Решение по делу № 33-3074/2023 от 31.10.2023

                                                                                                                     КОПИЯ                                                                                                                                                                    89RS0002-01-2023-001189-36

                                                                                        1 инстанция №2-1000/2023       

                                                                                        Апелл. дело №33-3074/2023

                                                                                        Судья Михайлова О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 декабря 2023 года                                                                            г. Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи                        Рощупкиной И.А.,

судей коллегии:                                               Селиверстовой Ю.А., Курманова Э.Р.,

при ведении протокола секретарем                 Мартыновым С.Ю.,

с участием представителя процессуального истца прокурора Рукавишникова П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседаниигражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Лабытнанги на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 августа 2023 года по иску прокурора города Лабытнанги в интересах Ешан Оксаны Серафимовны, Ешан Серафима Степановича, Ешан Дианы Серафимовны к Администрации города Лабытнанги о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, которым постановлено:

Исковое заявление прокурора города Лабытнанги, действующего в интересах семьи Ешан - удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Лабытнанги (ИНН 8902002956) обязанность предоставить во внеочередном порядке Ешан Оксане Серафимовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> Коми АССР (паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты>), Ешан Серафиму Степановичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>а Молдавской ССР (паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты>), Ешан Диане Серафимовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> (паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты>), взамен аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Лабытнанги, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 54 квадратных метра.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Рощупкиной И.А., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Процессуальный истец прокурор г. Лабытнанги, действующий в интересах Ешан С.С., Ешан О.С., Ешан Д.С. обратился в суд с иском к Администрации г. Лабытнанги о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой г. Лабытнанги проверки были выявлены нарушения органами местного самоуправления требований жилищного законодательства при обеспечении семьи Ешан О.С. жилым помещением пригодным для проживания. В данной связи 22 мая 2023 года Главе г. Лабытнанги было вынесено представление об устранении требований жилищного законодательства, однако, согласно представленному Администрацией г. Лабытнанги ответу от 21 июня 2023 года указанные в представлении нарушения не устранены. Заключением межведомственной комиссии от 10 августа 2021 года №299 многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Принимая во внимание, что данный многоквартирный дом в соответствии с техническим отчетом ООО «СТРОЙ-ЭТАЛОН» находится в аварийном состоянии, и рекомендации, данные специализированной организацией по проведению ремонтных работ по восстановлению несущей способности поврежденных элементов, органами местного самоуправления не исполняются, то распоряжение Администрации г. Лабытнанги от 12 августа 2021 года №958, которым срок отселения данного дома определен до 31 декабря 2025 года, является незаконным, поскольку в результате чрезвычайной ситуации, дом, разрушаясь, может причинить вред жизни и здоровью жильцов дома, окружающим и неопределенному кругу лиц, что в свою очередь приведет к нарушению прав, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Обращал внимание, что Ешан О.С. распоряжением Администрации г. Лабытнанги от 31 августа 2017 года №940 поставлена и состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в составе семьи три человека, включая дочь Ешан Д.С. и отца Ешан С.С.. Учитывая нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Лабытнанги, установленные решением Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги от 29 января 2016 года №156, полагал, что семья Ешан О.С., составом семьи из трех человек, подлежит обеспечению пригодным для проживания жилым помещением, общей площадью не менее 54 кв.м.. На основании изложенного, просил возложить на Администрацию г. Лабытнанги обязанность предоставить истцам по договору социального найма во внеочередном порядке на состав семьи из трех человек взамен аварийного жилого помещения <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 54 кв.м..

В судебном заседании суда первой инстанции представитель процессуального истца старший помощник прокурора г. Лабытнанги Соколова А.Л. просила удовлетворить заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Истец Ешан О.С., Ешан Д.С. в судебном заседании поддержали требования иска. Отвечая на вопросы суда, Ешан О.С. пояснила, что Ешан С.С. снимает комнату в маневренном фонде в общежитии, так как истцы проживают в однокомнатной квартире, в которой полы и стены гнилые, отопления нет, сантехника капает, канализация течет под дом из-за чего неприятный запах в доме.

Истец Ешан С.С. при надлежащем извещении в судебное заседание суда первой инстанции не явился.

Представитель Администрации г. Лабытнанги Кузнецов Е.Н., действующий на основании доверенности, при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв относительно заявленных требований. Указал, что семья Ешан О.С. состоит в Списке №1 граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по муниципальному образованию городской округ город Лабытнанги с 28 июля 2017 года под №273. Ссылаясь на положения статьи 57 Жилищного кодекса РФ, статьи 14 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан», считал, что законодательством не установлен срок принятия решений органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим в списке «внеочередников». При таких обстоятельствах, Администрацией г. Лабытнанги в полной мере соблюден порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Спорный дом включен в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019-2028 годы, утвержденную Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 февраля 2020 года №112-П. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в порядке очередности, исходя из времени признания его таковым. На сегодняшний день по муниципальному образованию городской округ г. Лабытнанги значится аварийными и подлежащими расселению 242 дома, из которых дом <адрес>. Учитывая, что распоряжения Администрации г. Лабытнанги о переносе сроков расселения спорного дома с момента их издания и по настоящее время не оспорены, незаконными не признаны, то по достижению очередности в Списке №1 граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, семье Ешан будет предоставлено жилое помещение по норме предоставления. В данной связи просил оставить исковые требования без удовлетворения (л.д. 67-68).

