Дело №а-1484/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2021 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Александровой К.А.,
при помощнике судьи Кругловой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкции,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району
г. Саратова (далее – ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 года в сумме 636 382 руб. 95 коп, пени, начисленных за период с 03 декабря 2019 года по 22 декабря 2019 года, в сумме 2 744 руб. 49 коп. В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что ФИО1 является собственником здания с кадастровым номером № общей площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. После направления в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика налоговых уведомлений и требования об уплате налоговых платежей, недоимка по налогу на имущество административным ответчиком не погашена, что явилось основанием для начисления пени. Определением мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г. Саратова от 20 ноября 2020 года судебный приказ от 13 июля 2020 года № № отменен. ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова обратилось в суд с настоящим административным иском, содержащее ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с административным исковым заявлением. В дополнениях к иску указано, что причинами послужившими основанием для пропуска срока на обращения в суд явилась поздняя передача налоговых обязательств по налогоплательщику из Межрайонной ИФНС России № 7 по Саратовской области, а также большая загруженность специалистов профильного отдела инспекции.
От административного ответчика поступили возражения на административное исковое заявление, в которых ответчик просит оставить требования без удовлетворения, ссылаясь на пропуск срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и сборам.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующий на основании доверенности от 19 апреля 2021 года, поддержал требования, просил их удовлетворить, дополнительно указал, что исчисление налога в отношении объекта налогообложения, принадлежащего ответчику, осуществляется по ставке налога на имущество, установленной решением Энгельсского городского Совета депутатов муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области от 27 ноября 2017 года № 476/01, в соответствии с которым к объектам налогообложения, включенным в перечень, определяемый в соответствии
с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2
п. 10 ст. 378.2 НК РФ; объектам налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб. применяется налоговая ставка в размере 2%. Согласно распоряжениям комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2018 года № 1052-р, от 28 ноября 2019 года № 1040-р, от 24 ноября 2020 года № 1149-р объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, входит в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости на соответствующий год. Поскольку платежное поручение от 18 ноября
2019 года №, об оплате ФИО4 налога на имущество физического лица за ФИО1 за 2019 года не соответствует требованиям, установленным приказом министерства финансов РФ от 12 ноября 2013 года № к платежным документам при оплате налога за иное лицо, то поступившие денежные средства в размере 300000 руб. учтены в счет погашения налоговых обязательств самой ФИО4 Кроме этого, налоговая инспекция в порядке п. 2 ст. 48 НК РФ в установленный законом срок обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который в связи с поступившими от ответчика возражениями 20 ноября 2020 года отменен, обращение в суд с настоящим административным иском после истечения шестимесячного срока вызвано уважительными причинами.
Представитель административного ответчика ФИО1 – адвокат ФИО5, действующий на основании ордера от 19 августа 2021 года, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылалась на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.
Административный ответчик ФИО1, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало, в связи с чем суд, признав участие административного ответчика по данной категории спора необязательной, полагает возможным на основании ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившиегося административного ответчика.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Обязанность гражданина платить законно установленные налоги закреплена в
ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 НК РФ.
Как определено ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учёта налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строения, сооружения, помещения.
В силу ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
На основании ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Порядок определения налоговой базы и ставки налога на имущество физических лиц на территории Энгельсского муниципального района Саратовской области в рассматриваемый период регулировалось решением Энгельсского городского Совета депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области от 27 ноября 2017 года № 476/01 «О налоге на имущество физических лиц».
В соответствии с п. 2 указанного решения ставки налога на имущество физических лиц устанавливается исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в размерах, установленных решением, в частности, для объектов налогообложения, включенных в перечень определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 п.10.ст. 378.2 НК РФ; объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого их которых превышает 300 000 руб., налоговая ставка применяется в размере 2% от кадастровой стоимости.
Из ст. 409 НК РФ следует, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Положениями п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В п. 2 ст. 45 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Из положений п. 2 ст. 48 НК РФ следует, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 ст. 48 НК РФ), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17 февраля 2015 года № 422-О законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание, которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с 14 декабря 2001 года на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № общей площадью № кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>.
Межрайонной ИФНС России № 7 по Саратовской области ФИО1 начислен налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 642 189 руб. Налоговое уведомление от 10 июля 2019 года № передано ФИО1 в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
В связи с неуплатой налогов в срок, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, налогоплательщику начислены пени, в адрес ФИО1 направлено требование
№ об уплате налога в размере 641982 руб. 34 коп., пени 2744 руб. 49 коп. со сроком исполнения до 10 февраля 2020 года, которое в установленный срок не исполнено..
До предъявления в суд настоящего административного искового заявления Межрайонная ИФНС России № 7 по Саратовской области обращалась к мировому судье за выдачей судебного приказа о взыскании налога пени за указанный период.
13 июля 2020 года мировым судьей судебного участка № 3 Фрунзенского района
г. Саратова вынесен судебный приказ по административному делу № о взыскании с ФИО1 налога на имущество физических лиц в размере 641982 руб.
34 коп., пени в размере 2744 руб. 49 коп.
20 ноября 2020 года определением мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г. Саратова судебный приказ от 13 июля 2020 года по делу
№ отменен в связи с поступлением возражений от должника относительно его исполнения.
Таким образом, последний день шестимесячного срока, установленного п. 3
ст. 48 НК РФ, приходится на 20 мая 2021 года.
Из материалов дела следует, что определение мирового судьи от 20 ноября
2020 года об отмене судебного приказа вручено налоговому органу 01 декабря 2020 года (т. 1 л.д. 27).
30 апреля 2021 года в связи с передачей налоговых обязательств ФИО1 по месту регистрации налогоплательщика пакет документов для взыскания задолженности получен ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова от Межрайонной ИФНС России № 7 по Саратовской области.
Вместе с тем настоящее административное исковое заявление направлено во Фрунзенский районный суд г. Саратова только 26 июля 2021 года, то есть по истечении более чем семи месяцев с момента получения налоговым органом определения об отмене судебного приказа.
Исходя из смысла положений ст. 48 НК РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Обращаясь в суд с заявлением о восстановлении срока для обращения с административным исковым заявлением, административный истец в качестве причин уважительности пропуска срока ссылается на обстоятельства поздней передачи налоговых обязательств по налогоплательщику из Межрайонной ИФНС России № 7 по Саратовской области, а также на значительную загруженность специалистов профильного отдела инспекции.
Вместе с тем с момента передачи Межрайонной инспекцией № 7 по Саратовской области налоговых обязательств в отношении Аллянова А.С. в ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова до момента обращения административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением прошло три месяца, при этом ранее Межрайонная инспекция № 7 по Саратовской области в суд с административным иском о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 года к ФИО1 не обращалась, что свидетельствует о непринятии налоговым органом достаточных и своевременных мер, направленных на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Несмотря на неоднократные разъяснения суда представителю ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова права представления дополнительных доказательств, административный истец указанным правом не воспользовался, относимых и допустимых доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд не представил.
Помимо прочего суд исходит из того, что внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременное предъявление административного искового заявления в суд, сами по себе не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд.
Реализация лицом права на судебную защиту, обеспечиваемого установленным порядком исчисления срока на обращение в суд за защитой нарушенного права, не должна приводить к необоснованному восстановлению пропущенного процессуального срока и тем самым - к нарушению принципа правовой определенности. Произвольное восстановление процессуальных сроков противоречило бы целям их установления.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.
Таким образом, поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, суд не усматривает оснований для восстановления ИФНС России по Фрунзенскому району
г. Саратова пропущенного срока.
При таких обстоятельствах и учитывая положения ч. 2 ст. 286 КАС РФ, принимая во внимание несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков взыскания налога, суд считает административные исковые требования ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц за 2018 год, пени по налогу на имущество физических лиц, начисленных за период с 03 декабря 2019 года по 22 декабря 2019 год, не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177, 289, 290 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц
за 2018 год, пени, начисленных за период с 03 декабря 2019 года по 22 декабря 2019 год, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Срок изготовления мотивированного решения суда – 22 сентября 2021 года.
Судья К.А. Александрова