Решение по делу № 2-1564/2015 от 07.05.2015

Дело № 2-1564/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2015 года г. Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего – судьи Черединовой И.В.,

при секретаре – Сунцовой С.П.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Г.А. к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды, прекращении начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию,

у с т а н о в и л:

Иванов Г.А. обратился в суд с иском к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды, прекращении начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию.

Свои требования мотивирует тем, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также потребителем коммунальных услуг. Несмотря на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность прямой оплаты ресурсоснабжающим организациям собственниками жилых помещений, нанимателями жилых помещений по договорам социального займа в
многоквартирном доме коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при управлении данным домом управляющей компанией, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» дополнительно к требованиям об оплате потребленной электроэнергии в квартире, выставляет жителям многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, счета на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома.

Решением общего собрания собственников МКД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в качестве управляющей компании выбрано 000 УК «РЖК» и заключен договор управления многоквартирным домом , вступающий в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В данном случае ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» является ресурсоснабжающей компанией по поставке в МКД по <адрес> коммунального ресурса - электрической энергии; является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению в соответствии с договором управления МКД п. 4.1.2 п.п. 5; жители МКД по <адрес> являются потребителями данной услуги.

В плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение, в том числе плата за ОДН, которую жильцы МКД обязаны вносить управляющей организации в порядке, установленному правительством РФ, а управляющая организация, в свою очередь, обязана рассчитываться с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс». Кроме того, собственники МКД по <адрес> не принимали решения по оплате коммунальной услуги о электроснабжению непосредственно ресурсоснабжающей организации.

ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению МКД , не является управляющей организацией данного дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителю коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энеpгию, потребленную на общедомовые нужды МКД непосредственно жильцам дома, потребителям соответствующей коммунальной услуги.

Кроме того, энергоснабжающая организация, как ресурсоснабжающая организация не имеет никакого отношения к содержанию общедомового имущества, в состав которого входит электрическое оборудование, находящееся в МКД за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Не отвечая за качество и не поддерживая электрические сети МКД, ресурсоснабжающая организация не сможет обеспечить предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Соответственно, и начислять плату за расходы на общедомовые нужды непосредственно жильцам, энергоснабжающая организация не вправе. Возмещение этих затрат должно осуществляться только через управляющие организации.

Энергосбытовая организация не вправе производить расчет и
требовать напрямую от жителей МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за потребляемую электроэнергию, электроэнергию на общедомовые нужды, компенсацию потерь электрической энергии. Граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества, не осуществляют функции по управлению домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно ст. ст. 161, 162 ЖК РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию.

Просит признать незаконными действия ОАО «Энергосбыт Плюс» по начислению услуг электроснабжения по адресу: <адрес>, платы за потребленную электроэнергию, расходуемую на общедомовые нужды с ДД.ММ.ГГГГ г. по день вынесения решения суда. Возложить на ОАО «Энергосбыт Плюс» обязанность в течение 10 дней с
момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, осуществить соответствующий перерасчет платы, начисленной потребителю услуг энергоснабжения Иванову Г.А. за электрическую энергию, израсходованную на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по день вынесения решения суда, путем исключения из общей суммы начислений платы за электроэнергию суммы платы, начисленной за электроэнергию на общедомовые нужды. Обязать ОАО «Энергосбыт Плюс» прекратить начисления платы за электрическую энергию на общедомовые нужды и исключить из квитанций, предъявляемых для оплаты потребителям услуг энергоснабжения по <адрес> плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

В судебном заседании представитель истца Иванова Г.А. - по доверенности Евсеев А.Н. на удовлетворении исковых требований настаивает в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что порядок оплаты коммунальных услуг зависит от способа управления МКД. Согласно законодательству, не допускается прямая оплата собственниками помещений МКД коммунальных услуг в ресурсоснабжающие организации, если речь идет о потреблении энергии на общедомовые нужды. Имеется решение собственников МКД от ДД.ММ.ГГГГ, управляющей компанией МКД по <адрес> является ООО УК «РЖК». Договор предусматривает обязанность ООО УК «РЖК» заключить договор с ресурсоснабжающими организациями от имени собственников. Следовательно, ООО УК «РЖК» является исполнителем коммунальных услуг электроснабжения в указанном МКД и обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги и заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями. Выставление платежных документов от ресурсоснабжающих организаций причиняет ущерб правам и интересам собственников, в том числе и истцу. Просит признать незаконными действия ОАО «Энергосбыт Плюс» по начислению услуг электроснабжения по адресу: <адрес>, платы за потребленную электроэнергию, расходуемую на общедомовые нужды с ДД.ММ.ГГГГ г. по день вынесения решения суда. Возложить на ОАО «Энергосбыт Плюс» обязанность в течение 10 дней с
момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, осуществить соответствующий перерасчет платы, начисленной потребителю услуг энергоснабжения Иванову Г.А. за электрическую энергию, израсходованную на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по день вынесения решения суда, путем исключения из общей суммы начислений платы за электроэнергию суммы платы, начисленной за электроэнергию на общедомовые нужды. Обязать ОАО «Энергосбыт Плюс» прекратить начисления платы за электрическую энергию на общедомовые нужды и исключить из квитанций, предъявляемых для оплаты потребителям услуг энергоснабжения по <адрес> плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Представитель ответчика ОАО «Энергосбыт Плюс» по доверенности Гайнутдинова Н.А. в судебном заседании исковые требования не признает в полном объеме в соответстии с доводам, изложенными в письменных возражениях на исковое заявление.

Представитель третьего лица ООО УК «РЖК» по доверенности Любичев А.С. суду пояснил, что договора с ресурсоснабжающей организацией ООО «ЭнергосбыТ Плюс» расторгнут. Поддерживают позицию ответчика и просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав позицию сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Истец Иванов Г.А. является собственником <адрес>, что подтверждается договором на право собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-51).

Сторонами не оспаривается, что общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес> (далее МКД ) ДД.ММ.ГГГГ выбрана управляющая компания ООО УК «РЖК», в результате чего заключены договоры управления домом. По условиям договора управления ООО УК «РЖК» обязалось от своего имени и по поручению собственников помещений МКД заключать и сопровождать договоры на предоставление коммунальных услуг, в том числе и по электроснабжению (п. 2.1.3 договора); организовать начисления и приём платежей за коммунальные услуги (п. 2.1.4 договора) (л.д. 62-69).

ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (до правопреемства – ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания»), как гарантирующий поставщик электрической энергии на территории <адрес>, является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку электрической энергии в МКД по <адрес>.

Истец является потребителем коммунальных услуг по электроснабжению, в том числе, по электроснабжению на общедомовые нужды.

Согласно представленных истцом счетов-квитанций, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» ежемесячно производит истцу расчет и начисление потребленной электроэнергии, в том числе, на общедомовые нужды (л.д. 10-17).

Из соглашения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» и ООО УК «Ремонтная жилищная компания» расторгли договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая вопрос о правомерности действий ответчика по начислению истцу платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды, суд руководствуется следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Действующее нормативно-правовое регулирование правоотношений по энергоснабжению предусматривает два варианта предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителю (собственнику либо нанимателю жилого помещения в многоквартирном доме):

- по договору между энергоснабжающей организацией и непосредственно потребителем;

- по договору между энергоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги (управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо специализированным кооперативом).

Приходя к такому выводу, суд руководствуется соответствующими положениями гражданского, жилищного законодательства, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), Правилами обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее - Правила № 124).

Так, согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Указанным положениям корреспондируют положения п. 2 ст. 39 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике», согласно которым договор купли-продажи электрической энергии гарантирующих поставщиков является публичным.

В силу п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

При этом, в ст. 155 ЖК закреплена возможность внесения платы за коммунальные услуги управляющей организации и ресурсоснабжающим организациям.

Согласно п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в п.п. 9, 10, 11 и 12 указанных Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Пунктом 2 Правил № 354 определено, что исполнитель – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребитель – это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Пункт 8 Правил № 354 предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п.п. 9 и 10 указанных Правил, то есть как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с п.п. 14, 15, 16 и 17 Правил.

В соответствии с п. 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в п.п. "б" п. 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил № 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу п. 30 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в п.п. 14, 15, 16 и 17 Правил.

Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (п. 14 Правил № 354). Аналогичные положения предусмотрены и в отношении товариществ и кооперативов (п. 15 Правил № 354).

В соответствии с п. 19 Правил № 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса, учитывается, что поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.

Согласно п.п. "б" п. 17 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в п.п. 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в п. 14 или 15 Правил.

Анализируя изложенные нормативные положения, суд приходит к выводу о том, что предоставление коммунальных услуг потребителям непосредственно ресурсоснабжающей организацией в отсутствие заключенного договора с избранной в установленном порядке управляющей организацией, товариществом или специализированным кооперативом не противоречит требованиям действующего жилищного законодательства, и более того, если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией (товариществом собственников жилья, специализированным потребительским кооперативом) договорные отношения, в силу ст. ст. 539, 540 ГК РФ и ст. 39 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике», возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах. При этом, ресурсоснабжающая организация до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в п.п. 14 и 15 Правил № 354, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в п. 40 Правил № 354, то есть плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Позиция стороны истцов о нарушении ответчиками п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ является несостоятельной, основанной на неверном толковании правовых норм.

Так, п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ закрепляет право собственников и нанимателей принять решение о внесении платы за потребляемые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, при том, что исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за надлежащее качество всех коммунальных услуг. В предусмотренном указанной нормой случае, внесение платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям признается выполнением обязательств собственников и нанимателей помещений по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. То есть к рассматриваемым спорным правоотношениям указанная норма не применима.

Из пояснения сторон и представленных доказательств следует, что в заявленный истцом спорный период и по настоящее время договор электроснабжения между ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и ООО УК «Ремонтная жилищная компания» не заключен.

Таким образом, действия ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению истцу платы за услугу электроснабжения, в том числе на общедомовые нужды, при отсутствии заключенного между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией соответствующего договора являются правомерными.

Поскольку услуги по электроснабжению фактически истцу оказываются, что им в судебном заседании не оспаривается, договор электроснабжения между истцом и гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией) считается действующим, и предоставленные коммунальные услуги подлежат оплате непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.

Обстоятельств, свидетельствующих о незаконности действий ответчика по начислению платы за электроснабжение на общедомовые нужды, при рассмотрении настоящего дела не установлено, доводы истца в этой части не нашли своего подтверждения.

При таких обстоятельствах не состоятельны и требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет за электроэнергию на общедомовые нужды.

Таким образом, исковые требования Иванова Г.А. о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды, прекращении начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию, надлежит оставить без удовлетворения в полном объёме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых Иванову Г.А. к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды, прекращении начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию, отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Устиновский районный суд г. Ижевска.

Судья Устиновского районного суда

гор. Ижевска Удмуртской Республики – Черединова И.В.

СПРАВКА: Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Устиновского районного суда

гор. Ижевска Удмуртской Республики – Черединова И.В.

КОПИЯ ВЕРНА: судья - И.В. Черединова

2-1564/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванов Г.А.
Ответчики
ОАО Удмуртская энергосбытовая компания
Суд
Устиновский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Дело на сайте суда
ustinovskiy.udm.sudrf.ru
07.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2015Передача материалов судье
07.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.06.2015Предварительное судебное заседание
14.07.2015Судебное заседание
08.09.2015Судебное заседание
10.09.2015Судебное заседание
11.09.2015Судебное заседание
12.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2015Дело оформлено
11.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее