Гражданское дело № 2-1152/2023 (судья Болтышева А.П.)
УИД: 68RS0015-01-2023-001220-70
Номер производства в апелляционной инстанции 33-4353/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2024 года город Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Пачиной Л.Н.
судей: Рязанцевой Л.В., Альчиковой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кануткиной Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кармановой Марины Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о признании права на назначение пенсии на льготных основаниях,
по апелляционной жалобе Кармановой Марины Владимировны на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 21 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пачиной Л.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Карманова Марина Владимировна обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о признании права на назначение пенсии на льготных основаниях, указав, что решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области от 18.04.2023 №178 ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании п. 1.1. ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как не засчитано рождение ее детей: ФИО1, ***.1992 г.р. и ФИО2, ***.1990 г.р. При этом аргументированное обоснование решения в этой части не содержится.
Считает, что ответчик дает неверную трактовку положениям п. 1,2 ст.9 Договора между Российской федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15.09.2021, отказывая в назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Указывая на гарантии каждому социального обеспечения по возрасту, которые дает Конституция РФ, полагая о возникновении у нее права на пенсию, просила суд признать за ней право на получение пенсии на льготных условиях, предусмотренных п. 1.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», и просила обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области назначить и выплачивать ей досрочную страховую пенсию по старости с 13.04.2023.
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 21.09.2023 Кармановой М.В. отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
В апелляционной жалобе Карманова М.В. просит отменить решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 21.09.2023, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Карманова М.В. указывает, что ответчик и суд первой инстанции неверно трактуют положения п. 1, 2 ст. 9 Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15.09.2021, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, ратифицированного Федеральным Законом от 14.07.2022 №242-ФЗ.
По мнению истицы, согласно ст. 9 данного договора, каждая договаривающаяся сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим договором. При определении права на досрочную страховую пенсию по старости (по возрасту), которая зависит от количества членов семьи, учитываются дети, рожденные и воспитанные: в отношении Российской Федерации - на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; в отношении Республики Таджикистан - на территории Республики Таджикистан, а также на территории бывшей Таджикской Советской Социалистической Республики (п.1, 9 ст. 9 Договора). Ее дети воспитаны на территории Российской Федерации, у ответчика не было никаких оснований не учитывать при назначении пенсии ее детей, воспитанных на территории Российской Федерации.
Решение суда, по ее мнению, нарушает ее конституционное право на государственную пенсию.
В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Тамбовской области просит оставить без изменения решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 21.09.2023, апелляционную жалобу Кармановой М.В. – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Карманову М.В., поддержавшую жалобу, возражения на жалобу представителя ответчика Галузинской Е.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), регулирующее вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств.
Данное соглашение денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с 1 января 2023 г.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР).
Согласно абзацу 3 п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Подпунктом 1.1. пункта 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим четырех детей и воспитавших их до достижении ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в Душанбе 15 сентября 2021 г., ратифицирован Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 242-ФЗ "О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения", опубликован на официальном интернет - портале правовой информации http://gov.ru 21 октября 2022 г. и соответственно вступил в законную силу с 21 октября 2022 г.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в Душанбе 15 сентября 2021 г. (далее - Договор от 15 сентября 2021 г.) право на пенсию в соответствии с настоящим Договором возникает с даты вступления его в силу.
Для установления права на пенсию в соответствии с положениями настоящего Договора принимается во внимание страховой стаж, который в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон приобретен и до вступления в силу настоящего Договора (п. 2 ст. 19 Договора от 15 сентября 2021 г.).
Пунктом 3 ст. 21 Договора от 15 сентября 2021 г. определено, что одновременно со вступлением в силу настоящего Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан прекращает действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
В силу п.9 статьи 9 названного Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения при определении права на досрочную страховую пенсию по старости (по возрасту), которая зависит от количества членов семьи, учитываются дети, рожденные и воспитанные:
в отношении Российской Федерации – на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;
в отношении Республики Таджикистан – на территории Республики Таджикистан, а также на территории бывшей Таджикской Советской Социалистической Республики.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Карманова М.В. 13 апреля 2023 г. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области от 18.04.2023 г. № 178 в досрочном назначении страховой пенсии по старости Кармановой М.В. по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15.09.2021 г. отказано, поскольку дети, рожденные в Республики Таджикистан, не учитываются при определении права на досрочную страховую пенсию по старости (л.д.8-10).
При этом, пенсионный орган исходил из того, что для права на досрочное назначение страховой пенсии по старости нет оснований засчитать рождение детей: ***.1990 г. (место рождения Республика Таджикистан) и ***.1992 г. (место рождения Республика Таджикистан), поскольку согласно пункту 9 статьи 9 Договор от 15.09.2021 г. при определении права на досрочную страховую пенсию по старости (по возрасту), которая зависит от количества членов семьи, учитываются дети, рожденные и воспитанные:
в отношении Российской Федерации – на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;
в отношении Республики Таджикистан – на территории Республики Таджикистан, а также на территории бывшей Таджикской Советской Социалистической Республики.
Кармановой М.В. представлены в суд свидетельства о рождении детей: ФИО3, *** года рождения; ФИО4, *** года рождения; ФИО2, *** года рождения и ФИО1, *** года рождения (л.д.12-15).
Согласно свидетельств о рождении ФИО2, ***.1990 г.р. и ФИО1, ***.1992 г.р. местом рождения детей соответственно является Республика Таджикистан ( дословно - Тадж.ССР; Тад-тан) (л.д.14-15).
Суд первой инстанции, отказывая Кармановой М.В. в удовлетворении заявленных требований о признании права на назначение пенсии на льготных основаниях, предусмотренных п.1.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 г., обоснованно исходил из отсутствия правовых оснований для досрочного назначения истице пенсии на льготных условиях, поскольку местом рождения детей истицы ФИО2, ***.1990 г.р., ФИО1, ***.1992 г.р., является Республика Таджикистан ( дословно - Тадж.ССР; Тад-тан); законодателем для досрочного пенсионного обеспечения, предусмотренного п. 1.1. ч.1 ст. 32 Федерального Закона №400-ФЗ, установлено пропорциональное распределение пенсионного обеспечения договаривающимися сторонами; при определении права на пенсии в Российской Федерация установлены условия учета детей, рожденных и воспитанных на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; дети истицы, рожденные на территории Таджикской ССР и Республики Таджикистан, не могут быть учтены при определении права на досрочную страховую пенсию по старости в Российской Федерации в соответствии с пунктом 1.1. ч.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ.
Выводы суда первой инстанции основаны на вышеназванных нормах материального права, полно мотивированы, подтверждены материалами дела и не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которые сводятся к основаниям иска, рассмотренным судом и получившим правильную правовую оценку в судебном решении.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что все дети истицы воспитаны на территории Российской Федерации, не влечет отмену постановленного судом решения, поскольку для отыскиваемого истицей права необходимо соблюдение условия рождения и воспитания детей в совокупности, которых не имеется в данном конкретном случае.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оставляет его без изменения, а апелляционную жалобу Кармановой М.В. – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кармановой Марины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 12 января 2024 г.