Дело № 2-340/2014 (2-3821/2023)
УИД 86RS0007-01-2023-004765-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 января 2024 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в составе:
председательствующего судьи Ахметовой Э.В.
при секретаре Фаткуллиной З.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Уткина Андрея Анатольевича, Уткина Виталия Андреевича к Департаменту муниципального имущества администрации города Нефтеюганска о понуждении заключить соглашение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд с выплатой выкупной рыночной стоимости за недвижимое имущество
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Уткин В.А. и Уткин А.А. обратились в суд с исковыми требованиями с учетом уточнения исковых требований к ответчику, в котором просят обязать ответчика заключить с ними соглашение об изъятии для муниципальных нужд жилое помещение, расположенное по (адрес) путем выплаты выкупной стоимости с прекращением права собственности на указанное жилое помещение, установив размер выкупной стоимости 5 504 333 руб. согласно долям в праве собственности.
Указывает, что жилой дом, в котором расположена их квартира на основании распоряжения администрации г. Нефтеюганска от 30.12.2014 № 258-р признан аварийным и подлежащим сносу. 22.03.2023 администрацией г. Нефтеюганска издано постановление № 295-п «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд». В уведомлении ответчик указал на выплату выкупной стоимости в размере стоимости приобретения указанного жилого помещения (квартира № 10) 1500 000 руб. согласно договору купли-продажи от 13.04.2016г.
Полагают, что на основании ст. 32 Жилищного кодекса РФ имеют право претендовать на рыночную стоимость изымаемого недвижимого имущества, поскольку в силу действия закона во времени часть 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ не распространяются на их правоотношения по изъятию земельного участка с учетом положений ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» № 185-ФЗ от 21.07.2007.
Истцы Уткин В.А., Уткин А.А. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, согласно заявлениям просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов адвокат Александров В.Г., в судебное заседание не явился, также просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ДМИ администрации г. Нефтеюганска Гафурьянова А.З. действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, направила в суд возражения на иск, согласно которым с иском истцов не согласилась, поскольку положения ч.8.2 ст.32 ЖК РФ не позволяют истцам претендовать на рыночную стоимость квартиры, в связи с чем ДМИ администрации г. Нефтеюганска предложило Уткиным заключить соглашение о выкупной стоимости на сумму 1500 000 руб., исходя из условий договора купли-продажи квартиры от 13.04.2016г.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 40, ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ст. 27 ч. 1, ст. 40 ч. 1).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно части 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Судом установлено, что Уткин Виталий Андреевич является долевым собственником 9/10 доли, а Уткин Андрей Анатольевич 1/10 доли в праве собственности на квартиру № 10 с 14.04.2016 (кадастровый №), расположенной в доме (адрес), в силу договора купли-продажи от 13.04.2016 года, что подтверждается представленным суду договором купли-продажи и выпиской из ЕГРН. Общая площадь квартиры составляет 56 м2, сторонами не оспаривается.
Указанное жилое помещение расположено в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу (распоряжение администрации города Нефтеюганска от 30.12.2014 № 258-р «О признании многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу» со сроком расселения до 01.03.2020, что не оспаривается сторонами. Распоряжением администрации г. Нефтеюганска от 31.08.2020 №224-р внесены изменения распоряжение № 67, сроки расселения определены муниципальной адресной программой, утвержденной постановлением администрации города Нефтеюганска от 30.04.2019 № 228-п. Данная информация является общедоступной.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 01.04.2019 № 104-п (ред. от 19.11.2021 № 505-п) "Об адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы" дом (адрес) включен в адресную программу, срок расселения граждан из дома (адрес) был установлен до 31.12.2024.
30 апреля 2019 года постановлением администрации г. Нефтеюганска № 228-п утверждена адресная программа г. Нефтеюганска по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в которой включен дом № 7 в СУ-62 г. Нефтеюганска и срок расселения граждан из дома (адрес) был установлен до 31.12.2024.
12 октября 2021 постановлением администрации г. Нефтеюганска № 1721-нп внесены изменения в постановление администрации г. Нефтеюганска № 228-п от 30.04.2019.
В целях соблюдения положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации Департамент муниципального имущества администрации г. Нефтеюганска направил в адрес собственников (адрес), то есть в адрес истцов требование о сносе в течении 1 месяца со дня получения требования, что также не оспаривается сторонами.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
22.03.2023 администрацией г. Нефтеюганска вынесено постановление № 295-п «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд», согласно которому в связи с тем, что собственники многоквартирных домов (в том числе (адрес)) не осуществили требование о сносе аварийного дома, принято решение об изъятии земельного участка, на котором дом расположен для муниципальных нужд. На ДМИ администрации г. Нефтеюганска возложена обязанность по заключению соглашений об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектах недвижимого имущества с правообладателями изымаемой недвижимости, в случае не достижения соглашения с правообладателями поручено обратиться в суд с исками о принудительном изъятии, а также организовать проведение оценки изымаемого имущества.
Истцы дали согласие на изъятие земельного участка в соответствии с положениями ч. 12 ст. 32 ЖК РФ.
Согласно отчету ООО «Айра Торрес» от 06.06.2023 № размер возмещения за изымаемый земельный участок и жилое помещение (квартира), включая убытки, определен в соответствии с нормами ст.56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и составляет 5 504 333 руб., что не оспаривается сторонами (л.д. 40).
Департаментом истцам вручено соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества по цене 1050 000 руб., отчет об определении рыночной стоимости объекта оценки, выписки из ЕГРН на земельный участок и жилое помещение, однако соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, сторонами подписано не было. Согласно договору купли-продажи квартиры от 13.04.2016, стоимость квартиры действительно составила 1500 000руб.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что порядок изъятия земельного участка в муниципальную собственность, со стороны муниципалитета соблюден, однако между сторонами возникли разногласия относительно выкупной стоимости спорного объекта недвижимости.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 01.04.2019 № 104-п (ред. от 19.12.2019) "Об адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы" дом (адрес) включен в адресную программу с определением срока отселения до 01.09.2024. Указанной программой предусмотрено, что средства программы расходуются на следующие цели:
приобретение у застройщиков и у лиц, не являющихся застройщиками жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная информация является общедоступной.
Разрешая данный спор, суд, учитывает, что Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, у которых право собственности в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 г.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. N 11-П, от 27 июня 2013 г. N 15-П, от 23 декабря 2013 г. N 29-П, от 22 апреля 2014 г. N 12-П и др.).
Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
Как усматривается из материалов дела, право долевой собственности на спорное жилое помещение у истцов Уткиных возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 г., в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.
Ввиду принципа прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствия в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе право на получение ответчиком возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, истцы как долевые собственники жилого помещения вправе были рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
Таким образом, Уткины имеют право на выкупную стоимость изымаемого недвижимого имущества исходя из рыночной стоимости, согласно отчету ООО «Айра Торрес» от 06.06.2023 №, обратное в судебном заседании не установлено.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственников жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
Согласно ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе путем отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст. 239 ГК РФ).
Учитывая, что срок расселения жильцов указанного жилого многоквартирного дома был установлен до 31.12.2024, со стороны муниципалитета ведется работа по заключению соглашений с собственниками изымаемой недвижимости (квартир в аварийном доме), а также аварийность данного дома, что свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью истцам при проживании в спорной квартире, то требование о понуждении заключения соглашение с выплатой выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение, в том числе и земельный участок согласно отчету о рыночной стоимости ущерба в связи изъятием имущества подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Расходы на оплату услуг представителей, в соответствии со ст. 94 Гражданского процессуального Кодекса РФ, относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Судом установлено, что истец Уткин В.А. при подаче иска госпошлину оплатил в размере 300 руб., Уткин А.А. от уплаты госпошлины освобожден .
Таким образом, с ответчика в пользу Уткина В.А. подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 6, 32 Жилищного кодекса РФ, ст. 98,100,194,195, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Уткина Андрея Анатольевича, Уткина Виталия Андреевича к департаменту муниципального имущества администрации города Нефтеюганска удовлетворить.
Обязать Департамент муниципального имущества администрации города Нефтеюганска заключить с Уткиным Андреем Анатольевичем, Уткиным Виталием Андреевичем соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества в виде квартиры, расположенной по (адрес), для муниципальных нужд с размером возмещения (выкупной стоимости) собственникам квартиры 5 504 333 руб. 00 коп. согласно их долям (1/9 доля –Уткин Андрей Анатольевич, 9\10 доли – Уткин Виталий Андреевич).
Взыскать с Департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска в пользу Уткина Виталия Андреевича в возмещение понесенных судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, в апелляционную инстанцию суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с подачей жалобы через Нефтеюганский районный суд.
Председательствующий Э.В. Ахметова