Дело № 2а-732/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2021 года город Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Новикова М.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области к Немановой С.А. о взыскании задолженности по начисленному штрафу,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №1 по Псковской области обратилась в суд с административным иском к Немановой С.А., в обоснование которого указано, что административный ответчик осуществляла предпринимательскую деятельность, до **.**.2015 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с тем, что Неманова С.А. не исполнила возложенную на нее обязанность по предоставлению налоговых деклараций по УСН за 2013, 2014 год. Инспекцией принято решение №** от **.**.2016 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, в виде санкций в размере 500 рублей по каждому решению (итого: 1000 рублей). В адрес налогоплательщика было направлены требования №551 и №552 от 15.03.2016 со сроком уплаты до 06.04.2016, которые ею не исполнены, в связи с чем, указанную задолженность Инспекция просила взыскать с административного ответчика. При подаче иска административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу настоящего искового заявления.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.3 ч.1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству сторонам разъяснен порядок упрощенного (письменного) судебного разбирательства и предложено выразить свое согласие или возражения относительно применения правил упрощенного (письменного) производства.
Судебное извещение, а также определение суда о подготовке административного дела к судебному разбирательству, направленные по адресу места жительства административного ответчика, возвращены в суд за истечением срока хранения, в связи с чем, по правилам статей 165.1 ГК РФ и 100, 101 КАС РФ указанные судебные документы считаются доставленными.
Принимая во внимание отсутствие возражений административного ответчика против применения упрощенного (письменного) производства, суд, руководствуясь ст. ст. 291, 292 КАС РФ, рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Срок на бесспорное взыскание сумм налога начинает течь с момента истечения срока на добровольную его уплату, исчисляемого с момента окончания срока, в течение которого, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику по правилам статьи 70 НК РФ.
Указанными нормами законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Требованием об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, то есть, суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (пункт 2 статьи 11 НК РФ).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 20 постановления от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в котором указано, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение, либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица, судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 НК РФ (пункт 3 статьи 48 соответствует пункту 2 статьи 48 в действующей редакции) сроки для обращения налоговых органов в суд, имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.
Из материалов дела следует, что Неманова С.А. осуществляла предпринимательскую деятельность, до **.**.2015 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с тем, что Неманова С.А. не исполнила возложенную на нее обязанность по предоставлению налоговых деклараций по УСН за 2013, 2014 год Инспекцией принято решение №** от **.**.2016 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, в виде санкций в размере 500 рублей по каждому решению (итого: 1000 рублей) (л.д. 13-14, 15-16).
В адрес налогоплательщика было направлены требования №551 и №552 от 15.03.2016 со сроком уплаты до 06.04.2016, которые ею не исполнены (л.д. 9-10, 11-12).
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом.
Следуя приведенным нормам, Инспекция могла обратиться в суд общей юрисдикции с иском о взыскании недоимки с административного ответчика в срок до 06.10.2016. Однако обращение в суд последовало лишь 30.11.2020, т.е. за пределами установленного законом срока.
При таком положении, с учетом вышеприведенных норм налогового законодательства, позиции Конституционного Суда РФ и установленных по спору обстоятельств, суд находит, что требования Инспекции не подлежат удовлетворению по причине пропуска срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и пени.
Оснований для удовлетворения заявленного налоговым органом ходатайства о восстановлении срока обращения в суд судне находит, полагая, что доказательств уважительных причин пропуска срока Инспекцией не представлено. Доводы представителя истца об уважительности причин пропуска срока исковой давности в связи с большой загруженностью и малым количеством работников, суд находит несостоятельными и не может считать указанные причины уважительными. Ненадлежащая организация работы налогового органа не является уважительной причиной пропуска установленного законом срока обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области к Немановой С.А. о взыскании задолженности по начисленному штрафу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья М.В. Новикова