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.

Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г. Лабытнанги Безгубенко Т.М., действующая на основании доверенности, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом не дана надлежащая оценка действующего законодательства о порядке ведения учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, в том числе во внеочередном порядке. В остальном дублирует изложенные в письменных возражениях на иск доводы (л.д. 67-68).

Возражения относительно доводов апелляционной жалобы не поступили.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель процессуального истца - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа Рукавишников П.А., предоставив для приобщения к материалам дела экспертное заключение о состоянии занимаемого истцами жилого помещения, считал решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, информация о слушании по настоящему делу также размещена на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав возражения представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса РФ.

В силу требований ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, осуществляется в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее по тексту Закон ЯНАО от 30 мая 2005 года №36-ЗАО).

Часть вторая статьи 28-5 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО предусматривает, что нанимателю, принятому по месту жительства на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с его согласия предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории данного муниципального образования в автономном округе, при условии, если в результате такого предоставления наниматель и члены его семьи утрачивают основания для признания нуждающимися в жилых помещениях.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, расчет нормы предоставления площади жилого помещения производится только на членов семьи, состоящих совместно с нанимателем по месту жительства на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с учетом положений части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 13-1 настоящего Закона, но не менее площади, равнозначной ранее занимаемому жилому помещению, подлежащему сносу.

Положения части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 13-1 настоящего Закона подлежат применению, в том числе в отношении принадлежащих нанимателю и членам его семьи иных жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также сделок, совершенных с данными жилыми помещениями.

Наниматель и члены его семьи, получившие жилое помещение в соответствии с настоящей частью, снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Таким образом, Закон ЯНАО от 30 мая 2005 № 36-ЗАО содержит дополнительные гарантии, улучшающие положение нанимателя жилого помещения, состоящего на учете нуждающихся в предоставлении жилья, при выселении из жилого помещения, подлежащего сносу, которые между тем не являются безусловными.

Как усматривается из материалов дела, квартира <адрес>, общей площадью 38,7 кв.м., является собственностью муниципального образования г. Лабытнанги и предоставлена семье Ешан в бессрочное пользование на основании распоряжения Администрации МО г. Лабытнанги №630 от 29 октября 2001 года и постановления Главы МО г. Лабытнанги №577 от 22 октября 2001 года (л.д.24-25).

20 июля 2004 года между муниципальным производственным предприятием жилищно-коммунального хозяйства МО г. Лабытнанги «Ямал» и Ешан Серафимом Степановичем был заключен договор №810 социального найма жилого помещения в отношении квартиры <адрес>, с включением в него в качестве членов семьи нанимателя сыновей Ешан Ромео Серафимовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ешан Сергея Серафимовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 24-25).

Дополнительным соглашением к договору социального найма жилого помещения № 810 от 20 января 2004 года №42 от 27 апреля 2017 года, наниматель Ешан С.С изменил состав семьи, указав помимо себя в новом составе: дочь Ешан Оксану Серафимовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и внучку Ешан Диану Серафимовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 27).

Дополнительным соглашением №31 к указанному договору социального найма заменен наниматель спорного жилого помещения с Ешан Серафима Степановича на Ешан Оксану Серафимовну, состав семьи 3 человека, остался прежним: наниматель Ешан Оксана Серафимовна, члены семьи нанимателя Ешан Серафим Степанович и Ешан Диана Серафимовна (л.д. 26).

Распоряжением заместителя Главы Администрации г. Лабытнанги №940 от 31 августа 2017 года Ешан Оксана Серафимовна признана малоимущей в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.28).

На основании заявления от 28 июля 2017 года семья нанимателя Ешан Оксаны Серафимовны в составе семьи три человека, включая отца Ешан Серафима Степановича и дочь Ешан Диану Серафимовну, состоит в списке №1 граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по муниципальному образованию г. Лабытнанги под №273 (л.д.19, 29,58).

Заключением межведомственной комиссии от 10 августа 2021 года № 299 многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.20).

Распоряжением первого заместителя Главы Администрации города Лабытнанги от 12 августа 2021 года №958 жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу с определением срока отселения нанимателей жилых помещений в нем до 31 декабря 2030 года (л.д.21).

Распоряжением первого заместителя главы Администрации г. Лабытнанги от 26 января 2022 года №81 внесены изменения в указанное выше распоряжение первого заместителя главы Администрации г. Лабытнанги в части определения срока отселения граждан из жилого дома <адрес> до 31 декабря 2025 года (л.д. 22).

Несмотря на то что, семья истцов зарегистрирована и фактически проживает в указанном доме, иного жилого помещения согласно сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в собственности не имеет, ответчиком на день вынесения оспариваемого судебного акта нанимателям жилое помещение на условиях договора социального найма взамен аварийного не предоставлено.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Разрешая спор и удовлетворяя требования иска, суд первой инстанции, исходя из обстоятельств аварийности занимаемого жилого помещения, наличия угрозы жизни и здоровью семье истцов проживанием в квартире, острой нуждаемости семьи в ином жилом помещении, а также невозможности самостоятельного обеспечения жилым помещением по причине малоимущности, пришел к правомерному выводу о возложении на ответчика обязанности по внеочередному предоставлению нанимателям Ешан жилого помещения на условиях договора социального найма.

Давая оценку представленным сторонами доказательствам, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности факта наличия угрозы жизни и здоровью проживающих в аварийном жилом доме граждан, объективно подтвержденного техническим отчетом ООО «Строй-Эталон» от 17 мая 2021 года по результатам обследования строительных конструкций на объекте «Жилой дом по адресу: <адрес>а» (л.д.30-42).

Исходя из технического отчета ООО «Строй-Эталон», основные несущие конструктивы многоквартирного дома <адрес> (конструкции основания и цокольного перекрытия) находятся в аварийном состоянии, для исключения которого необходимо провести ремонтные работы по восстановлению несущей способности поврежденных элементов, которые должны включать в себя: замену поврежденных элементов опорных ряжей с устройством выравнивания по уровню верха всех ряжей, замену поврежденных участков бруса обвязки, устройство балок обвязки в поперечном направлении здания, замену конструкции цокольного и чердачного перекрытий, дополнительное утепление стен и замену внутренней и наружной отделки стен и перегородок, замену конструкции стропильной рамы и ремонт покрытия кровли. Кроме того, для исключения дальнейшего гниения и повреждения существующих элементов основания требуется устройство отмостки вокруг здания по всему периметру и конвертовки под зданием, проведение мероприятий по антисептированию деревянных элементов здания (л.д. 30-42).

Между тем, согласно представленным по запросу судебной коллегии и приобщенным в качестве дополнительных доказательств в целях восполнения доказательственной базы документам (л.д.137-210) многоквартирный жилой дом <адрес> находится в управлении МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги, за время эксплуатации жилого дома капитальный ремонт не проводился, в рамках подготовки жилого дома к отопительному периоду 2023-2024 годов бюджетные средства на проведение страховочных мероприятий не выделялись.

Исходя из ответа Администрации г. Лабытнанги на запрос судебной коллегии, после признания 10 августа 2021 года многоквартирного жилого дома <адрес> капитальный ремонт в занимаемой семьей Ешан квартире не проводился и последняя по состоянию на 04 декабря 2023 года в жилое помещение маневренного жилищного фонда не переселена (л.д.188).

В то время как, физический износ конструктивных элементов деревянного жилого дома <адрес>, 1987 года постройки, V группы капитальности, по данным последней инвентаризации 30 марта 2011 года составлял 75,67% (л.д.205-209), а сведения с приложением соответствующих письменных доказательств о принимаемых для сохранения строительных конструкций и устранения угрозы обрушения дома до его расселения мерах ответчиком, вопреки требований ст. 56 ГПК РФ, в материалы дела не представлены, несмотря на возложенную судом апелляционной инстанции обязанность (л.д.122-126).

Также ответчиком по указанию судебной коллегии не были предоставлены доказательства о проведении работ по поддержанию спорного дома в пригодном для проживания людей состоянии с момента технического его обследованияООО «Строй-Эталон, на основании заключения которого дом признан аварийным и подлежащим сносу, с указанием конкретно проведенных работ и приложением соответствующих документов о их проведении.

Вместе с тем, истцом Ешан О.С. по указанию судебной коллегии о предоставлении дополнительных доказательств о наличии угрозы проживания в занимаемом истцами жилом помещении самостоятельно организовано в период рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции проведение строительно-технической экспертизы с поручением ее производства эксперту ООО «Ямальское бюро оценки и экспертизы» Орлову Александру Михайловичу, имеющему соответствующие квалификацию и образование.

Согласно составленному экспертом ООО «Ямальское бюро оценки и экспертизы» Орловым А.М. техническому отчету №055-СЭ по строительно-технической экспертизе квартиры <адрес> от 30 ноября 2023 года (л.д.147-186), проведенные обследовательские работы несущих и ограждающих конструкций квартиры в здании позволяют определить их техническое состояние как аварийное, препятствующее безопасной эксплуатации объекта; проведенные обследовательские работы внутренней отделки, устройства полов и систем инженерного обеспечения объекта указывают на нерабочее и не удовлетворительное состояние ввиду наличия существенных отклонений и повреждений, не позволяющее нормальную и безопасную эксплуатацию объекта; здание в целом не соответствует требованиям противопожарных и санитарно-эпидемиологических норм; основные несущие и ограждающие конструкции (фундаменты, наружные и внутренние стены, балочные перекрытия и покрытия) по техническому состоянию в соответствии с СП 454.1325800.2019 оцениваются как аварийные, здание жилого дома подлежит сносу и утилизации отходов, теплотехнические характеристики основных ограждающих конструкций нарушены, нахождение людей в квартире данного дома создает угрозу здоровью и безопасному проживанию (л.д.171).

Составленный экспертом ООО «Ямальское бюро оценки и экспертизы» Орловым А.М. технический отчет №055-СЭ по строительно-технической экспертизе квартиры <адрес> от 30 ноября 2023 года направлялся стороной истца для ознакомления в адрес ответчика (л.д.135-136), который после ознакомления с документом каких - либо возражений относительно содержащихся в нем выводов эксперта суду апелляционной инстанции не предоставил.

Данный технический отчет по результатам строительно-технической экспертизы судебная коллегия находит соответствующим требованиям относимости и допустимости, предъявляемым к доказательствам, поскольку он выполнено с использованием специальной технической литературы применяемой в указанных целях, научно обоснован, выводы эксперта основаны на личном осмотре и исследовании предмета экспертного исследования, эксперт Орлов А.М., имеет соответствующее образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство», квалификацию эксперта в сфере судебной строительно-технической и стоимостной экспертизы объектов недвижимости, сертифицирован как компетентный эксперт, отвечающий требованиям, предъявляемым к судебным экспертам по экспертной специальности «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», а также прошел повышение квалификации по программе «Безопасность строительства и качество выполнения общестроительных работ», ему присвоено ученое звание доцента, что подтверждается дипломами об образовании, о профессиональной переподготовке, удостоверением о повышении квалификации, решением аттестационной комиссии и сертификатом соответствия (л.д.172-177).

Поскольку указанный технический отчет отвечает всем требованиям, предъявляемым процессуальным законом к доказательствам, выполнен уполномоченным лицом - экспертом, имеющим соответствующую квалификацию и специализацию, оснований сомневаться при отсутствии возражений ответчика относительно данного доказательства в правильности выводов эксперта, изложенных в экспертном заключении, судебная коллегия не находит.

При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о возникновении у истцов при доказанности наличия факта угрозы жизни и здоровью граждан в аварийной квартире, права на внеочередное получение на условиях договора социального найма жилого помещения взамен непригодного для проживания является правильным.

Обязывая ответчика предоставить семье истцов вне очереди по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 54 кв.м., рассчитанной исходя из определенной в месте проживая нанимателей учетной нормы предоставления на каждого состоящего на учете члена семьи из трех человек, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений ч.2 ст.28-5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36 - ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».

При этом, вопреки доводам жалобы, объективная нуждаемость семьи Ешан во внеочередном предоставлении жилого помещения и невозможность по причине недостаточности дохода самостоятельного обеспечения жилым помещением в целях устранения угрозы проживания до наступления срока расселения подтверждается имеющимся в материалах дела актуальным на день рассмотрения спора по существу распоряжением Заместителя Главы Администрации г. Лабытнанги от 31 августа 2017 года №940 «О признании гражданки Ешан О.С. малоимущей в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» (л.д.212), ответом Главы г. Лабытнанги от 21 июня 2023 года прокурору г. Лабытнанги на представление об устранении нарушений закона от 22 мая 2023 года №7-94-2023/Прдп 182-23-20711406 (л.д.56) и материалами учетного дела о прохождении истцом ежегодной перерегистрации (л.д.211-222).

Довод жалобы о нарушении в случае предоставления жилого помещения семье истцов прав других граждан, является несостоятельным, поскольку положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).

Доводы апелляционной жалобы об отнесении вопроса об установлении срока отселения нанимателей жилых помещений многоквартирного дома к исключительной компетенции органа местного самоуправления, являются верными.

Между тем, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 года, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащим сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности. Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения.

Поскольку на момент рассмотрения дела существует опасность обрушения конструкций жилого дома, имеется реальная угроза жизни и здоровью проживающих в доме граждан, то суд пришел к правильному выводу о внеочередном предоставлении истцам, состоящим на учете малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, другого жилого помещения.

При этом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о необходимости незамедлительного предоставления жилья указанной категории граждан после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения.

Иные доводы апелляционной жалобы явились предметом рассмотрения суда первой инстанции, сводятся исключительно к неправильной оценке фактических обстоятельств дела и ошибочному толкованию норм материального права.

Принимая во внимание, что судом первой инстанции требования процессуального закона выполнены, имеющие значение для рассмотрения заявленного спора обстоятельства и характер спорных правоотношений определены правильно, подлежащий применению к спорным правоотношениям закон определён и применён без каких-либо нарушений, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 августа 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Судья                                                       /подпись/                        И.А.Рощупкина

                                                                                                                     КОПИЯ                                                                                                                                                                    89RS0002-01-2023-001189-36

                                                                                        1 инстанция №2-1000/2023       

                                                                                        Апелл. дело №33-3074/2023

                                                                                        Судья Михайлова О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 декабря 2023 года                                                                            г. Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи                        Рощупкиной И.А.,

судей коллегии:                                               Селиверстовой Ю.А., Курманова Э.Р.,

при ведении протокола секретарем                 Мартыновым С.Ю.,

с участием представителя процессуального истца прокурора Рукавишникова П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседаниигражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Лабытнанги на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 августа 2023 года по иску прокурора города Лабытнанги в интересах Ешан Оксаны Серафимовны, Ешан Серафима Степановича, Ешан Дианы Серафимовны к Администрации города Лабытнанги о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, которым постановлено:

Исковое заявление прокурора города Лабытнанги, действующего в интересах семьи Ешан - удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Лабытнанги (ИНН 8902002956) обязанность предоставить во внеочередном порядке Ешан Оксане Серафимовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> Коми АССР (паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты>), Ешан Серафиму Степановичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>а Молдавской ССР (паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты>), Ешан Диане Серафимовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> (паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты>), взамен аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Лабытнанги, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 54 квадратных метра.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Рощупкиной И.А., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Процессуальный истец прокурор г. Лабытнанги, действующий в интересах Ешан С.С., Ешан О.С., Ешан Д.С. обратился в суд с иском к Администрации г. Лабытнанги о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой г. Лабытнанги проверки были выявлены нарушения органами местного самоуправления требований жилищного законодательства при обеспечении семьи Ешан О.С. жилым помещением пригодным для проживания. В данной связи 22 мая 2023 года Главе г. Лабытнанги было вынесено представление об устранении требований жилищного законодательства, однако, согласно представленному Администрацией г. Лабытнанги ответу от 21 июня 2023 года указанные в представлении нарушения не устранены. Заключением межведомственной комиссии от 10 августа 2021 года №299 многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Принимая во внимание, что данный многоквартирный дом в соответствии с техническим отчетом ООО «СТРОЙ-ЭТАЛОН» находится в аварийном состоянии, и рекомендации, данные специализированной организацией по проведению ремонтных работ по восстановлению несущей способности поврежденных элементов, органами местного самоуправления не исполняются, то распоряжение Администрации г. Лабытнанги от 12 августа 2021 года №958, которым срок отселения данного дома определен до 31 декабря 2025 года, является незаконным, поскольку в результате чрезвычайной ситуации, дом, разрушаясь, может причинить вред жизни и здоровью жильцов дома, окружающим и неопределенному кругу лиц, что в свою очередь приведет к нарушению прав, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Обращал внимание, что Ешан О.С. распоряжением Администрации г. Лабытнанги от 31 августа 2017 года №940 поставлена и состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в составе семьи три человека, включая дочь Ешан Д.С. и отца Ешан С.С.. Учитывая нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Лабытнанги, установленные решением Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги от 29 января 2016 года №156, полагал, что семья Ешан О.С., составом семьи из трех человек, подлежит обеспечению пригодным для проживания жилым помещением, общей площадью не менее 54 кв.м.. На основании изложенного, просил возложить на Администрацию г. Лабытнанги обязанность предоставить истцам по договору социального найма во внеочередном порядке на состав семьи из трех человек взамен аварийного жилого помещения <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 54 кв.м..

В судебном заседании суда первой инстанции представитель процессуального истца старший помощник прокурора г. Лабытнанги Соколова А.Л. просила удовлетворить заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Истец Ешан О.С., Ешан Д.С. в судебном заседании поддержали требования иска. Отвечая на вопросы суда, Ешан О.С. пояснила, что Ешан С.С. снимает комнату в маневренном фонде в общежитии, так как истцы проживают в однокомнатной квартире, в которой полы и стены гнилые, отопления нет, сантехника капает, канализация течет под дом из-за чего неприятный запах в доме.

Истец Ешан С.С. при надлежащем извещении в судебное заседание суда первой инстанции не явился.

Представитель Администрации г. Лабытнанги Кузнецов Е.Н., действующий на основании доверенности, при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв относительно заявленных требований. Указал, что семья Ешан О.С. состоит в Списке №1 граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по муниципальному образованию городской округ город Лабытнанги с 28 июля 2017 года под №273. Ссылаясь на положения статьи 57 Жилищного кодекса РФ, статьи 14 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан», считал, что законодательством не установлен срок принятия решений органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим в списке «внеочередников». При таких обстоятельствах, Администрацией г. Лабытнанги в полной мере соблюден порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Спорный дом включен в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019-2028 годы, утвержденную Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 февраля 2020 года №112-П. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в порядке очередности, исходя из времени признания его таковым. На сегодняшний день по муниципальному образованию городской округ г. Лабытнанги значится аварийными и подлежащими расселению 242 дома, из которых дом <адрес>. Учитывая, что распоряжения Администрации г. Лабытнанги о переносе сроков расселения спорного дома с момента их издания и по настоящее время не оспорены, незаконными не признаны, то по достижению очередности в Списке №1 граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, семье Ешан будет предоставлено жилое помещение по норме предоставления. В данной связи просил оставить исковые требования без удовлетворения (л.д. 67-68).

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.

Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г. Лабытнанги Безгубенко Т.М., действующая на основании доверенности, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом не дана надлежащая оценка действующего законодательства о порядке ведения учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, в том числе во внеочередном порядке. В остальном дублирует изложенные в письменных возражениях на иск доводы (л.д. 67-68).

Возражения относительно доводов апелляционной жалобы не поступили.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель процессуального истца - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа Рукавишников П.А., предоставив для приобщения к материалам дела экспертное заключение о состоянии занимаемого истцами жилого помещения, считал решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, информация о слушании по настоящему делу также размещена на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав возражения представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса РФ.

В силу требований ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, осуществляется в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее по тексту Закон ЯНАО от 30 мая 2005 года №36-ЗАО).

Часть вторая статьи 28-5 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО предусматривает, что нанимателю, принятому по месту жительства на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с его согласия предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории данного муниципального образования в автономном округе, при условии, если в результате такого предоставления наниматель и члены его семьи утрачивают основания для признания нуждающимися в жилых помещениях.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, расчет нормы предоставления площади жилого помещения производится только на членов семьи, состоящих совместно с нанимателем по месту жительства на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с учетом положений части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 13-1 настоящего Закона, но не менее площади, равнозначной ранее занимаемому жилому помещению, подлежащему сносу.

Положения части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 13-1 настоящего Закона подлежат применению, в том числе в отношении принадлежащих нанимателю и членам его семьи иных жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также сделок, совершенных с данными жилыми помещениями.

Наниматель и члены его семьи, получившие жилое помещение в соответствии с настоящей частью, снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Таким образом, Закон ЯНАО от 30 мая 2005 № 36-ЗАО содержит дополнительные гарантии, улучшающие положение нанимателя жилого помещения, состоящего на учете нуждающихся в предоставлении жилья, при выселении из жилого помещения, подлежащего сносу, которые между тем не являются безусловными.

Как усматривается из материалов дела, квартира <адрес>, общей площадью 38,7 кв.м., является собственностью муниципального образования г. Лабытнанги и предоставлена семье Ешан в бессрочное пользование на основании распоряжения Администрации МО г. Лабытнанги №630 от 29 октября 2001 года и постановления Главы МО г. Лабытнанги №577 от 22 октября 2001 года (л.д.24-25).

20 июля 2004 года между муниципальным производственным предприятием жилищно-коммунального хозяйства МО г. Лабытнанги «Ямал» и Ешан Серафимом Степановичем был заключен договор №810 социального найма жилого помещения в отношении квартиры <адрес>, с включением в него в качестве членов семьи нанимателя сыновей Ешан Ромео Серафимовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ешан Сергея Серафимовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 24-25).

Дополнительным соглашением к договору социального найма жилого помещения № 810 от 20 января 2004 года №42 от 27 апреля 2017 года, наниматель Ешан С.С изменил состав семьи, указав помимо себя в новом составе: дочь Ешан Оксану Серафимовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и внучку Ешан Диану Серафимовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 27).

Дополнительным соглашением №31 к указанному договору социального найма заменен наниматель спорного жилого помещения с Ешан Серафима Степановича на Ешан Оксану Серафимовну, состав семьи 3 человека, остался прежним: наниматель Ешан Оксана Серафимовна, члены семьи нанимателя Ешан Серафим Степанович и Ешан Диана Серафимовна (л.д. 26).

Распоряжением заместителя Главы Администрации г. Лабытнанги №940 от 31 августа 2017 года Ешан Оксана Серафимовна признана малоимущей в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.28).

На основании заявления от 28 июля 2017 года семья нанимателя Ешан Оксаны Серафимовны в составе семьи три человека, включая отца Ешан Серафима Степановича и дочь Ешан Диану Серафимовну, состоит в списке №1 граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по муниципальному образованию г. Лабытнанги под №273 (л.д.19, 29,58).

Заключением межведомственной комиссии от 10 августа 2021 года № 299 многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.20).

Распоряжением первого заместителя Главы Администрации города Лабытнанги от 12 августа 2021 года №958 жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу с определением срока отселения нанимателей жилых помещений в нем до 31 декабря 2030 года (л.д.21).

Распоряжением первого заместителя главы Администрации г. Лабытнанги от 26 января 2022 года №81 внесены изменения в указанное выше распоряжение первого заместителя главы Администрации г. Лабытнанги в части определения срока отселения граждан из жилого дома <адрес> до 31 декабря 2025 года (л.д. 22).

Несмотря на то что, семья истцов зарегистрирована и фактически проживает в указанном доме, иного жилого помещения согласно сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в собственности не имеет, ответчиком на день вынесения оспариваемого судебного акта нанимателям жилое помещение на условиях договора социального найма взамен аварийного не предоставлено.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Разрешая спор и удовлетворяя требования иска, суд первой инстанции, исходя из обстоятельств аварийности занимаемого жилого помещения, наличия угрозы жизни и здоровью семье истцов проживанием в квартире, острой нуждаемости семьи в ином жилом помещении, а также невозможности самостоятельного обеспечения жилым помещением по причине малоимущности, пришел к правомерному выводу о возложении на ответчика обязанности по внеочередному предоставлению нанимателям Ешан жилого помещения на условиях договора социального найма.

Давая оценку представленным сторонами доказательствам, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности факта наличия угрозы жизни и здоровью проживающих в аварийном жилом доме граждан, объективно подтвержденного техническим отчетом ООО «Строй-Эталон» от 17 мая 2021 года по результатам обследования строительных конструкций на объекте «Жилой дом по адресу: <адрес>а» (л.д.30-42).

Исходя из технического отчета ООО «Строй-Эталон», основные несущие конструктивы многоквартирного дома <адрес> (конструкции основания и цокольного перекрытия) находятся в аварийном состоянии, для исключения которого необходимо провести ремонтные работы по восстановлению несущей способности поврежденных элементов, которые должны включать в себя: замену поврежденных элементов опорных ряжей с устройством выравнивания по уровню верха всех ряжей, замену поврежденных участков бруса обвязки, устройство балок обвязки в поперечном направлении здания, замену конструкции цокольного и чердачного перекрытий, дополнительное утепление стен и замену внутренней и наружной отделки стен и перегородок, замену конструкции стропильной рамы и ремонт покрытия кровли. Кроме того, для исключения дальнейшего гниения и повреждения существующих элементов основания требуется устройство отмостки вокруг здания по всему периметру и конвертовки под зданием, проведение мероприятий по антисептированию деревянных элементов здания (л.д. 30-42).

Между тем, согласно представленным по запросу судебной коллегии и приобщенным в качестве дополнительных доказательств в целях восполнения доказательственной базы документам (л.д.137-210) многоквартирный жилой дом <адрес> находится в управлении МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги, за время эксплуатации жилого дома капитальный ремонт не проводился, в рамках подготовки жилого дома к отопительному периоду 2023-2024 годов бюджетные средства на проведение страховочных мероприятий не выделялись.

Исходя из ответа Администрации г. Лабытнанги на запрос судебной коллегии, после признания 10 августа 2021 года многоквартирного жилого дома <адрес> капитальный ремонт в занимаемой семьей Ешан квартире не проводился и последняя по состоянию на 04 декабря 2023 года в жилое помещение маневренного жилищного фонда не переселена (л.д.188).

В то время как, физический износ конструктивных элементов деревянного жилого дома <адрес>, 1987 года постройки, V группы капитальности, по данным последней инвентаризации 30 марта 2011 года составлял 75,67% (л.д.205-209), а сведения с приложением соответствующих письменных доказательств о принимаемых для сохранения строительных конструкций и устранения угрозы обрушения дома до его расселения мерах ответчиком, вопреки требований ст. 56 ГПК РФ, в материалы дела не представлены, несмотря на возложенную судом апелляционной инстанции обязанность (л.д.122-126).

Также ответчиком по указанию судебной коллегии не были предоставлены доказательства о проведении работ по поддержанию спорного дома в пригодном для проживания людей состоянии с момента технического его обследованияООО «Строй-Эталон, на основании заключения которого дом признан аварийным и подлежащим сносу, с указанием конкретно проведенных работ и приложением соответствующих документов о их проведении.

Вместе с тем, истцом Ешан О.С. по указанию судебной коллегии о предоставлении дополнительных доказательств о наличии угрозы проживания в занимаемом истцами жилом помещении самостоятельно организовано в период рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции проведение строительно-технической экспертизы с поручением ее производства эксперту ООО «Ямальское бюро оценки и экспертизы» Орлову Александру Михайловичу, имеющему соответствующие квалификацию и образование.

Согласно составленному экспертом ООО «Ямальское бюро оценки и экспертизы» Орловым А.М. техническому отчету №055-СЭ по строительно-технической экспертизе квартиры <адрес> от 30 ноября 2023 года (л.д.147-186), проведенные обследовательские работы несущих и ограждающих конструкций квартиры в здании позволяют определить их техническое состояние как аварийное, препятствующее безопасной эксплуатации объекта; проведенные обследовательские работы внутренней отделки, устройства полов и систем инженерного обеспечения объекта указывают на нерабочее и не удовлетворительное состояние ввиду наличия существенных отклонений и повреждений, не позволяющее нормальную и безопасную эксплуатацию объекта; здание в целом не соответствует требованиям противопожарных и санитарно-эпидемиологических норм; основные несущие и ограждающие конструкции (фундаменты, наружные и внутренние стены, балочные перекрытия и покрытия) по техническому состоянию в соответствии с СП 454.1325800.2019 оцениваются как аварийные, здание жилого дома подлежит сносу и утилизации отходов, теплотехнические характеристики основных ограждающих конструкций нарушены, нахождение людей в квартире данного дома создает угрозу здоровью и безопасному проживанию (л.д.171).

