Дело № 2-871/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2017 года г. Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Кобызь Е.Н.,
при секретаре Самсоновой Е.С.,
с участием истца Юрочка О.А.,
представителя истца Рожкова А.Н., действующего на основании доверенности от 30.03.2017 г.,
представителя ответчика ГУ - УПФР в городском округе города Клинцы Брянской области (межрайонное) –Гончаровой О.А., действующей на основании доверенности от 19.01.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юрочка О. АнатО. к ГУ- Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Юрочка О.А. обратилась в суд иском к ГУ - УПФРФ в городском округе <адрес> (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью, в обоснование своего иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ- Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность. Из стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью, были исключены периоды обучения в педагогическом образовательном учреждении и предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пенсионный фонд аргументировал свои доводы тем, что в настоящее время действующим законодательством не предусмотрено включение этих периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью. Считает решение ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) незаконным. Просит признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях», включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью, спорные периоды, а именно:
а) обучение в педагогическом образовательном учреждении (с 01.09.1990г. по 28.06.1995г.), всего 04 года 09 месяцев 28 дней;
б) предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с 10.08.2012г. по 16.08.2012г., с 19.08.2013г. по 25.08.2013г., с 18.08.2014г. по 24.08.2014г., с ДД.ММ.ГГГГ по 28.06.2015г., с 22.06.2016г. по 28.06.2016г.), всего 35 календарных дней или 01 месяц 05 дней.
В судебном заседании истец Юрочка О.А. и ее представитель Рожков А.Н.исковые требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении, просили суд их удовлетворить.Просили обязать ответчика назначить Юрочка О.А. выплату пенсии с 03.03.2017г..
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) Гончарова О.А. с иском не согласилась и показала, что решением ГУ - УПФРФ в городском округе <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Юрочка О.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, поскольку Юрочка О.А. не имеет права на досрочное назначение страховой пенсии по старости из-за отсутствия 25-летнего стажа педагогической деятельности. Спорные периоды не возможно засчитать в специальный педагогический стаж, т.к. не предусмотрено действующим законодательством.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ Юрочка О.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
Ответчиком 14.03.2017г. принято решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, ввиду недостаточности специального стажа: 20 лет 02месяца 16 дней вместо требуемых 25 лет. При этом в специальный стаж истцу не были включены периоды ее обучения в педагогическом образовательном учреждении, и отпуска, согласно Закона № «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Судом установлено, что на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ Юрочка О.А. с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу воспитателем Новоропской школы-интерната. ДД.ММ.ГГГГ переведена воспитателем в Новоропскую среднюю школу. ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию. С ДД.ММ.ГГГГ принята воспитателем в Новоропскую школу интернат. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала старшей пионервожатой Новоропской школы-интерната.
С ДД.ММ.ГГГГ Юрочка О.А. зачислена студенткой на 1 курс Брянского госпединститута им. академика И.Г. Петровского и в 1995 г. окончила полный курс Брянского государственного педуниверситета им. академика И.Г. Петровского по специальности «Русский язык и литература», что подтверждено дипломом ШВ №.
ДД.ММ.ГГГГ принята учителем русского языка и литературы в Клинцовскую среднюю школу № им. Н. Островского, в которой работала до ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем русского языка и литературы в МОУ СОШ № им С. Орджоникидзе.
С ДД.ММ.ГГГГ принята на работу во Вьюнковскую основную общеобразовательную школу, в которой продолжает осуществлять свою трудовую деятельность по настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями из трудовой книжки истца.
В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с ч.1 ст.11 вышеуказанного закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п.п. 19 ч. 1 ст.30Федерального Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30).
В соответствии с частями 3-5 Федерального Закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В период поступления истца в Брянский государственный педагогический институт им. академика И.Г. Петровского действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, пунктом 2 которого предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Названное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления ФИО2 - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений ФИО3 по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.
Однако Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст.55 КонституцииРоссийской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях", Закон ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении граждан в ФИО4", Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В период поступления истца Юрочка О.А в Брянский государственный педагогический институт им. ак. И.Г. Петровского и её учебы действовало Положение о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное пунктом 7 Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусматривающее в качестве условия включения в стаж педагогической деятельности времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Учитывая изложенную выше правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации,решение УПФР в городском округе <адрес> части исключения из льготного педагогического стажа Юрочка О.А. периодаобучения в педагогическом учебном заведении нельзя признать соответствующим Закону.
Таким образом время обучения Юрочка О.А. в педагогическом учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный педагогический стаж, так как ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Так же ответчик не засчитал в специальный стаж истцу дополнительно оплачиваемые отпуска, предоставленные на основании ФЗ РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»: с 10.08.2012г. по 16.08.2012г., с 19.08.2013г. по 25.08.2013г., с 18.08.2014г. по 24.08.2014г., с ДД.ММ.ГГГГ по 28.06.2015г., с 22.06.2016г. по 28.06.2016г. – периоды дополнительных отпусков.
Суд не согласен с указанным отказом по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст.116 Трудового кодекса РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы и среднего заработка.
Работникам предоставляются ежегодные основные и дополнительные отпуска. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии с аб. 2 п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №, кроме периодов работы включаются в специальный стаж также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Отпуска, предоставленные на основании ФЗ РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» являются дополнительными. Факт предоставления истцу дополнительных оплачиваемых отпусков за периоды с 10.08.2012г. по 16.08.2012г., с 19.08.2013г. по 25.08.2013г., с 18.08.2014г. по 24.08.2014г., с ДД.ММ.ГГГГ по 28.06.2015г., с 22.06.2016г. по 28.06.2016г. подтверждаются выписками из приказа№ от 23.05.2012г., № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ
В связи с вышеуказанным, данные периоды нахождения истца в отпусках, подлежат зачету в общий трудовой стаж истца, в связи с чем, требования истца о включении периода ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, являются законными и обоснованными.
В силу ст.22 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Что касается требований истца о назначении пенсии с 03.03.2017г., то суд считает их обоснованными, поскольку на указанную дату с учетом включения в специальный стаж спорных периодов и периодов засчитанных Пенсионным фондом добровольно, специальный трудовой стаж предусмотренный пп.19 п. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» составляет более 25 лет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Юрочка О. АнатО. к ГУ- Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью - удовлетворить.
Признать за Юрочка О. АнатО.й право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с занятием педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях».
Включить Юрочка О. АнатО. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельности периоды:
- с 01.09.1990г. по ДД.ММ.ГГГГ (обучение в педагогическом образовательном учреждении);
- с 10.08.2012г. по 16.08.2012г., с 19.08.2013г. по 25.08.2013г., с 18.08.2014г. по 24.08.2014г., с ДД.ММ.ГГГГ по 28.06.2015г., с 22.06.2016г. по 28.06.2016г. (дополнительные отпуска по ФЗ РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> (межрайонное) назначить Юрочка О. АнатО. досрочную страховую пенсию по старостив связи с занятием педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в месячный срок, с подачей жалобы через Клинцовский городской суд <адрес>.
Судья Е.Н. Кобызь