Дело № 2-1528/21
УИД 12RS0001-01-2021-002588-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волжск 27 октября 2021 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Тукмановой Л.И., при секретаре судебного заседания Шайхутдиновой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кадомцева А. А.ча к Муниципальному учреждению «Волжский городской комитет по управлению имуществом» о понуждении заключить соглашение о перераспределении земельного участка,
Установил:
Кадомцев А.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что в июле 2021 года истец обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, площадью 898 кв.м, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 601 кв.м. по адресу: <адрес>
02 декабря 2020 от ответчика получен ответ, в соответствии с которым Муниципальное учреждение «Волжский городской комитет по управлению имуществом» приняло решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, площадью 898 кв.м., образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 601 кв.м. по адресу6 РМЭ, <адрес>.
Постановлением администрации городского округа «город Волжск» № от 14 декабря 2020 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» утверждена схема земельного участка, площадью 898 кв.м., образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 601 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>, данное постановление до настоящего времени не отменено.
В соответствии с вышеуказанным постановлением администрации п.3 истцом заключен договор на проведение кадастровых работ, подготовлен межевой план на образуемый земельный участок, который сдан в Росреестр для постановки земельного участка на кадастровый учет.
17 февраля 2021 года земельный участок образованный в результате перераспределения, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №, общей площадью 898 кв.м.
26 июля 2021 года Кадомцев А.А. обратился к ответчику с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Вместе с заявлением была предоставлена выписка из ЕГРН на образованный в результате перераспределения земельный участок.
09 августа 2021 ответчик отказал в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 601 кв.м., в связи с тем, что 16 января 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах зон подтопления территории г.Волжска городского округа «Город Волжск» водами весеннего половодья реки Волга «Куйбышевское водохранилище) при сильной степени, тип: иная зона с особыми условиями использования территории, дата решения 16 декабря 2020 года, номер решения: 621, наименование ОГВ/ОМСУ: Федеральное агентство водных ресурсов Верхнее-Волжское бассейновое управление), в результате чего, вновь образованный земельный участок полностью находится в данной зоне.
Истец Кадомцев А.А. просит суд обязать Муниципальное учреждение «Волжский городской комитет по управлению имуществом» городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл заключить с Кадомцевым А. А.чем соглашение о перераспределении земельного участка площадью 898 кв.м, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 601 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Эл, <адрес>.
Истец Кадомцев А.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще.
Представитель истца Кадомцева А.А. – Р.Ф.Актуганова в ходе судебного заседания исковые требования поддержала, суду пояснила аналогичное изложенному в иске.
Представитель ответчика Муниципального учреждения «Волжский городской комитет по управлению имуществом» в судебное заседании не явился, представил суду отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку планируемый к образованию земельный участок полностью находится в зоне подтопления.
Представитель третьего лица администрации ГО «Город Волжск», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежаще.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Кадомцев А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 601 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.10.2021.
14 декабря 2020 года администрацией городского округа «город Волжск» вынесено постановление № «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» утверждена схема земельного участка, площадью 898 кв.м, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 601 кв.м. по адресу: РМЭ, <адрес>.
27.07.2021 Кадомцев А.А. обратился к ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: РМЭ, <адрес> с кадастровым номером № общей площадью 601 кв.м.
На заявление от 27.07.2021 муниципальное учреждение Волжский городской комитет по управлению имуществом» дало ответ от 09.08.2021 за №, в котором отказало в перераспределении земельного участка, со ссылкой на подпункт 9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, п.4 и п.5 ст.11.9 ЗК РФ, в связи с тем, что земельный участок истца находится в границах зоны подтопления г.Волжска.
В соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В подпункте 3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован ст.39.29 ЗК РФ, в соответствии с п.8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 июня 2017 года N 1266-О, согласно которой положения подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивают возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным.
Согласно п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц; 3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса; 4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса; 5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек; 7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении; 8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков; 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В п.4 ст.11.9 ЗК РФ указано, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В п.5 ст.11.9 ЗК РФ указано, что не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Не представлено доказательств того, что земельный участок, на который претендует Кадомцев А.А. входит в состав земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса.
Земельный участок Кадомцева А.А. расположен на землях населенных пунктов, по адресу: <адрес> Эл, <адрес>.
Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 12.01.2021 следует, что на земельном участке с кадастровым номером № расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером №, по адресу: РМЭ, <адрес>.
Согласно выписки из ЕГРН от 25.10.2021 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 601 кв.м расположен по адресу: РМЭ, <адрес> участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 12:16:-6.204 от 16.01.2021, ограничение использования земельного участка в пределах зоны. Ограничения изложены в ст.67.1 Водного кодекса РФ, находится в зоне затопления, вид ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст.ст.56, 56.1 ЗК РФ; срок действия с 16.01.2021; реквизиты документа-основания: приказ от 16.12.2020 № выдан Федеральным агентством водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового управления.
Статья 56 ЗК РФ предусматривает, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.
Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.
В соответствии со ст.56.1 ЗК РФ предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п.6 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Из анализа ст.56, ст.56.1 ЗК РФ, ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что данными нормами не устанавливается запрета на выделение, перераспределение земельных участков в зоне подтопления.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Кадомцева А.А.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление Кадомцева А. А.ча к Муниципальному учреждению «Волжский городской комитет по управлению имуществом» о понуждении заключить соглашение о перераспределении земельного участка, - удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение «Волжский городской комитет по управлению имуществом» городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл заключить с Кадомцевым А. А.чем соглашение о перераспределении земельного участка площадью 898 кв.м, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 601 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Тукманова Л.И.
В окончательной форме решение принято 3 ноября 2021 года.