Составленный экспертом ООО «Ямальское бюро оценки и экспертизы» Орловым А.М. технический отчет №055-СЭ по строительно-технической экспертизе квартиры <адрес> от 30 ноября 2023 года направлялся стороной истца для ознакомления в адрес ответчика (л.д.135-136), который после ознакомления с документом каких - либо возражений относительно содержащихся в нем выводов эксперта суду апелляционной инстанции не предоставил.

Данный технический отчет по результатам строительно-технической экспертизы судебная коллегия находит соответствующим требованиям относимости и допустимости, предъявляемым к доказательствам, поскольку он выполнено с использованием специальной технической литературы применяемой в указанных целях, научно обоснован, выводы эксперта основаны на личном осмотре и исследовании предмета экспертного исследования, эксперт Орлов А.М., имеет соответствующее образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство», квалификацию эксперта в сфере судебной строительно-технической и стоимостной экспертизы объектов недвижимости, сертифицирован как компетентный эксперт, отвечающий требованиям, предъявляемым к судебным экспертам по экспертной специальности «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», а также прошел повышение квалификации по программе «Безопасность строительства и качество выполнения общестроительных работ», ему присвоено ученое звание доцента, что подтверждается дипломами об образовании, о профессиональной переподготовке, удостоверением о повышении квалификации, решением аттестационной комиссии и сертификатом соответствия (л.д.172-177).

Поскольку указанный технический отчет отвечает всем требованиям, предъявляемым процессуальным законом к доказательствам, выполнен уполномоченным лицом - экспертом, имеющим соответствующую квалификацию и специализацию, оснований сомневаться при отсутствии возражений ответчика относительно данного доказательства в правильности выводов эксперта, изложенных в экспертном заключении, судебная коллегия не находит.

При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о возникновении у истцов при доказанности наличия факта угрозы жизни и здоровью граждан в аварийной квартире, права на внеочередное получение на условиях договора социального найма жилого помещения взамен непригодного для проживания является правильным.

Обязывая ответчика предоставить семье истцов вне очереди по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 54 кв.м., рассчитанной исходя из определенной в месте проживая нанимателей учетной нормы предоставления на каждого состоящего на учете члена семьи из трех человек, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений ч.2 ст.28-5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36 - ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».

При этом, вопреки доводам жалобы, объективная нуждаемость семьи Ешан во внеочередном предоставлении жилого помещения и невозможность по причине недостаточности дохода самостоятельного обеспечения жилым помещением в целях устранения угрозы проживания до наступления срока расселения подтверждается имеющимся в материалах дела актуальным на день рассмотрения спора по существу распоряжением Заместителя Главы Администрации г. Лабытнанги от 31 августа 2017 года №940 «О признании гражданки Ешан О.С. малоимущей в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» (л.д.212), ответом Главы г. Лабытнанги от 21 июня 2023 года прокурору г. Лабытнанги на представление об устранении нарушений закона от 22 мая 2023 года №7-94-2023/Прдп 182-23-20711406 (л.д.56) и материалами учетного дела о прохождении истцом ежегодной перерегистрации (л.д.211-222).

Довод жалобы о нарушении в случае предоставления жилого помещения семье истцов прав других граждан, является несостоятельным, поскольку положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).

Доводы апелляционной жалобы об отнесении вопроса об установлении срока отселения нанимателей жилых помещений многоквартирного дома к исключительной компетенции органа местного самоуправления, являются верными.

Между тем, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 года, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащим сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности. Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения.

Поскольку на момент рассмотрения дела существует опасность обрушения конструкций жилого дома, имеется реальная угроза жизни и здоровью проживающих в доме граждан, то суд пришел к правильному выводу о внеочередном предоставлении истцам, состоящим на учете малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, другого жилого помещения.

При этом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о необходимости незамедлительного предоставления жилья указанной категории граждан после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения.

Иные доводы апелляционной жалобы явились предметом рассмотрения суда первой инстанции, сводятся исключительно к неправильной оценке фактических обстоятельств дела и ошибочному толкованию норм материального права.

Принимая во внимание, что судом первой инстанции требования процессуального закона выполнены, имеющие значение для рассмотрения заявленного спора обстоятельства и характер спорных правоотношений определены правильно, подлежащий применению к спорным правоотношениям закон определён и применён без каких-либо нарушений, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 августа 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Судья                                                       /подпись/                        И.А.Рощупкина

33-3074/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Лабытнанги
Ешан Серафим Степанович
Ешан Диана Серафимовна
Ешан Оксана Серафимовна
Ответчики
Администрация г. Лабытнанги
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Рощупкина Ирина Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
01.11.2023Передача дела судье
21.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2023Передано в экспедицию
05.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее