и п.п. 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7- 2/469, а именно: установить стол для вскрытия трупов, обустроить в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами навес над ямой скотомогильника, построить помещения для вскрытия трупов, помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, въездные ворота, вывести стенки скотомогильника выше уровня земли, вывести из ямы вытяжную трубу. Обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ соблюдать требования ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7- 2/469 в целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, в частности, биологосоциальных чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании помощник Мелеузовского межрайонного прокурора Баязитов И.К. поддержал исковые требования в полном объеме. Просил признать бесхозяйным скотомогильник, расположенный в <адрес обезличен>. Обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного в <адрес обезличен>. Обязать Правительство Республики Башкортостан обустроить скотомогильник, расположенный в <адрес обезличен>, в соответствии с требованиями Закона РФ «О ветеринарии» и п.п. 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7- 2/469, а именно: установить стол для вскрытия трупов, обустроить в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами навес над ямой скотомогильника, построить помещения для вскрытия трупов, помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, въездные ворота, вывести стенки скотомогильника выше уровня земли, вывести из ямы вытяжную трубу. Обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ соблюдать требования ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7- 2/469 в целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, в частности, биологосоциальных чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Панькова Л.В. считает исковые требования Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ соблюдать требования ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, в частности биолого-социальных чрезвычайных ситуаций (скотомогильник в д. Сайтово) неподлежащим удовлетворению, поскольку согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района В то же время согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В материалах дела указано, что скотомогильник в д. Сайтово расположен на территории сельского поселения Денисовский сельский совет. В соответствие со ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территории от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В силу указанного данный закон не может распространяться на регулирование вопросов устройство и оборудования скотомогильников, которые не могут быть отнесены к вопросам местного значения муниципального района в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района. Согласно Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов к полномочиям органов местного самоуправления отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильников по представлению государственной ветеринарной службы. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена только на местную администрацию, в ведении которых, находятся эти объекты. Скотомогильник в <адрес обезличен> Полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают субъекты Российской Федерации, осуществление мер по предупреждению эпидемии и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Вопросы создания скотомогильников (биотермической ямы) законом возлагаются на субъекты Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников в собственность органов местного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЭ от 06.10.2003 не предусматривает. Полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника Администрации муниципального района не передавались. В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию муниципального района обязанности оборудовать скотомогильник без передачи необходимых полномочий и денежных средств. На основании вышеизложенного, руководствуясь Федеральным законом № 131 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» считает, что Администрация муниципального района Мелеузовский район является ненадлежащим ответчиком, просит в исковых требованиях к Администрации отказать.

Представитель заинтересованного лица ГБУ «Мелеузовская районная и городская станция» Николаева А.П. в судебном заседании поддержала исковое заявление Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству РБ и администрации муниципального района Мелеузовский район РБ в порядке ст. 45 ГПК РФ.

Представитель ответчика Правительства РБ, представители третьих лиц: Управления ветеринарии РБ, Министерства земельных и имущественных отношений РБ, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РБ (Россельхознадзор), в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, месте и времени судебного заседания.

В силу ст.167 ГПК РФ - суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно отзыва Управления Россельхознадзора по РБ, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору указали, что согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере ветеринарии, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Россельхознадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. На территории Республики Башкортостан действует территориальный орган Россельхознадзора - Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан (далее - Управление). Должностными лицами Управления ежегодно проводятся плановые и внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления, других хозяйствующих субъектов. По итогам проверок в сфере утилизации и уничтожения биологических отходов установлено, что на территории многих сельских поселений либо отсутствуют скотомогильники (биотермические ямы), либо, что чаще всего, имеющиеся скотомогильники, ранее принадлежавшие колхозам и совхозам, в настоящее время не являются чьей-либо собственностью и не состоят на балансе муниципальных образований. В результате того, что данные объекты фактически бесхозные, в республике не соблюдается порядок их обустройства и эксплуатации, органы местного самоуправления за их состоянием не следят. В связи с этим и населением, и хозяйствующими субъектами допускаются факты ненадлежащего захоронения трупов павших животных и других биологических отходов, вывоза на полигоны твердых бытовых отходов или на территорию заброшенных животноводческих ферм, навозохранилищ, вокруг населенных пунктов, тем самым загрязняется окружающая среда, возникает угроза санитарно-эпидемиологической безопасности населения. Согласно информации Управления ветеринарии РБ по состоянию на 01.01.2013 г. на территории республики имеются 1275 биотермических ям и скотомогильников. Из них, в собственности хозяйствующих субъектов числятся 5 объектов, а 1270, находящихся на территории различных муниципальных образований, являются бесхозными. Около 88% скотомогильников не соответствуют санитарным нормам и представляют собой угрозу возникновения и распространения сибирской язвы, бруцеллеза и других опасных заболеваний. Попытки Управления обязать привести указанные объекты в надлежащее состояние, оставляя предписания об устранении допущенных нарушений и привлекая должностных лиц администраций сельских поселений к ответственности за ненадлежащее обустройство и эксплуатацию бесхозных скотомогильников, расположенных на их территории, путем составления протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ (нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил), ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства), в большинстве случаев заканчиваются решениями мировых судей о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях глав администраций сельских поселений состава административного правонарушения. Судьи при этом основываются на том, что имеющиеся на территории того или иного сельсовета скотомогильники не находятся в собственности, на балансе, в ведении органа местного самоуправления, и в соответствии с этим на них не возложены обязанности по выполнению требований Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995г. за № 13-7-2/469 и зарегистрированных Минюстом России 05.01.1996г. за № 1005 (далее - Ветеринарно-санитарные правила). Пунктом 1.1 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что они являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. Согласно пункту 1.5 Ветеринарно-санитарных правил, биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах. В прежней редакции пункт 6.1 Ветеринарно-санитарных правил предусматривал, что скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет; остальные - являются объектами муниципальной собственности. Однако, в связи с определением Верховного суда РФ от 13.06.2006г. № КАС-06-193, приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16.08.2007г. № 400 из пункта 6.1 Ветеринарносанитарных правил слова «остальные - являются объектами муниципальной собственности» были исключены. В соответствии с пунктом 5.1 Ветеринарно-санитарных правил в компетенции органов местной администрации осталось лишь проведение выбора и отвода земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. В то же время в силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. «ц» п. 2 ст. Федерального закона № 184-ФЗ в собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) установлена возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ, осуществляемая законами субъектов РФ. При этом финансовое обеспечение таких полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а также органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для их осуществления в порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Также законы субъектов РФ, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий. Также согласно ст. 20 Федерального закона № 131-Ф3 органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и осуществлять контроль за их исполнением. Кроме того, согласно п. п. 7, 9, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-Ф3 к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Считает необходимым обратить внимание суда на то, что необходимость надлежащего обустройства и эксплуатации скотомогильников и аналогичных объектов обусловлена потенциальной опасностью биологических отходов для человека, животных и среды их обитания, высокой биологической активностью возбудителей заболеваний, их способностью к циркуляции в окружающей среде и возможностью контакта с ними людей и животных, а также на то, что предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, охрана окружающей среды должны обеспечиваться, в том числе решением проблемы бесхозных скотомогильников, и обязательным строгим соблюдением ветеринарносанитарных правил, природоохранных требований. В связи с изложенным на протяжении 2010-2011 годов Управлением были направлены обращения в Правительство Республики Башкортостан, Прокуратуру Республики Башкортостан, в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан с предложениями законодательного разрешения вопросов строительства новых объектов по утилизации и уничтожению биологических отходов, постановки на учет имеющихся скотомогильников и биотермических ям в качестве бесхозяйных с последующей передачей их в ведение органов местного самоуправления, выделения финансовых средств для надлежащего обустройства таких объектов. Согласно выписки из протокола № 11 оперативного совещания 02.04.2012 г., утвержденной Премьер-министром Правительства РБ 03.04.2012 г., Министерству земельных и имущественных отношений РБ, Управлению ветеринарии РБ было поручено в срок до 01.04.2013 г. совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов республики принять меры для закрепления в государственной собственности Республики Башкортостан имущества (скотомогильников, биотермических ям), необходимого для реализации полномочия Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Затем распоряжением Правительства РБ от 27.05.2012 г. № 600-р был утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Оформление в собственность Республики Башкортостан скотомогильников (биотермических ям) и передача полномочий по их обустройству и содержанию муниципальным образованиям Республики Башкортостан». Пунктом 2 раздела I «дорожной карты» одним из мероприятий по подготовке нормативной правовой базы предусмотрена подготовка закона Республики Башкортостан, в соответствии с которым полномочия Республики Башкортостан на содержание и обустройство скотомогильников (биотермических ям) с 01.01.2014 г. передаются органам местного самоуправления. Пунктами 16, 17 раздела IV «дорожной карты» в числе мероприятий по передаче полномочий Республики Башкортостан органам местного самоуправления предусмотрены с 01.01.2014 г.: реализация органами местного самоуправления переданных полномочий по содержанию и обустройству скотомогильников; приведение скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями. Ответственными исполнителями по данным мероприятиям указаны администрации муниципальных районов и городских округов РБ (по согласованию). Однако, несмотря на государственную значимость указанных вопросов, в республике вышеназванный закон пока не принят. Также Управление сообщает, что в 2012 году Кировским районным судом г. Уфы и Верховным судом Республики Башкортостан были рассмотрены 10 исковых заявлений прокуратуры Бурзянского района РБ о признании бесхозными 23 скотомогильников на территории 10 сельских советов Бурзянского района РБ, возложении на Правительство РБ обязанностей по их надлежащему обустройству и постановке на учет. По результатам рассмотрения всех 10 дел вынесены решения о полном удовлетворении исковых требований, то есть 23 скотомогильника признаны бесхозными, Правительство РБ обязано поставить их на учет и обустроить в соответствии с требованиями действующего законодательства. В 2013 году аналогичные решения были вынесены судами Альшеевского, Ишимбайского, Мелеузовского, Куюргазинского районов, также оставленные в силе определениями Верховного суда Республики Башкортостан либо не обжалованные и вступившие в законную силу. На основании вышеизложенного Управление просит удовлетворить исковые требования Мелеузовского межрайонного прокурора РБ о признании бесхозным скотомогильника на территории <адрес обезличен>, возложении на Правительство РБ обязанностей по его надлежащему обустройству и постановке на учет, возложении на администрацию муниципального района Мелеузовский район обязанности соблюдения требований Ветеринарно-санитарных правил.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В соответствие со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствие со ст.1 ФЗ от 21.12.1994г. № 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определена, как обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Исходя из этого правового регулирования ФЗ от 21.12.1994г. № 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера», не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильника Администрациями муниципальных образований, а оборудование и содержание скотомогильника при указанных в исковом заявлении обстоятельствах не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст.5 и ст. 6 ФЗ от 06.10.2003г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч.2 ст.2 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями с сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ.

В силу подпункта 49 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999г. №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий подпунктом «ц» п.2 ст. 26.11 ФЗ от 06.10.1999 г. №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильник (биотермические ямы).

В соответствие с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993г. № 2284, приватизация скотомогильника, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственника указанного имущества, которыми могут являться РФ и субъект РФ.

Согласно ч.1 ст.35 Закона «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечение экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов с соблюдением приоритетов сохранения благоприятной среды.

Возможности нахождения скотомогильника и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не предусматривает.

В соответствие со ст.1.2 Закона «О ветеринарии» от 14.05.1993г. № 4979-ФЗ, основными задачами в ветеринарии в РФ являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства, ветеринарное законодательство РФ состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Ветеринарное законодательство РФ регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированные в Минюсте РФ 05.01.1996г. № 1005, являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

Согласно п.5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным государственным инспектором РФ 04.12.1995 г. № 13-7-2/469 к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п.6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Судом установлено, что проведена проверка, в ходе которой установлено, что территории <адрес обезличен>, состояние которого не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям, что подтверждается справкой ГБУ Мелеузовская районная и городская ветеринарная станция РБ от <дата обезличена> и ветеринарно-санитарными карточками на скотомогильник (л.д. 9).

Бесхозяйственные скотомогильники на территории Мелеузовского района не зарегистрированы, что следует из справки <№> от <дата обезличена> главы администрации Денисовского сельсовета (л.д. 12).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что необходимость надлежащего обустройства и эксплуатация скотомогильника и аналогичных объектов обусловлена потенциальной опасностью биологических отходов для человека, животных и среды их обитания, высокой биологической активностью возбудителей заболеваний, их способностью к циркуляции в окружающей среде и возможностью контакта с ними людей и животных, а также на то, что предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, охрана окружающей среды должны обеспечиваться, в том числе и решением проблемы бесхозных скотомогильника и обязательным строгим соблюдением ветеринарно-санитарных правил, природоохранных требований.

Скотомогильник, находящийся территории <адрес обезличен> фактически является бесхозным, порядок его использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил, в связи с чем, ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильника как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство РБ. Существование скотомогильника на территории сельского поселения в условиях, когда ни одна из организаций не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само себе представляет угрозу для жизни людей.

Доводы представителя администрации муниципального района Мелеузовский район РБ в том, что местная администрация не имеет полномочий для осуществления переоборудования скотомогильника, суд считает несостоятельными, поскольку ФЗ «Об охране окружающей среды» возлагает ответственность на органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Таким образом, бездействие Правительства РБ по непостановке на учет бесхозяйного скотомогильника, непринятие соответствующих мер по приведению скотомогильника в соответствии с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на защиту от негативного воздействия.

При указанных выше обстоятельствах, суд находит исковые требования Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан и администрации муниципального района Мелеузовский район РБ обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ «░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░.░. 5.8, 6.2 ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 04.12.1995 ░░░░ № 13-7- 2/469, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 04.12.1995 ░░░░ № 13-7- 2/469 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░:                     ░.░.░░░░░░░░

...

...

...

...

2-1608/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мелеузовский межрайолнный прокурор
Ответчики
Правительство Российской Федерации
Администрация муниципального района Мелеузовский район
Суд
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан
Дело на сайте суда
meleuzovsky.bkr.sudrf.ru
25.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2013Передача материалов судье
27.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2013Судебное заседание
24.10.2013Судебное заседание
11.11.2013Судебное заседание
15.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2013Дело сдано в канцелярию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее