Дело № 2-173/2024
УИД 53RS0015-01-2024-000041-21
Решение
Именем Российской Федерации
04 апреля 2024 года п. Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Масловой С.В.,
с участием истца Зуевой О.М.,
представителя ответчика - Администрации Шимского муниципального района Новгородской области ФИО16
представителя органа опеки и попечительства Комитета образования Администрации Шимского муниципального района Новгородской области ФИО15
при секретаре Корныльевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зуевой Ольги Михайловны в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО4, ФИО3, ФИО2 к Администрации Шимского муниципального района о признании незаконным постановления Администрации Шимского муниципального района Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ №, признании незаконными действий по постановке на учет и нахождении на учете на протяжении шести лет <данные изъяты> в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, компенсации морального вреда в связи с незаконными решениями органа местного самоуправления,
установил:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование иска указав, что на протяжении нескольких лет с ДД.ММ.ГГГГ их семья в составе четырех человек: Зуева Ольга Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруг - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была поставлена на учет в Администрации Шимского муниципального района Новгородской области как нуждающаяся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. 30 ноября 2022 года Администрацией Шимского муниципального района Новгородской области вынесено постановление № о снятии семьи Зуевой О.М. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с превышением порогового размера дохода на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности семьи и подлежащего налогообложению. 24 марта 2023 года Солецким районным судом Новгородской области указанное постановление было признано незаконным, суд обязал административного ответчика устранить допущенные нарушения путем восстановления их семьи на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. 28 апреля 2023 года их семья была восстановлена в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, а 03 мая 2023 года решением жилищной комиссии снова снята с указанного учета, на основании указанного решения было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Зуевой О.М. с учета в связи с имеющимся в собственности земельным участком для индивидуального жилищного строительства. Решением Солецкого районного суда от 25 сентября 2023 года отказано в признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ №. Истец Зуева О.М. не работает, осуществляет уход <данные изъяты>, ФИО3 является студенткой по очной форме обучения, является иждивенцем, ФИО2 в настоящее время не работает, из имущества в собственности семьи находится земельный участок, ранее предоставленный ФИО2 для индивидуального жилищного строительства, и являлся его личной собственностью, который ранее был подарен ДД.ММ.ГГГГ брату мужа ФИО5. Полагают, что при постановке на учет их семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и дальнейшего нахождения на учете имеют место неправомерные действия должностных лиц Администрации Шимского муниципального района, которые должны были проверить все основания признания их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, в том числе, и наличие в собственности земельного участка с 31.12.1997 года, предоставленного Администрацией Шимского муниципального района для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, из-за действий ответчика их семья была лишена возможности воспользоваться иными социальными льготами, в частности, получения льготной ипотеки или субсидии на строительство жилого дома с учетом прав ребенка-инвалида, незаконными действиями их семье был причинен моральный вред.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, просили признать незаконным постановление Администрации Шимского муниципального района Новгородской области от 08 июня 2017 года №559, признании незаконными действий по постановке на учет и нахождении на учете на протяжении шести лет семьи из 4-х человек в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, взыскать в пользу каждого члена семьи компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей (т.1, л.д.156-158).
В судебном заседании истец Зуева О.М. заявленные исковые требования поддержала по доводам и основаниям, указанным в иске, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика - Администрации Шимского муниципального района Новгородской области Рябова Е.Г. в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований, указав на то, что семья Зуевой О.М. была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как малоимущие граждане, признание указанной семьи малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договорам социального найма не повлекло за собой никаких правовых последствий, в том числе, негативного характера, поскольку семья Зуевых в муниципальных программах не участвовала, за мерами социальной поддержки не обращалась, таким образом, сведений о финансовых потерях и причинении морального вреда не имеется и истцами не представлены.
Прокурор Шимского района Новгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия, указывая, что по данной категории дел законом не предусмотрено обязательное участие прокурора.
Представитель органа опеки и попечительства Землянская Е.В., давая заключение по делу, полагала не нарушенными права несовершеннолетнего при вынесении органом местного самоуправления оспариваемого ФИО6.
Истцы ФИО2, ФИО3, представитель третьего лица - Управления Федерального казначейства по Новгородской области, надлежаще извещенные о дате, месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились, представили суду заявления с просьбой о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем судом, на основании ч.3 ст. 45, ст. 167 ГПК РФ, определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Статьей 14 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, учет муниципального жилищного фонда, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами в соответствии с законом являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно статье 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Таким образом, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Согласно статье 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Согласно положениям статьи 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из положений части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени их постановки на учет.
Согласно ст.1 областного закона Новгородской области от 06.06.2005 № 490-ОЗ "О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о периоде, предшествующем предоставлению такого жилого помещения гражданину, в течение которого учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями" малоимущими гражданами, признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, достигшие возраста 18 лет (16 лет в случаях, предусмотренных законодательством), местом жительства которых является территория соответствующего муниципального образования, в установленном порядке признанные малоимущими и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления.
При этом, согласно п.2 ч.2 указанного областного закона, признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданин подает в орган местного самоуправления либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявление о принятии на учет (далее - заявление) по установленной органом местного самоуправления форме с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи (статья 4).
В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.
Согласно представленным в материалы дела документам из учетного дела семьи Зуевой Ольги Михайловны, Зуева О.М. обратилась в Администрацию Шимского муниципального района с заявлением, в котором просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (т.1, л.д.207)
Членами семьи Зуевой О.М. являются ее супруг ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящийся к категории - <данные изъяты>.
Постановлением Администрации Шимского района Новгородской области от 8 июня 2017 года № 559 нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ признана Зуева О.М. в составе семьи 4 человека (т.1, л.д.204).
Из представленного в материалы дела учетного дела семьи Зуевых и ответа на запрос суда следует, что семья Зуевой О.М. была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ как малоимущие граждане в соответствии с п.2 ч.1 статьи 14 ЖК РФ, приказом Министерства регионального развития от 25.02.2005 № 17 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", областным законом от 06 июня 2005 года № 489-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и порядке признания граждан малоимущими в Новгородской области», решением Думы Шимского муниципального района от 15.02.2017 года №126 «Об установлении пороговых размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Шимского муниципального района на 2011-2018 годы» (т.1, л.д.182).
Согласно представленной выписке из протокола №11 жилищной комиссии Администрации Шимского муниципального района от 07.06.2017 года был рассмотрен вопрос №4 о постановке на учет семьи Зуевых в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, вынесено решение о признании данной семьи в составе 4 человека нуждающейся в жилом помещении (т.1, л.д.205).
Законом Новгородской области от 06 июня 2005 года № 489-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и порядке признания граждан малоимущими в Новгородской области» (далее - Закон №489-ОЗ) установлен порядок признания граждан малоимущими в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Новгородской области.
Статьей 3 указанного закона в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда учитывается стоимость имущества, находящегося в собственности таких граждан и членов их семей и подлежащего налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Новгородской области о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах (ч.1).
Согласно ч.2 ст. 3 Закона №489-ОЗ к имуществу, находящемуся в собственности членов семьи и подлежащему налогообложению, учитываемому при отнесении граждан к категории малоимущих, относятся:
1) паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении, полученные в порядке наследования или дарения;
2) жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;
3) автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, парусные суда, снегоходы, мотосани, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные, воздушные транспортные средства и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) земельные участки сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, включая земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания.
Не подлежат учету при определении стоимости имущества граждан в целях определения права на получение по договору социального найма жилья из муниципального жилого фонда следующие виды имущества: земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; весельные лодки; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; земельные участки до 15 соток включительно, предоставленные для садоводства, огородничества, дачного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
Из материалов дела и учетного дела семьи Зуевой Ольги Михайловны следует, что в собственности ФИО2 имеется земельный участок с кадастровым номером №, категория земель земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства площадью 1500 кв.м. (т.1, л.д.219).
В соответствии с положениями ЖК РФ и Закона №489-ОЗ данный участок подлежал учету в качестве имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, учитываемому при отнесении граждан к категории малоимущих определении стоимости имущества граждан в целях определения права на получение по договору социального найма жилья из муниципального жилого фонда.
В случаях нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, в общей долевой собственности нескольких граждан или в общей долевой собственности граждан и юридических лиц, а также в общей совместной собственности нескольких физических лиц, учету подлежит имущество, в отношении которого плательщиком налога является такой гражданин или члены его семьи в соответствии с законодательством о налогах и сборах (ч.4 ст. 3 Закона №489-ОЗ). Из учетного дела семьи Зуевых следует, что ФИО17 на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доля в праве на квартиру с кадастровым номером №, расположенная в №, указанная доля также подлежала учету при определении стоимости имущества граждан в целях определения права на получение по договору социального найма жилья из муниципального жилого фонда.
Статьей 4 указанного закона установлен порядок определения доходов граждан в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Определение доходов и расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина, указанных в заявлении о постановке на учет в целях предоставления муниципального жилья по договору социального найма (ч.1 указанной статьи).
В соответствии с ч.2 ст. 4 в целях исчисления совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для постановки на учет и предоставления жилых помещений по договору социального найма расчетный период принимается равным одному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления о постановке на учет для предоставления жилья по договору социального найма (далее - расчетный период).
Граждане, не имеющие возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, самостоятельно декларируют такие доходы в заявлении о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма.
Из материалов учетного дела семьи Зуевых следует, что при подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма Зуевым С.В. был самостоятельно задекларирован ежемесячный доход в сумме <данные изъяты> (т.1, л.д.208)
В соответствии с п. 7 указанной статьи доходы, сведения о которых представлены заявителями, учитываются в объеме, остающемся после уплаты налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 5 указанного закона установлен порядок определения размера среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, согласно которому размер среднемесячного дохода каждого члена семьи исчисляется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на число месяцев в расчетном периоде. Сумма исчисленных таким образом среднемесячных доходов каждого члена семьи составляет среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде (ч.1).
Размер среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи в расчетном периоде, исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи в расчетном периоде на количество членов семьи (ч.2).
Произведение размера среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи в расчетном периоде, на количество месяцев в расчетном периоде и количество членов семьи составит совокупный доход семьи в расчетном периоде (ч.3).
При расчете дохода каждого члена семьи учитываются сумма всех доходов, включая заработную плату, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные системой оплаты труда и выплачиваемые по результатам работы за месяц (ч.4).
При постановке на учет семьи Зуевых использовался данный порядок, согласно расчету, приложенному к протоколу жилищной комиссии.
Статьей 6 закона установлен порядок определения стоимости имущества граждан, учитываемой в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Определение стоимости земельных участков производится территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области кадастра объектов недвижимости, за счет средств заявителя (ч.2).
Из материалов учетного дела семьи Зуевых и ответа на запрос суда следует, что для определения стоимости земельного участка, принадлежащего ФИО2, использовалась его кадастровая стоимость - 358155 рублей (т.1, л.д.219), что согласуется с п.9.3 приказа Минрегиона РФ от 25.02.2005 № 17 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", согласно которому для определения стоимости земельных участков на основании соответствующего закона субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления рекомендуется использовать данные о кадастровой стоимости земли.
Для определения стоимости транспортных средств используются данные, представленные независимыми экспертами в установленном законом порядке. Стоимость транспортных средств российского производства, эксплуатация которых превышает 10 лет, а также иностранного производства, эксплуатация которых превышает 15 лет, в стоимости имущества, учитываемого в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, не учитывается (ч.3).
Согласно п.9.4 указанного приказа Минрегиона РФ от 25.02.2005 № 17, поскольку в федеральном законодательстве при определении налоговой базы по транспортному налогу не используется оценка стоимости транспортных средств, то при установлении порядка определения стоимости данного имущества органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется использовать процедуры, применяемые экспертными организациями для оценки транспортных средств, или установить порядок определения стоимости транспортного средства, который должен предусматривать возможность определения стоимости транспортного средства собственником, экспертной организацией или в случае несогласия органа местного самоуправления с оценкой определение ее в судебном порядке.
Из материалов дела и учетного дела семьи Зуевых следует, что при оценке стоимости автомобиля, принадлежащего семье Зуевых, были проанализированы предложения интернет-сайтов с указанием марки автомобиля и года его выпуска, что в целом согласуется с п.9.4 Методических рекомендаций, согласно которому то при установлении порядка определения стоимости данного имущества органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется использовать процедуры, применяемые экспертными организациями для оценки транспортных средств, при этом с данным способом оценки транспортных средств истцы не связывали нарушение своих прав.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона №489-ОЗ признание гражданина малоимущим осуществляется органом местного самоуправления на основании документов, указанных впункте 3 части 2, пункте 3 части 6-1 статьи 4 областного закона от 06.06.2005 № 490-ОЗ "О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о периоде, предшествующем предоставлению такого жилого помещения гражданину, в течение которого учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями".
Решением Думы Шимского муниципального района от 15.02.2017 года №126 «Об установлении пороговых размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Шимского муниципального района на 2011-2018 годы» (в редакции на момент спорных правоотношений) был утвержден порядок расчета порогового размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Шимского муниципального района на 2011-2018 годы.
Расчет производится по формуле:
СЖ=НПxPCxРЦ, где:
СЖ - порог стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;
НП - норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи;
РС - размер семьи (количество членов семьи);
РЦ - средняя расчетная рыночная цена 1 кв.м. общей площади жилья.
При этом норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи малоимущим гражданам по договору социального найма утверждена решением Думы Шимского муниципального района от 23.04.2015 года №410 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения».
Средняя расчетная рыночная цена 1 кв.м. общей площади жилья утверждается ежеквартально Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Из приложенного к протоколу расчета следует, что порог стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи Зуевых, составляет <данные изъяты> (т.1, л.д.206), при его расчете учтена рыночная стоимость 1 квадратного метра жилья в период постановки на учет - <данные изъяты>.
СЖ=НПxPCxРЦ
В данном случае порог стоимости имущества был рассчитан по формуле <данные изъяты>.
С учетом прожиточного минимума по социально-демографическим группам рассчитан прожиточный минимум для семьи Зуевых с целью постановки их на учет в 1 квартале 2017 года. Согласно указанной норме прожиточного минимума семьи (ПМ) в размере 82752 рубля, среднего дохода семьи Зуевых в месяц (СДД) в размере <данные изъяты>, поскольку ПМ больше СДД, был сделан вывод поставить семью Зуевой О.М. в качестве нуждающейся, так как доход семьи ниже нормы прожиточного минимума, имелись основания для признания семьи нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку семья являлась малоимущей, порог стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, не был превышен (т.1, л.д.206).
Проверяя обоснованность данного решения, суд берет за основу порог стоимости имущества данной семьи, размер которого, согласно расчету, приложенному к протоколу заседания жилищной комиссии, составил <данные изъяты>, и рассчитывает стоимость имущества, находящегося в собственности семьи Зуевых на дату постановки на учет 08.06.2017 года <данные изъяты> приходит к выводу, что он не превысил порога стоимости имущества, установленного решением Думы Шимского муниципального района от 15.02.2017 года №126, что свидетельствует о том, что семья Зуевой О.М. была обоснованно поставлена на учет по основанию малоимущности и нуждаемости в жилом помещении по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
Таким образом, факт наличия земельного участка, предоставленного одному из членов семьи до вступления в брак, был учтен органом местного самоуправления при учете имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащему налогообложению, учитываемому при отнесении граждан к категории малоимущих для определения пороговой стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи.
При этом положениями ст.ст.49-52 ЖК РФ не предусмотрено иных оснований для учета указанного земельного участка, в том числе, в качестве оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Наличие предоставленного в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка не является основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, а является основанием для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку законодателем предполагается его предоставление в порядке, предусмотренном для обеспечения граждан жилым помещением, после постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем предоставление земельного участка и является основанием для снятия с учета.
Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В связи с тем, что решением Солецкого районного суда в удовлетворении исковых требований Зуевой О.М. по исковому заявлению Зуевой Ольги Михайловны к Администрации Шимского муниципального района Новгородской области о признании незаконным постановления Администрации Шимского муниципального района №563 от 12 мая 2023 года о снятии семьи с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с имеющимся в собственности земельным участком для индивидуального жилищного строительства отказано, суд при рассмотрении данного дела не вправе устанавливать законность или незаконность оснований для снятия ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма по основаниям наличия у семьи земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставленного до постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку данный вопрос уже являлся предметом судебного рассмотрения и имеется вступившее в законную силу решение суда.
При рассмотрении настоящего спора суд приходит к выводу, что заявление Зуевой О.М. рассмотрено по существу, она при наличии к тому законных оснований поставлена на учет, в связи с чем оснований для признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными, нарушающими права и свободы истцов, не имеется.
Последующие действия Администрации уже были предметом судебной проверки по ранее рассмотренным делам, в связи с чем суд, на основании ст.61 ГПК РФ, не вправе при рассмотрении настоящего дела давать оценку законности и обоснованности действий органа местного самоуправления по снятию семьи Зуевых с учета.
Таким образом, процедура принятия решения Администрации не нарушена, поскольку имелись предусмотренные законом основания для постановки на учет семьи Зуевых.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что ответчиком нарушены нормы ст.ст. 49, 51, 52, 54 ЖК РФ, приказа Министерства регионального развития от 25.02.2005 № 17 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", областного закона от 06 июня 2005 года № 489-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и порядке признания граждан малоимущими в Новгородской области», областного закона Новгородской области от 06.06.2005 № 490-ОЗ "О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о периоде, предшествующем предоставлению такого жилого помещения гражданину, в течение которого учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями", решения Думы Шимского муниципального района от 15.02.2017 года №126 «Об установлении пороговых размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Шимского муниципального района на 2011-2018 годы» при проведении процедуры постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Зуевой О.М., признании их семьи малоимущей, а также что нарушены права и свободы истцов, созданы препятствия к осуществлению ими своих прав и свобод, не установлено.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Применение норм ст. 151 и ст. 1069 ГК РФ предполагает наличие общих условий деликтной ответственности, таких как, наличие вреда, противоправность действий причинителя вреда, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя, так и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями субъекта ответственности и характера его действий.
Таким образом, требования о взыскании компенсации морального вреда являются производными из факта нарушения прав истцов, в связи с чем подлежат разрешению судом в зависимости от установленных по делу обстоятельств. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
Учитывая установленные судом обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше нормы права, оснований для возмещения морального вреда истцам суд не усматривает, поскольку в данном случае совокупность условий для наступления деликтной ответственности отсутствует. В связи с этим оснований для удовлетворения иска Зуевых в части взыскания компенсации морального вреда также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Зуевой Ольги Михайловны в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО4, ФИО3, ФИО2 к Администрации Шимского муниципального района о признании незаконным постановления Администрации Шимского муниципального района Новгородской области от 08 июня 2017 года №559, признании незаконными действий по постановке на учет и нахождении на учете на протяжении шести лет семьи из 4-х человек в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, компенсации морального вреда в связи с незаконными решениями органа местного самоуправления - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, право на ознакомление с мотивированным решением, начиная с 11 апреля 2024 года.
Председательствующий С.В. Маслова
Мотивированное решение составлено 11 апреля 2024 года
УИД 53RS0015-01-2024-000041-21
Решение
Именем Российской Федерации
04 апреля 2024 года п. Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Масловой С.В.,
с участием истца Зуевой О.М.,
представителя ответчика - Администрации Шимского муниципального района Новгородской области ФИО16
представителя органа опеки и попечительства Комитета образования Администрации Шимского муниципального района Новгородской области ФИО15
при секретаре Корныльевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зуевой Ольги Михайловны в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО4, ФИО3, ФИО2 к Администрации Шимского муниципального района о признании незаконным постановления Администрации Шимского муниципального района Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ №, признании незаконными действий по постановке на учет и нахождении на учете на протяжении шести лет <данные изъяты> в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, компенсации морального вреда в связи с незаконными решениями органа местного самоуправления,
установил:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование иска указав, что на протяжении нескольких лет с ДД.ММ.ГГГГ их семья в составе четырех человек: Зуева Ольга Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруг - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была поставлена на учет в Администрации Шимского муниципального района Новгородской области как нуждающаяся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. 30 ноября 2022 года Администрацией Шимского муниципального района Новгородской области вынесено постановление № о снятии семьи Зуевой О.М. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с превышением порогового размера дохода на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности семьи и подлежащего налогообложению. 24 марта 2023 года Солецким районным судом Новгородской области указанное постановление было признано незаконным, суд обязал административного ответчика устранить допущенные нарушения путем восстановления их семьи на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. 28 апреля 2023 года их семья была восстановлена в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, а 03 мая 2023 года решением жилищной комиссии снова снята с указанного учета, на основании указанного решения было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Зуевой О.М. с учета в связи с имеющимся в собственности земельным участком для индивидуального жилищного строительства. Решением Солецкого районного суда от 25 сентября 2023 года отказано в признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ №. Истец Зуева О.М. не работает, осуществляет уход <данные изъяты>, ФИО3 является студенткой по очной форме обучения, является иждивенцем, ФИО2 в настоящее время не работает, из имущества в собственности семьи находится земельный участок, ранее предоставленный ФИО2 для индивидуального жилищного строительства, и являлся его личной собственностью, который ранее был подарен ДД.ММ.ГГГГ брату мужа ФИО5. Полагают, что при постановке на учет их семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и дальнейшего нахождения на учете имеют место неправомерные действия должностных лиц Администрации Шимского муниципального района, которые должны были проверить все основания признания их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, в том числе, и наличие в собственности земельного участка с 31.12.1997 года, предоставленного Администрацией Шимского муниципального района для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, из-за действий ответчика их семья была лишена возможности воспользоваться иными социальными льготами, в частности, получения льготной ипотеки или субсидии на строительство жилого дома с учетом прав ребенка-инвалида, незаконными действиями их семье был причинен моральный вред.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, просили признать незаконным постановление Администрации Шимского муниципального района Новгородской области от 08 июня 2017 года №559, признании незаконными действий по постановке на учет и нахождении на учете на протяжении шести лет семьи из 4-х человек в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, взыскать в пользу каждого члена семьи компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей (т.1, л.д.156-158).
В судебном заседании истец Зуева О.М. заявленные исковые требования поддержала по доводам и основаниям, указанным в иске, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика - Администрации Шимского муниципального района Новгородской области Рябова Е.Г. в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований, указав на то, что семья Зуевой О.М. была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как малоимущие граждане, признание указанной семьи малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договорам социального найма не повлекло за собой никаких правовых последствий, в том числе, негативного характера, поскольку семья Зуевых в муниципальных программах не участвовала, за мерами социальной поддержки не обращалась, таким образом, сведений о финансовых потерях и причинении морального вреда не имеется и истцами не представлены.
Прокурор Шимского района Новгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия, указывая, что по данной категории дел законом не предусмотрено обязательное участие прокурора.
Представитель органа опеки и попечительства Землянская Е.В., давая заключение по делу, полагала не нарушенными права несовершеннолетнего при вынесении органом местного самоуправления оспариваемого ФИО6.
Истцы ФИО2, ФИО3, представитель третьего лица - Управления Федерального казначейства по Новгородской области, надлежаще извещенные о дате, месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились, представили суду заявления с просьбой о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем судом, на основании ч.3 ст. 45, ст. 167 ГПК РФ, определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Статьей 14 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, учет муниципального жилищного фонда, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами в соответствии с законом являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно статье 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Таким образом, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Согласно статье 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Согласно положениям статьи 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из положений части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени их постановки на учет.
Согласно ст.1 областного закона Новгородской области от 06.06.2005 № 490-ОЗ "О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о периоде, предшествующем предоставлению такого жилого помещения гражданину, в течение которого учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями" малоимущими гражданами, признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, достигшие возраста 18 лет (16 лет в случаях, предусмотренных законодательством), местом жительства которых является территория соответствующего муниципального образования, в установленном порядке признанные малоимущими и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления.
При этом, согласно п.2 ч.2 указанного областного закона, признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданин подает в орган местного самоуправления либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявление о принятии на учет (далее - заявление) по установленной органом местного самоуправления форме с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи (статья 4).
В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.
Согласно представленным в материалы дела документам из учетного дела семьи Зуевой Ольги Михайловны, Зуева О.М. обратилась в Администрацию Шимского муниципального района с заявлением, в котором просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (т.1, л.д.207)
Членами семьи Зуевой О.М. являются ее супруг ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящийся к категории - <данные изъяты>.
Постановлением Администрации Шимского района Новгородской области от 8 июня 2017 года № 559 нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ признана Зуева О.М. в составе семьи 4 человека (т.1, л.д.204).
Из представленного в материалы дела учетного дела семьи Зуевых и ответа на запрос суда следует, что семья Зуевой О.М. была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ как малоимущие граждане в соответствии с п.2 ч.1 статьи 14 ЖК РФ, приказом Министерства регионального развития от 25.02.2005 № 17 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", областным законом от 06 июня 2005 года № 489-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и порядке признания граждан малоимущими в Новгородской области», решением Думы Шимского муниципального района от 15.02.2017 года №126 «Об установлении пороговых размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Шимского муниципального района на 2011-2018 годы» (т.1, л.д.182).
Согласно представленной выписке из протокола №11 жилищной комиссии Администрации Шимского муниципального района от 07.06.2017 года был рассмотрен вопрос №4 о постановке на учет семьи Зуевых в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, вынесено решение о признании данной семьи в составе 4 человека нуждающейся в жилом помещении (т.1, л.д.205).
Законом Новгородской области от 06 июня 2005 года № 489-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и порядке признания граждан малоимущими в Новгородской области» (далее - Закон №489-ОЗ) установлен порядок признания граждан малоимущими в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Новгородской области.
Статьей 3 указанного закона в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда учитывается стоимость имущества, находящегося в собственности таких граждан и членов их семей и подлежащего налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Новгородской области о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах (ч.1).
Согласно ч.2 ст. 3 Закона №489-ОЗ к имуществу, находящемуся в собственности членов семьи и подлежащему налогообложению, учитываемому при отнесении граждан к категории малоимущих, относятся:
1) паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении, полученные в порядке наследования или дарения;
2) жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;
3) автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, парусные суда, снегоходы, мотосани, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные, воздушные транспортные средства и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) земельные участки сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, включая земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания.
Не подлежат учету при определении стоимости имущества граждан в целях определения права на получение по договору социального найма жилья из муниципального жилого фонда следующие виды имущества: земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; весельные лодки; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; земельные участки до 15 соток включительно, предоставленные для садоводства, огородничества, дачного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
Из материалов дела и учетного дела семьи Зуевой Ольги Михайловны следует, что в собственности ФИО2 имеется земельный участок с кадастровым номером №, категория земель земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства площадью 1500 кв.м. (т.1, л.д.219).
В соответствии с положениями ЖК РФ и Закона №489-ОЗ данный участок подлежал учету в качестве имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, учитываемому при отнесении граждан к категории малоимущих определении стоимости имущества граждан в целях определения права на получение по договору социального найма жилья из муниципального жилого фонда.
В случаях нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, в общей долевой собственности нескольких граждан или в общей долевой собственности граждан и юридических лиц, а также в общей совместной собственности нескольких физических лиц, учету подлежит имущество, в отношении которого плательщиком налога является такой гражданин или члены его семьи в соответствии с законодательством о налогах и сборах (ч.4 ст. 3 Закона №489-ОЗ). Из учетного дела семьи Зуевых следует, что ФИО17 на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доля в праве на квартиру с кадастровым номером №, расположенная в №, указанная доля также подлежала учету при определении стоимости имущества граждан в целях определения права на получение по договору социального найма жилья из муниципального жилого фонда.
Статьей 4 указанного закона установлен порядок определения доходов граждан в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Определение доходов и расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина, указанных в заявлении о постановке на учет в целях предоставления муниципального жилья по договору социального найма (ч.1 указанной статьи).
В соответствии с ч.2 ст. 4 в целях исчисления совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для постановки на учет и предоставления жилых помещений по договору социального найма расчетный период принимается равным одному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления о постановке на учет для предоставления жилья по договору социального найма (далее - расчетный период).
Граждане, не имеющие возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, самостоятельно декларируют такие доходы в заявлении о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма.
Из материалов учетного дела семьи Зуевых следует, что при подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма Зуевым С.В. был самостоятельно задекларирован ежемесячный доход в сумме <данные изъяты> (т.1, л.д.208)
В соответствии с п. 7 указанной статьи доходы, сведения о которых представлены заявителями, учитываются в объеме, остающемся после уплаты налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 5 указанного закона установлен порядок определения размера среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, согласно которому размер среднемесячного дохода каждого члена семьи исчисляется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на число месяцев в расчетном периоде. Сумма исчисленных таким образом среднемесячных доходов каждого члена семьи составляет среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде (ч.1).
Размер среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи в расчетном периоде, исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи в расчетном периоде на количество членов семьи (ч.2).
Произведение размера среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи в расчетном периоде, на количество месяцев в расчетном периоде и количество членов семьи составит совокупный доход семьи в расчетном периоде (ч.3).
При расчете дохода каждого члена семьи учитываются сумма всех доходов, включая заработную плату, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные системой оплаты труда и выплачиваемые по результатам работы за месяц (ч.4).
При постановке на учет семьи Зуевых использовался данный порядок, согласно расчету, приложенному к протоколу жилищной комиссии.
Статьей 6 закона установлен порядок определения стоимости имущества граждан, учитываемой в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Определение стоимости земельных участков производится территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области кадастра объектов недвижимости, за счет средств заявителя (ч.2).
Из материалов учетного дела семьи Зуевых и ответа на запрос суда следует, что для определения стоимости земельного участка, принадлежащего ФИО2, использовалась его кадастровая стоимость - 358155 рублей (т.1, л.д.219), что согласуется с п.9.3 приказа Минрегиона РФ от 25.02.2005 № 17 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", согласно которому для определения стоимости земельных участков на основании соответствующего закона субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления рекомендуется использовать данные о кадастровой стоимости земли.
Для определения стоимости транспортных средств используются данные, представленные независимыми экспертами в установленном законом порядке. Стоимость транспортных средств российского производства, эксплуатация которых превышает 10 лет, а также иностранного производства, эксплуатация которых превышает 15 лет, в стоимости имущества, учитываемого в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, не учитывается (ч.3).
Согласно п.9.4 указанного приказа Минрегиона РФ от 25.02.2005 № 17, поскольку в федеральном законодательстве при определении налоговой базы по транспортному налогу не используется оценка стоимости транспортных средств, то при установлении порядка определения стоимости данного имущества органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется использовать процедуры, применяемые экспертными организациями для оценки транспортных средств, или установить порядок определения стоимости транспортного средства, который должен предусматривать возможность определения стоимости транспортного средства собственником, экспертной организацией или в случае несогласия органа местного самоуправления с оценкой определение ее в судебном порядке.
Из материалов дела и учетного дела семьи Зуевых следует, что при оценке стоимости автомобиля, принадлежащего семье Зуевых, были проанализированы предложения интернет-сайтов с указанием марки автомобиля и года его выпуска, что в целом согласуется с п.9.4 Методических рекомендаций, согласно которому то при установлении порядка определения стоимости данного имущества органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется использовать процедуры, применяемые экспертными организациями для оценки транспортных средств, при этом с данным способом оценки транспортных средств истцы не связывали нарушение своих прав.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона №489-ОЗ признание гражданина малоимущим осуществляется органом местного самоуправления на основании документов, указанных впункте 3 части 2, пункте 3 части 6-1 статьи 4 областного закона от 06.06.2005 № 490-ОЗ "О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о периоде, предшествующем предоставлению такого жилого помещения гражданину, в течение которого учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями".
Решением Думы Шимского муниципального района от 15.02.2017 года №126 «Об установлении пороговых размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Шимского муниципального района на 2011-2018 годы» (в редакции на момент спорных правоотношений) был утвержден порядок расчета порогового размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Шимского муниципального района на 2011-2018 годы.
Расчет производится по формуле:
СЖ=НПxPCxРЦ, где:
СЖ - порог стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;
НП - норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи;
РС - размер семьи (количество членов семьи);
РЦ - средняя расчетная рыночная цена 1 кв.м. общей площади жилья.
При этом норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи малоимущим гражданам по договору социального найма утверждена решением Думы Шимского муниципального района от 23.04.2015 года №410 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения».
Средняя расчетная рыночная цена 1 кв.м. общей площади жилья утверждается ежеквартально Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Из приложенного к протоколу расчета следует, что порог стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи Зуевых, составляет <данные изъяты> (т.1, л.д.206), при его расчете учтена рыночная стоимость 1 квадратного метра жилья в период постановки на учет - <данные изъяты>.
СЖ=НПxPCxРЦ
В данном случае порог стоимости имущества был рассчитан по формуле <данные изъяты>.
С учетом прожиточного минимума по социально-демографическим группам рассчитан прожиточный минимум для семьи Зуевых с целью постановки их на учет в 1 квартале 2017 года. Согласно указанной норме прожиточного минимума семьи (ПМ) в размере 82752 рубля, среднего дохода семьи Зуевых в месяц (СДД) в размере <данные изъяты>, поскольку ПМ больше СДД, был сделан вывод поставить семью Зуевой О.М. в качестве нуждающейся, так как доход семьи ниже нормы прожиточного минимума, имелись основания для признания семьи нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку семья являлась малоимущей, порог стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, не был превышен (т.1, л.д.206).
Проверяя обоснованность данного решения, суд берет за основу порог стоимости имущества данной семьи, размер которого, согласно расчету, приложенному к протоколу заседания жилищной комиссии, составил <данные изъяты>, и рассчитывает стоимость имущества, находящегося в собственности семьи Зуевых на дату постановки на учет 08.06.2017 года <данные изъяты> приходит к выводу, что он не превысил порога стоимости имущества, установленного решением Думы Шимского муниципального района от 15.02.2017 года №126, что свидетельствует о том, что семья Зуевой О.М. была обоснованно поставлена на учет по основанию малоимущности и нуждаемости в жилом помещении по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
Таким образом, факт наличия земельного участка, предоставленного одному из членов семьи до вступления в брак, был учтен органом местного самоуправления при учете имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащему налогообложению, учитываемому при отнесении граждан к категории малоимущих для определения пороговой стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи.
При этом положениями ст.ст.49-52 ЖК РФ не предусмотрено иных оснований для учета указанного земельного участка, в том числе, в качестве оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Наличие предоставленного в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка не является основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, а является основанием для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку законодателем предполагается его предоставление в порядке, предусмотренном для обеспечения граждан жилым помещением, после постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем предоставление земельного участка и является основанием для снятия с учета.
Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В связи с тем, что решением Солецкого районного суда в удовлетворении исковых требований Зуевой О.М. по исковому заявлению Зуевой Ольги Михайловны к Администрации Шимского муниципального района Новгородской области о признании незаконным постановления Администрации Шимского муниципального района №563 от 12 мая 2023 года о снятии семьи с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с имеющимся в собственности земельным участком для индивидуального жилищного строительства отказано, суд при рассмотрении данного дела не вправе устанавливать законность или незаконность оснований для снятия ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма по основаниям наличия у семьи земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставленного до постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку данный вопрос уже являлся предметом судебного рассмотрения и имеется вступившее в законную силу решение суда.
При рассмотрении настоящего спора суд приходит к выводу, что заявление Зуевой О.М. рассмотрено по существу, она при наличии к тому законных оснований поставлена на учет, в связи с чем оснований для признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными, нарушающими права и свободы истцов, не имеется.
Последующие действия Администрации уже были предметом судебной проверки по ранее рассмотренным делам, в связи с чем суд, на основании ст.61 ГПК РФ, не вправе при рассмотрении настоящего дела давать оценку законности и обоснованности действий органа местного самоуправления по снятию семьи Зуевых с учета.
Таким образом, процедура принятия решения Администрации не нарушена, поскольку имелись предусмотренные законом основания для постановки на учет семьи Зуевых.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что ответчиком нарушены нормы ст.ст. 49, 51, 52, 54 ЖК РФ, приказа Министерства регионального развития от 25.02.2005 № 17 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", областного закона от 06 июня 2005 года № 489-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и порядке признания граждан малоимущими в Новгородской области», областного закона Новгородской области от 06.06.2005 № 490-ОЗ "О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о периоде, предшествующем предоставлению такого жилого помещения гражданину, в течение которого учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями", решения Думы Шимского муниципального района от 15.02.2017 года №126 «Об установлении пороговых размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Шимского муниципального района на 2011-2018 годы» при проведении процедуры постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Зуевой О.М., признании их семьи малоимущей, а также что нарушены права и свободы истцов, созданы препятствия к осуществлению ими своих прав и свобод, не установлено.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Применение норм ст. 151 и ст. 1069 ГК РФ предполагает наличие общих условий деликтной ответственности, таких как, наличие вреда, противоправность действий причинителя вреда, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя, так и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями субъекта ответственности и характера его действий.
Таким образом, требования о взыскании компенсации морального вреда являются производными из факта нарушения прав истцов, в связи с чем подлежат разрешению судом в зависимости от установленных по делу обстоятельств. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
Учитывая установленные судом обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше нормы права, оснований для возмещения морального вреда истцам суд не усматривает, поскольку в данном случае совокупность условий для наступления деликтной ответственности отсутствует. В связи с этим оснований для удовлетворения иска Зуевых в части взыскания компенсации морального вреда также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Зуевой Ольги Михайловны в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО4, ФИО3, ФИО2 к Администрации Шимского муниципального района о признании незаконным постановления Администрации Шимского муниципального района Новгородской области от 08 июня 2017 года №559, признании незаконными действий по постановке на учет и нахождении на учете на протяжении шести лет семьи из 4-х человек в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, компенсации морального вреда в связи с незаконными решениями органа местного самоуправления - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, право на ознакомление с мотивированным решением, начиная с 11 апреля 2024 года.
Председательствующий С.В. Маслова
Мотивированное решение составлено 11 апреля 2024 года