РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Киренск 03 мая 2018 года
Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Седых Д.А., при секретаре Тетериной Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-380/18 по административному исковому заявлению МИФНС № 13 России по Иркутской области к Пономареву Егору Вячеславовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Административный иск мотивирован тем, что Пономарев Е.В. владеет транспортными средствами: с 2015 года автомобилем ВАЗ 21013, государственный регистрационный знак №, автомобилем MAZDA TITAN, государственный регистрационный знак №. Налог на указанное имущество за 2015 год административный ответчик не уплатил, требования – не исполнил.
Административный истец просил удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности по налогу на имуществу физических лиц и транспортному налогу с административного ответчика Пономарева Е.В. и взыскать с него задолженность по транспортному налогу в сумме 3060,26 рублей, в том числе: недоимка по транспортному налогу за 2015 год в сумме 3041,00 рубля, пени по транспортному налогу в сумме 19,26 рублей.
Представитель административного истца Межрайонная ИФНС России №13 по Иркутской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.
Административный ответчик Пономарев Е.В. в судебное заседание также не явился, дело рассмотрено без его участия.
В ходе предварительного судебного заседания при выяснении причин пропуска административным истцом установленного Кодексом срока обращения в суд установлены следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно частей 1 - 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Из материалов дела следует, что согласно требованию №9398 налогоплательщик должен был погасить задолженность по налогу в срок до 07.02.2017 года. Установленный ст. 48 НК РФ срок подачи заявления истек 07.08.2017 года. 22.11.2017 года Межрайонная ИФНС России № 13 по Иркутской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Пономарева Е.В. задолженности и пени по транспортному налогу. Определением от 27.11.2017 года мировой судья по 68 судебному участку Киренского района отказал в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском срока подачи заявления, установленного ст. 48 НК РФ. С административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей с Пономарева Е.В. Межрайонная ИФНС России № 13 по Иркутской области обратилась в суд 27 февраля 2018 года.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления мотивировано уважительностью причин пропуска срока со стороны инспекции, а также важностью значений для бюджета Киренска и Киренского района все уровней взыскиваемых налогов.
Рассматривая указанное ходатайство, суд считает, что объективных причин, препятствовавших административному истцу обратиться своевременно в суд общей юрисдикции, не имелось. К мировому судье административный истец обратился 22.11.2017г., в Киренский районный суд 27.02.2018г. Столь существенное несоблюдение срока, установленного для обращения в суд, не может быть оправдано большим объемом работы, неполной укомплектованностью и высокой текучестью кадров, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (ст. 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации). При условии надлежащего исполнения предусмотренных законом обязанностей административный истец имел возможность своевременно обратиться в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей. Какие-либо объективные обстоятельства этому не препятствовали. Кроме того, суду не представлено доказательств указанных административным истцом причин пропуска срока обращения в суд. Таким образом, суд считает, что у административного истца имелась возможность обратиться в суд с заявлением в установленные законом сроки.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Исследовав представленные доказательства и оценив их по своему внутреннему убеждению с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит в связи с пропуском установленного ст. 48 НК РФ срока обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций и отсутствием уважительных оснований для восстановления указанного срока.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 138, 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении ходатайства Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о восстановлении пропущенного срока на взыскание задолженности в судебном порядке для взыскания с Пономарева Егора Вячеславовича задолженности по транспортному налогу в сумме 3060,26 рублей, в том числе: недоимка по транспортному налогу за 2015 год в сумме 3041,00 рубля, пени по транспортному налогу в сумме 19,26 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Киренский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда.
Председательствующий
.............
Подлинник находится в материалах
административного дела № 2а-380/18
Киренского районного суда
Иркутской области