ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Васиной В.Е.,
при секретаре Чернявской М.А.
с участием прокурора Семенова С.А.
представителя ответчика военного комиссариата <адрес> по доверенности Поляковой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах Мазал ФИО8 к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, взыскании недополученной суммы пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Воронежского гарнизона обратился в суд с иском в интересах Мазал ФИО9 к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании недополученной суммы пенсии в размере 25746,74 рублей, обязании назначить и выплачивать пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения по п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», указав, что истец является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ она получает пенсию по случаю потери кормильца, однако, в нарушение требований закона, пенсия по случаю потери кормильца назначена без учета повышения, полагающегося каждому члену семьи погибшего (умершего) кормильца - участника Великой Отечественной Войны, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы их семей".
Представитель военного прокурора Воронежского гарнизона Семенов С.А. в судебном заседании иск поддержал, не оспаривал факта необращения истца за перерасчетом пенсии.
Истец Мазал Л.И. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» по доверенности Полякова Ю.А. иск не признала по основаниям, изложенным в возражениях, пояснила, что истец получает пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, за перерасчетом пенсии до настоящего времени и она не обращалась.
Суд, изучив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относя определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно абз. 3 пп. "а" ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные указанным Законом, распространяются, в частности на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе.
Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 02 февраля 1993 года № 4468-1 (далее - Закона).
Согласно п. "г" ст. 45 Закона пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
На основании пп. 7 п. 1 ст. 23.1 данного Закона, право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Статья 45 Закона от 02.02.1993 года N 4468-1 помещена в разделе "Исчисление пенсии", где учитывается общее для всех видов пенсии. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсии с учетом этих заслуг.
Получателями пенсии по случаю потери кормильца, в соответствии со ст. 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего.
Часть 4 ст. 46 Закона (в ред. Федерального закона от 19 декабря 1997 № 153-ФЗ) предусматривает повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего).
Согласно п. "г" ст. 45 Закона (в первоначальной редакции, действовавшей на момент назначении пенсии ФИО4) пенсии за выслугу лет, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, и партизан; участникам Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии; участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона.
В силу ст. 46 Закона (действовавшей в тот же период) минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости, установленного законодательством Российской Федерации, без повышения его за трудовой стаж сверх требуемого для назначения полной пенсии. Пенсии с надбавками и повышениями не ограничиваются их предельными размерами.
Статья 46 Закона предусматривала, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости (185,32 рублей), индексируемого в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий ст. 17 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 г.), без повышения его за трудовой стаж сверх требуемого для назначения полной пенсии.
На основании п. 6 ст. 17 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Право определять коэффициент индексации, а также ее периодичность предоставлено Правительству Российской Федерации.
С 01.02.2002 г. размер базовой части трудовых пенсий был проиндексирован на 1,065, что соответственно предусматривало размер повышения пенсии 197,36 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.01.2002 N 42), с 1 августа 2002 года на 1,09 (215,12 руб.) (Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 N 535), с 1 февраля 2003 года на 1,06 (228,03 руб.) (Постановление Правительства РФ от 24.01.2003 N 47), с 1 августа 2003 года на 1,08 (246,27 руб.) (Постановление Правительства РФ от 16.07.2003 N 428), с 1 августа 2005 года на 1,06 (261,05 руб.) (Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 N 419), с 1 апреля 2006 года на 1,085 (283,24 руб.) (Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 N 165), с 1 апреля 2007 года на 1,075 (304,48 руб.) (Постановление Правительства РФ от 27.03.2007 N 181).
В силу ст. 46 Закона (в ред. ФЗ от 03.12.2007 N 319-ФЗ) минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 14 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 г.) и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости (п. 6 ст. 17 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 г.) исходя из этого увеличения.
С 01.12.2007 года размер базовой части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ был установлен в размере 1560 рублей, с 01.08.2008 года - 1794 рублей, с 01.03.2009 года - 1950 рублей, с 01.12.2009 года - 2562 рублей.
В силу ч. 4 ст. 46 Закона, в редакции, действовавшей до внесения изменений в него Федеральным законом от 03.12.2007 года N 319-ФЗ, пенсии с надбавками и повышениями не ограничивались их предельными размерами.
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 03.12.2007 г. N 319-ФЗ ст. 46 Закона была изложена в новой редакции, часть 4 которой устанавливает, что при наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами "г", "д" и "з" части первой статьи 45 Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.
Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2008 г. (ст. 4 ФЗ от 03.12.2007 г. N 319-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Мазал Л.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию по случаю потери кормильца.
Повышение пенсии, предусмотренное п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации носит личностный характер и может быть применено только в отношении самого ветерана боевых действий либо других категорий граждан, перечисленных в данной статье.
Из данной правовой нормы не вытекает право членов семьи умершего, которые не являются участниками Великой Отечественной войны и не имеют особых заслуг перед Отечеством, на получение указанного повышения.
Повышение устанавливается на основании выданных в установленном порядке документов, подтверждающих соответствующий статус получателя пенсии.
Перерасчет пенсии носит заявительный характер, к заявлению пенсионера прилагаются соответствующие документы.
Истица с заявлением о перерасчете пенсии в пенсионный орган не обращалась, что не отрицалось участниками процесса.
Применение нормы закона N 4468-1, предусмотренным п. 2 ст. 58 является недопустимым, поскольку в ней идет речь о несвоевременном получении суммы пенсии, а не перерасчетов повышений надбавок к ней.
Возложение на ответчика обязанности по перерасчету и выплате с учетом повышения приведет к нецелевому использованию средств федерального бюджета.
При изложенных обстоятельствах суд считает необходимым в иске отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах Мазал ФИО10 к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 01.12.2012 года, взыскании недополученной суммы пенсии в размере 25746,74 рублей, обязании назначить и выплачивать пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения по п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Воронежский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 13.07.2016 года.