Решение по делу № 33-1350/2024 от 21.03.2024

Судья Кучеренко А.Ю. Дело № 33-1350/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Залевской Е.А.,

судей Небера Ю.А., Емельяновой Ю.С.

с участием прокурора Семеновой О.О.

при секретаре Зеленковой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-1640/2023 по иску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области к Хибатулиной Елене Николаевне о признании утратившей право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения,

по апелляционной жалобе ответчика Хибатулиной Елены Николаевны на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 29 декабря 2023 года.

Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., объяснения представителя истца ГУ МЧС России по Томской области Наумовой А.А., действующей на основании доверенности от 20.12.2023, ответчика Хибатулиной Е.Н., представителя ответчика Погадаевой Т.В., действующей на основании доверенности от 23.08.2023, заключение прокурора Семеновой О.О., судебная коллегия

установила:

Главное управление МЧС России по Томской области (далее - ГУ МЧС России по Томской области, Управление) обратилось с иском к Хибатулиной Е.Н., просило суд:

признать ответчика утратившей право проживания в служебном жилом помещении ГУ МЧС России по Томской области, расположенном по адресу: /__/;

выселить ответчика из указанного служебного помещения без предоставления другого жилого помещения (том дела 1, листы дела 3-7,128-128а, 186, 219-220, том дела 2, лист дела 7).

В обоснование иска в письменных заявлениях, пояснениях суду в лице представителя Наумовой А.А. указывало, что в соответствии со служебным ордером № 702 от 09.11.1988 Хибатулиной Е.Н. была предоставлена однокомнатная служебная квартира № /__/ по адресу: /__/, как работнику -диспетчеру отряда ППО по охране Томского ЛПК.

Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным федеральным имуществом территориального управления по Томской области от 19.12.2005 № 626 помещения по адресу: /__/, переданы в оперативное управление ГУ МЧС России по Томской области, которое 01.09.2006 заключило с Хибатулиной Е.Н. договор найма специализированного жилого помещения, расположенного по адресу:/__/.

В 2013 году жилые помещения, расположенные по адресу:/__/ переданы в оперативное управление Федерального государственного казённого учреждения «5 отряд Федеральной противопожарной службы по Томской области» ( далее- Отряд), последнее ликвидировано приказом МЧС России от 26.09.2019 № 523 «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Сибирском федеральном округе».

Однако в период нахождения квартиры в оперативном управлении Федерального государственного казённого учреждения «5 отряд Федеральной противопожарной службы по Томской области» ответчице вручено уведомление от 01.04.2014 № 1-2-26-1050 о прекращении заключенного с ней договора найма служебного жилого помещения от 13.11.2006 в связи с передачей жилых помещений, расположенных по адресу:/__/, в оперативное управление Отряда и о необходимости подтверждения правомерности проживания в спорном помещении.

Таких документов Хибатулина Е.Н. не представила.

Распоряжением МТУ Росимущества по Кемеровской и Томской областям от 20.12.2019 № 42-839-р служебные жилые помещения, расположенные в здании по адресу /__/, переданы в оперативное управление Управления.

Управлением в адрес Хибатулиной Е.Н. также направлено требование о выселении из занимаемого служебного помещения в срок до 13.11.2022.

До настоящего времени служебное помещение ею не освобождено.

Хибатулина Е.Н. зарегистрирована по месту жительства в спорном помещении и проживает в нём до настоящего времени.

Заключение с ответчиком договора найма служебного жилого помещения на занимаемую квартиру не представляется возможным, поскольку Хибатулина Е.Н. не состоит в трудовых отношениях с ГУ МЧС России по Томской области и не относится к категориям гражданам, перечисленным в статьи 102 и части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Таким образом, ответчик занимает служебную квартиру без законных оснований.

Ответчик Хибатулина Е.Н. иск не признала, пояснив суду лично и в лице представителя Погодаевой Т.В., что ответчик работала диспетчером на посту пожарной охраны в ГУ МЧС с 14.05.1987 по 1992 год, с 1988 года проживала в спорном жилом помещении на основании ордера с сыном, замужем не была, являлась матерью-одиночкой. В настоящее время в трудовых правоотношениях с истцом не состоит.

Считала, что заключённый с ней договор найма служебного жилого не может быть расторгнут, в связи с чем она не может быть выселена из спорного жилого помещения, поскольку является пенсионером по старости, иного жилого помещения не имеет.

В 2020 году она покупала дом в /__/, однако продала его в 2021 году, малоимущей, нуждающейся не признавалась.

В заключении помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Чернова А.В. полагала иск подлежащим удовлетворению.

Определением Октябрьского районного суда г. Томска от 20.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Октябрьского района г. Томска (том дела 1, лист дела 171-173).

Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области-Кузбассе и Томской области, Администрация Октябрьского района г.Томска.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Томска от 29.12.2023 исковые требования удовлетворены, суд:

- признал Хибатулину Е.Н. утратившей право проживания в служебном жилом помещении ГУ МЧС России по Томской области, расположенном по адресу: /__/;

- выселил Хибатулину Е.Н. из служебного помещения по адресу: /__/, без предоставления другого жилого помещения.

- указал, что решение является основанием для снятия Хибатулиной Е.Н. с регистрационного учета по адресу: /__/;

-взыскал с Хибатулиной Е.Н. в доход муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 600 рублей.

В апелляционной жалобе ответчик Хибатулина Е.Н. просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что не может быть выселена из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого, поскольку ее выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. На дату 01.03.2005 она являлась матерью-одиночкой, а потому приобрела дополнительные гарантии, предусмотренные законом, не позволяющие ее выселить.

Вывод суда о том, что она не относится к категории граждан, которые силу статьи 108 (пункт 12) Жилищного кодекса РСФСР не могут быть выселены из жилого помещения, ошибочен.

На момент предоставления жилого помещения она имела права состоять на учете в качестве нуждающиеся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма, с составом семьи 1 человек.

В настоящее время она является нуждающейся в жилом помещении и малоимущей, ее доход состоит из пенсии, который составляет /__/ руб. и доплаты к ней, иных доходов не имеет.

Ссылка суда на решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Октябрьского района г. Томска от 18.10.2023 об отказе в постановке на учет не может быть принята во внимание, поскольку на декабрь состав семьи изменился, сын Х. с семьей выехал из спорной квартиры и снялся с учета.

Выражает несогласие с отнесением спорной квартиры к специализированному жилому фонду, полагая, что статус квартиры, как служебной, не доказан, поскольку решение о включении квартиры в число служебных отсутствует, соответствующих сведений в ЕГРН не внесено.

Кроме того, заключенный договор найма жилого помещения от 01.09.2006 № 230 не обусловлен наличием трудовых отношений между нанимателем и наймодателем, не предусматривает возможность её выселения без предоставления другого жилого помещения, а потому она имеет право проживать в спорном жилом помещении без временных ограничений.

В возражениях на апелляционную жалобу истец, прокурор просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке ответчик Хибатулина Е.Н. и ее представитель Погодаева Т.В. поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям. Истец ГУ МЧС России по Томской области в лице представителя Наумовой А.А. полагал решение суда законным и обоснованным.

На основании частей 3, 5 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области-Кузбассе и Томской области, администрация Октябрьского района г.Томска, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора полагавшей, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).

В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2 статьи 99 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Судом установлено, что решением исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов № 182 от 21.03.1980 «О записке руководителей отдела пожарной охраны УВД Томского облисполкома» Октябрьскому райисполкому г. Томска было поручено при заселении квартир и комнат гостиничного типа, построенных в одном комплексе с пожарным депо, выдачу ордеров оформить служебными, в том числе на 4 квартиры гостиничного типа по /__/ ( том дела 1. Лист дела 9).

15.05.1987 приказом начальника отдела пожарной охраны УВД Томского облисполкома № 51л/с Хибатулина Е.Н. назначена на должность диспетчера отряда ППО по охране Томского ЛПК с 14.05.1987, за счет должности командира отделения (том дела 1, лист дела 32).

09.11.1988 Исполнительным комитетом Октябрьского районного Совета народных депутатов на основании решения Октябрьского РИК от 21.10.1988 № 89ж Хибатулиной Е.Н. выдан ордер № 702 на право занятия 1 комнаты, площадью /__/ кв.м, в /__/ ( том дела 1, лист дела 36).

В дальнейшем УПО УВД Томского облисполкома реорганизовано в Отдел пожарной охраны службы общественной безопасности Управления внутренних дел Томского облисполкома (приказ УВД Томского облисполкома от 08.04.1991 № 55), который затем реорганизован в Противопожарную и аварийно-спасательную службу Управления внутренних дел Томского облисполкома (приказы УВД Томского облисполкома от 24.07.1991 № 203 и от 13.08.1991 №224).

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.08.1993 № 849 и приказом МВД России от 06.10.1993 № 460, Противопожарная и аварийно-спасательная служба Управления внутренних дел Томского облисполкома преобразована в Управление государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Томской области (приказ УВД Томской области от 20.12.1993 № 465).

Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России, территориальным органом которой являлось Управление ГПС МЧС России по Томской области.

В соответствии с Директивой МЧС России от 24.09.2003 № 31-23-21 Управление ГПС УВД Томской области реорганизовано путем слияния в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Томской области (ГУ ГОЧС Томской области).

В соответствии с Директивой МЧС России от 17.12.2004 № 41-21-3 создано Главное управление МЧС России по Томской области (далее – Главное управление), в которое вошли подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Томской области ( том дела 1, лист дела 10).

Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Территориального Управления по Томской области № 626 от 19.12.2005 принято решение: разрешить передачу федерального государственного имущества в оперативное управление вновь созданному Главному управление МЧС России по Томской области от Главного управления по делам ГО ЧС Томской области согласно перечню (приложение № 1), являющемуся неотъемлемой частью настоящего распоряжения (пункт 1). Организациям, указанным в. пункте 1 распоряжения осуществить прием-передачу имущества по актам приема-передачи с последующим согласованием их в Территориальном управлении Росимущества по Томской области в срок до 20.12.2005 ( пункт 2). Главному управлению МЧС России по Томской области (Бабкин) зарегистрировать право оперативного управления на закрепленные объекты недвижимости в Управлении Росрегистрации по Томской области в срок до 01.06.2006 (пункт 3). Отделу информационно-технического обеспечения учета федерального, имущества внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества (пункт 4).

В приложении № 1 к указанному распоряжению значится, в том числе административное здание, учебой корпус по адресу: /__/ (том дела 1, лист дела 11).

01.09.2006 между Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданское обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области, как наймодателем, и Хибатулиной Е.Н., как нанимателем, - бывшим работником ГПС (ОПО УВД) был заключен Договор найма служебного жилого помещения № 230, по условиям которого нанимателю и совместно проживающим с ним членам его семьи (муж – А. – брак не зарегистрирован, сын – Х.) предоставлено служебное жилое помещение, закрепленное за ГУ МЧС России по Томской области на праве оперативного управления, для проживания по адресу: /__/, состоящее из двух комнат, общей площадью /__/ кв.м ( том дела 1, листы дела 33-35).

В соответствии с распоряжением Губернатора Томской области от 31.03.2008 № 104-р ГУ ГОЧС Томской области ликвидировано.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области от 27.11.2013 № 290 жилые помещения, расположенные на 1,2,3 этажах здания по адресу: /__/ под номерами 1037-1038, 1041-1044, 1046, 1050, 1053-1056, 1060-1071, 1073-1076, 2001-2037, 3001, 3036, 1039-1040, 1048, 1052, 1072, 2038-2040, 3037-3039, общей площадью 1020,2 кв.м, переданы в оперативное управление ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Томской области» (том дела 1, лист дела 26).

Приказом МСЧ России от 26.09.2019 № 523 «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Сибирском федеральном округе», ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Томской области» ликвидировано ( том дела 1, листы дела 29-30).

Распоряжением МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях от 29.12.2019 № 42-839-р право оперативного управления ФГКУ «5 отряд ФПС по Томской области» на недвижимое имущество, находящееся на его балансе, согласно приложению, включая жилые помещения по адресу: /__/, общей площадью 1020,2 кв.м, прекращено. Помещения переданы в оперативное управление Главного управления МЧС России по Томской области (том дела 1, листы дела 27-28).

Из дела видно, что Хибатулина Е.Н. до настоящего времени проживает в спорном жилом помещении и состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу спорной квартиры с 14.01.1989 ( том дела 1, лист дела 37).

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Из сведений, предоставленных Управлением ФНС по Томской области, трудовой книжки Хибатулиной Е.Н. следует, что с должности диспетчера отдела пожарной охраны Томского облисполкома на уволена 31.12.1991 и после указанной даты в системе МЧС не работала (том дела 1, листы дела 106-107, 208-231).

17.10.2022 Главным управлением МЧС России по Томской области в адрес Хибатулиной Е.Н. направлено требование о выселении из спорного жилого помещения со ссылкой на то, что она не состоит в трудовых отношениях с Главным управлением и не относится к категориям граждан, которые в силу жилищного законодательства не могут быть выселены из жилых помещений специализированного жилищного фонда без предоставления другого жилого помещения.

Данное требование оставлено ответчицей без удовлетворения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ГУ МЧС России по Томской области обратилось в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ответчица вселена в спорое служебное жилое помещение законно, в связи с наличием трудовых отношений, однако к льготным категориям граждан, которые не могут быть выселены из такого помещения без предоставления другого жилья, не относится, являясь пенсионером по старости, однако в период с 16.04.2020 по 20.12.2021 являлась собственником жилого дома, в связи с чем удовлетворил исковые требования.

Судебная коллегия поддерживает вывод суда о наличии оснований для удовлетворения иска.

Вопреки доводам апелляционной жалобы статус спорной квартиры, как служебной, материалами дела подтверждён.

В силу статьи 105 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Факт присвоения спорной квартире статуса служебного жилого помещения подтверждён решением исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов № 182 от 21.03.1980, ордером № 702 от 09.11.1988 о праве вселения Хибатулиной Е.Н. в служебную квартиру.

Ссылка Хибатулиной Е.Н. на то, что отнесение квартиры к числу служебных опровергается сведениями ЕГРН, которые таких данных не содержат, подлежит отклонению.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 17.01.2020 следует, что жилые помещения по адресу: /__/, (пом. 1037-1038, 1041-1044, 1046, 1050, 1053-1056, 1060-1071, 1073-1076, 2001-2037, 3001, 3036, 1039-1040, 1048, 1052, 1072, 2038-2040, 3037-3039), площадью 1020,2 кв.м, принадлежат на праве собственности Российской Федерации с 20.01.2011, а с 17.01.2020 находятся в оперативном управлении Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области ( том дела 1, листы дела 40-41).

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301, служебные жилые помещения подлежат государственному учету наряду с другими жилыми помещениями, которые по целям использования относятся к другим фондам.

Однако наличие данного учета не означает, что законом установлено придание жилому помещению статуса служебного путем обязательного внесения соответствующих сведений в данные государственного учета недвижимости.

Сам по себе факт отсутствия в ЕГРН сведений о регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного не свидетельствует об отсутствии такого статуса.

Государственная регистрация является актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество, однако основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация данного решения.

Из дела видно, то такое решение принималось, доказательств же принятия органом местного самоуправления решения об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда в материалах дела не имеется.

Кроме того, о статусе квартиры, как служебной, свидетельствуют и положения договора найма служебного жилого помещения № 230 от 01.09.2006, согласно которому наниматель обязуется вносить ежемесячную плату за пользование жилым помещением в порядке, размере и сроки, предусмотренные договором; производить за свой счет текущий ремонт занимаемого служебного помещения (пункты 3.1.2, 3.1.6), при расторжении договора освободит и сдать наймодателю жилое помещение, которое он занимал по договору, санитарно-техническое и иное оборудование по акту приема-передачи в надлежащем состоянии в срок, не превышающий 10 дней с момента расторжения договора. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель и все проживающие с ним граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (пункт 3.1.8.).

Названным договором также установлены ограничения на приватизацию, обмен, раздел, бронирование, сдачу в наем, передачу иным лицам по договорам аренды, доверительного управления, что характерно для договора найма специализированного жилого помещения.

Таким образом статус спорной квартиры, как служебной, обоснованно не вызвал сомнений у суда первой инстанции.

Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии (часть 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации ).

Согласно части 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечислены категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. К числу таких категорий граждан отнесены пенсионеры по старости (пункт 2 части 2).

Таким образом, пенсионер по старости не может быть выселен из жилого помещения специализированного жилого фонда без предоставления другого жилого помещения, в случае, если он состоящие на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Поскольку ответчица была вселена в спорное жилое помещение в период действия ЖК РСФСР, настоящий спор подлежит разрешению и с учётом норм жилищного законодательства, действовавшего до 01.03.2005.

Согласно статье 107 ЖК РСФСР рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, подлежали выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.

Статьёй 108 ЖК РСФСР устанавливались категории граждан, которые не могут быть выселена без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 12 статьи 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107данного Кодекса, не могут быть выселены одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

В силу статьи 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон), согласно которому граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Разъяснения по применению статьи 13 Вводного закона даны в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которому статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

Из содержания приведенных выше положений Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005), при одновременном наличии следующих условий:

-указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось статьей 108 ЖК РСФСР;

-такой статус эти лица должны были приобрести до 01.03.2005;

-эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.

Разрешая спор, суд первой инстанции верно указал, что ответчица не состоит на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении, что подтверждено письмами администрации Октябрьского района г. Томска от 12.04.2023, от 29.11.2023, согласно которым решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации от 18.10.2023 Хибатулиной Е.Н. отказано в принятии на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, несмотря на то, что ответчица является в настоящее время пенсионеркой по старости, она не может быть признана лицом, не подлежащим выселению из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации (том дела 1, листы дела 117, 199, 203-204, 235-240).

Ссылка апеллянта на то, что она является матерью-одиночкой и приобрела данный статус до 01.03.2005, заслуживает внимания.

Так, из дела видно, что Хибатулина Е.Н. является матерью Х. /__/ года рождения, который к 01.03.2005 совершеннолетия не достиг. Сведений о том, что Хибатулина Е.Н. состояла в браке в деле не имеется.

В силу частей 2, 4 статьи 49 КоБС РСФСР, действовавшего на момент рождения Х., если родители не состоят в браке между собой, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка - по совместному заявлению отца и матери ребенка, либо отец записывается согласно решению суда.

При рождении ребенка у матери, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей и решения суда об установлении отцовства, запись об отце ребенка в книге записей рождений производится по фамилии матери; имя и отчество отца ребенка записываются по ее указанию.

Таким образом, одинокой матерью до 01.01.1996 года законодатель признавал женщину, не состоящую в браке, если в свидетельстве о рождении ребёнка запись об отце отсутствовала или внесена по указанию матери. При этом, внесение записи об отце по указанию матери не предполагало наличие реально существующего лица с конкретными личными данными (имя, фамилия, отчество, дата рождения).

Из записи о рождении Х. следует, что его отцом записан Х. без указания иных личных данных, в том числе и сведений о рождении ( том дела 1, лист дела 195).

По пояснениям ответчицы суду апелляционной инстанции запись в графе «отец» Х. внесена с её слов, такого человека как Х. в действительности не существовало, что материалами дела не опровергается.

Изложенное указывает на то, что Хибатулина Е.Н. по состоянию на 01.03.2005 являлась матерью-одиночкой, выселение которой из служебного жилого помещения без предоставлени другого жилого помещения не допускалось, а, значит, не допускается и в настоящее время при условии если она состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо имеет право состоять на таком учете.

То обстоятельство, что Хибатулина Е.Н. не состоит на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ответчицей не оспаривается.

Вместе с тем, Хибатулина Е.Н. полагает, что вправе состоять на таком учёте, поскольку в настоящее время она проживает в спорном жилом помещении одна и единственным источником её дохода является пенсия по старости, размер которой не достигает прожиточного минимума на душу населения, установленного на 2023 год постановлением Администрации Томской области № 587а от 20.12.2022 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основанным социально-демографическим группам населения в Томской области на 2023 год» для пенсионеров в 12441 руб.

В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу статьи 8 Закона Томской области от 11.08.2005 № 130-ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» граждане признаются малоимущими органами местного самоуправления в следующих случае, если размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего гражданина меньше или равен размеру среднедушевого дохода семьи, одиноко проживающего гражданина, необходимого для получения кредита в банке.

Справкой ОСФР по Томской области от 19.12.2023 подтверждено, что Хибатулина Е.Н. является получателем пенсии по старости в размере 10935,11 руб. ежемесячно, вместе с которой получает региональную социальную доплату в размере 2072,78 руб..

Согласно справке Администрации Октябрьского района г. Томска размер среднедушевого дохода, необходимого для получения кредита в банке в 2023 году составлял 18282,51 руб., то есть более дохода ответчицы ( том дела 1, лист дела 204).

Вместе с тем, в силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из дела видно и не оспаривается апеллянтом, что с 16.04.2020 по 20.12.2021 Хибатулина Е.Н. являлась собственником жилого дома с кадастровым номером /__/, площадью /__/ кв.м, и земельного участка с кадастровым номером /__/, площадью /__/ кв.м, расположенных по адресу: /__/. которые по пояснениям Хибатулиной Е.Н. она продала ( том дела 1, лист дела 151).

Таким образом, по смыслу приведённых положений закона, ответчица, продав принадлежащие ей на праве собственности жилое помещение и земельный участок, намеренно ухудшила своё материальное положение, в связи с чем на момент вынесения обжалуемого решения и на настоящий момент стоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении не вправе.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 г., по смыслу части 3 статьи 104 и части 1 статьи 103 ЖК РФ прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Поскольку возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, суд пришёл к правильному выводу о том, что ответчица не относится к какой-либо льготной категории граждан, выселение которых без предоставления иного жилого помещения не допускается, в связи с чем она утратила право проживания квартире и подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы Хибатулиной Е.Н. не содержат оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, который следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Томска от 29 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Хибатулиной Елены Николаевны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Кучеренко А.Ю. Дело № 33-1350/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Залевской Е.А.,

судей Небера Ю.А., Емельяновой Ю.С.

с участием прокурора Семеновой О.О.

при секретаре Зеленковой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-1640/2023 по иску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области к Хибатулиной Елене Николаевне о признании утратившей право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения,

по апелляционной жалобе ответчика Хибатулиной Елены Николаевны на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 29 декабря 2023 года.

Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., объяснения представителя истца ГУ МЧС России по Томской области Наумовой А.А., действующей на основании доверенности от 20.12.2023, ответчика Хибатулиной Е.Н., представителя ответчика Погадаевой Т.В., действующей на основании доверенности от 23.08.2023, заключение прокурора Семеновой О.О., судебная коллегия

установила:

Главное управление МЧС России по Томской области (далее - ГУ МЧС России по Томской области, Управление) обратилось с иском к Хибатулиной Е.Н., просило суд:

признать ответчика утратившей право проживания в служебном жилом помещении ГУ МЧС России по Томской области, расположенном по адресу: /__/;

выселить ответчика из указанного служебного помещения без предоставления другого жилого помещения (том дела 1, листы дела 3-7,128-128а, 186, 219-220, том дела 2, лист дела 7).

В обоснование иска в письменных заявлениях, пояснениях суду в лице представителя Наумовой А.А. указывало, что в соответствии со служебным ордером № 702 от 09.11.1988 Хибатулиной Е.Н. была предоставлена однокомнатная служебная квартира № /__/ по адресу: /__/, как работнику -диспетчеру отряда ППО по охране Томского ЛПК.

Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным федеральным имуществом территориального управления по Томской области от 19.12.2005 № 626 помещения по адресу: /__/, переданы в оперативное управление ГУ МЧС России по Томской области, которое 01.09.2006 заключило с Хибатулиной Е.Н. договор найма специализированного жилого помещения, расположенного по адресу:/__/.

В 2013 году жилые помещения, расположенные по адресу:/__/ переданы в оперативное управление Федерального государственного казённого учреждения «5 отряд Федеральной противопожарной службы по Томской области» ( далее- Отряд), последнее ликвидировано приказом МЧС России от 26.09.2019 № 523 «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Сибирском федеральном округе».

Однако в период нахождения квартиры в оперативном управлении Федерального государственного казённого учреждения «5 отряд Федеральной противопожарной службы по Томской области» ответчице вручено уведомление от 01.04.2014 № 1-2-26-1050 о прекращении заключенного с ней договора найма служебного жилого помещения от 13.11.2006 в связи с передачей жилых помещений, расположенных по адресу:/__/, в оперативное управление Отряда и о необходимости подтверждения правомерности проживания в спорном помещении.

Таких документов Хибатулина Е.Н. не представила.

Распоряжением МТУ Росимущества по Кемеровской и Томской областям от 20.12.2019 № 42-839-р служебные жилые помещения, расположенные в здании по адресу /__/, переданы в оперативное управление Управления.

Управлением в адрес Хибатулиной Е.Н. также направлено требование о выселении из занимаемого служебного помещения в срок до 13.11.2022.

До настоящего времени служебное помещение ею не освобождено.

Хибатулина Е.Н. зарегистрирована по месту жительства в спорном помещении и проживает в нём до настоящего времени.

Заключение с ответчиком договора найма служебного жилого помещения на занимаемую квартиру не представляется возможным, поскольку Хибатулина Е.Н. не состоит в трудовых отношениях с ГУ МЧС России по Томской области и не относится к категориям гражданам, перечисленным в статьи 102 и части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Таким образом, ответчик занимает служебную квартиру без законных оснований.

Ответчик Хибатулина Е.Н. иск не признала, пояснив суду лично и в лице представителя Погодаевой Т.В., что ответчик работала диспетчером на посту пожарной охраны в ГУ МЧС с 14.05.1987 по 1992 год, с 1988 года проживала в спорном жилом помещении на основании ордера с сыном, замужем не была, являлась матерью-одиночкой. В настоящее время в трудовых правоотношениях с истцом не состоит.

Считала, что заключённый с ней договор найма служебного жилого не может быть расторгнут, в связи с чем она не может быть выселена из спорного жилого помещения, поскольку является пенсионером по старости, иного жилого помещения не имеет.

В 2020 году она покупала дом в /__/, однако продала его в 2021 году, малоимущей, нуждающейся не признавалась.

В заключении помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Чернова А.В. полагала иск подлежащим удовлетворению.

Определением Октябрьского районного суда г. Томска от 20.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Октябрьского района г. Томска (том дела 1, лист дела 171-173).

Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области-Кузбассе и Томской области, Администрация Октябрьского района г.Томска.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Томска от 29.12.2023 исковые требования удовлетворены, суд:

- признал Хибатулину Е.Н. утратившей право проживания в служебном жилом помещении ГУ МЧС России по Томской области, расположенном по адресу: /__/;

- выселил Хибатулину Е.Н. из служебного помещения по адресу: /__/, без предоставления другого жилого помещения.

- указал, что решение является основанием для снятия Хибатулиной Е.Н. с регистрационного учета по адресу: /__/;

-взыскал с Хибатулиной Е.Н. в доход муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 600 рублей.

В апелляционной жалобе ответчик Хибатулина Е.Н. просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что не может быть выселена из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого, поскольку ее выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. На дату 01.03.2005 она являлась матерью-одиночкой, а потому приобрела дополнительные гарантии, предусмотренные законом, не позволяющие ее выселить.

Вывод суда о том, что она не относится к категории граждан, которые силу статьи 108 (пункт 12) Жилищного кодекса РСФСР не могут быть выселены из жилого помещения, ошибочен.

На момент предоставления жилого помещения она имела права состоять на учете в качестве нуждающиеся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма, с составом семьи 1 человек.

В настоящее время она является нуждающейся в жилом помещении и малоимущей, ее доход состоит из пенсии, который составляет /__/ руб. и доплаты к ней, иных доходов не имеет.

Ссылка суда на решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Октябрьского района г. Томска от 18.10.2023 об отказе в постановке на учет не может быть принята во внимание, поскольку на декабрь состав семьи изменился, сын Х. с семьей выехал из спорной квартиры и снялся с учета.

Выражает несогласие с отнесением спорной квартиры к специализированному жилому фонду, полагая, что статус квартиры, как служебной, не доказан, поскольку решение о включении квартиры в число служебных отсутствует, соответствующих сведений в ЕГРН не внесено.

Кроме того, заключенный договор найма жилого помещения от 01.09.2006 № 230 не обусловлен наличием трудовых отношений между нанимателем и наймодателем, не предусматривает возможность её выселения без предоставления другого жилого помещения, а потому она имеет право проживать в спорном жилом помещении без временных ограничений.

В возражениях на апелляционную жалобу истец, прокурор просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке ответчик Хибатулина Е.Н. и ее представитель Погодаева Т.В. поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям. Истец ГУ МЧС России по Томской области в лице представителя Наумовой А.А. полагал решение суда законным и обоснованным.

На основании частей 3, 5 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области-Кузбассе и Томской области, администрация Октябрьского района г.Томска, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора полагавшей, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).

В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2 статьи 99 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Судом установлено, что решением исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов № 182 от 21.03.1980 «О записке руководителей отдела пожарной охраны УВД Томского облисполкома» Октябрьскому райисполкому г. Томска было поручено при заселении квартир и комнат гостиничного типа, построенных в одном комплексе с пожарным депо, выдачу ордеров оформить служебными, в том числе на 4 квартиры гостиничного типа по /__/ ( том дела 1. Лист дела 9).

15.05.1987 приказом начальника отдела пожарной охраны УВД Томского облисполкома № 51л/с Хибатулина Е.Н. назначена на должность диспетчера отряда ППО по охране Томского ЛПК с 14.05.1987, за счет должности командира отделения (том дела 1, лист дела 32).

09.11.1988 Исполнительным комитетом Октябрьского районного Совета народных депутатов на основании решения Октябрьского РИК от 21.10.1988 № 89ж Хибатулиной Е.Н. выдан ордер № 702 на право занятия 1 комнаты, площадью /__/ кв.м, в /__/ ( том дела 1, лист дела 36).

В дальнейшем УПО УВД Томского облисполкома реорганизовано в Отдел пожарной охраны службы общественной безопасности Управления внутренних дел Томского облисполкома (приказ УВД Томского облисполкома от 08.04.1991 № 55), который затем реорганизован в Противопожарную и аварийно-спасательную службу Управления внутренних дел Томского облисполкома (приказы УВД Томского облисполкома от 24.07.1991 № 203 и от 13.08.1991 №224).

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.08.1993 № 849 и приказом МВД России от 06.10.1993 № 460, Противопожарная и аварийно-спасательная служба Управления внутренних дел Томского облисполкома преобразована в Управление государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Томской области (приказ УВД Томской области от 20.12.1993 № 465).

Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России, территориальным органом которой являлось Управление ГПС МЧС России по Томской области.

В соответствии с Директивой МЧС России от 24.09.2003 № 31-23-21 Управление ГПС УВД Томской области реорганизовано путем слияния в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Томской области (ГУ ГОЧС Томской области).

В соответствии с Директивой МЧС России от 17.12.2004 № 41-21-3 создано Главное управление МЧС России по Томской области (далее – Главное управление), в которое вошли подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Томской области ( том дела 1, лист дела 10).

Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Территориального Управления по Томской области № 626 от 19.12.2005 принято решение: разрешить передачу федерального государственного имущества в оперативное управление вновь созданному Главному управление МЧС России по Томской области от Главного управления по делам ГО ЧС Томской области согласно перечню (приложение № 1), являющемуся неотъемлемой частью настоящего распоряжения (пункт 1). Организациям, указанным в. пункте 1 распоряжения осуществить прием-передачу имущества по актам приема-передачи с последующим согласованием их в Территориальном управлении Росимущества по Томской области в срок до 20.12.2005 ( пункт 2). Главному управлению МЧС России по Томской области (Бабкин) зарегистрировать право оперативного управления на закрепленные объекты недвижимости в Управлении Росрегистрации по Томской области в срок до 01.06.2006 (пункт 3). Отделу информационно-технического обеспечения учета федерального, имущества внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества (пункт 4).

В приложении № 1 к указанному распоряжению значится, в том числе административное здание, учебой корпус по адресу: /__/ (том дела 1, лист дела 11).

01.09.2006 между Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданское обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области, как наймодателем, и Хибатулиной Е.Н., как нанимателем, - бывшим работником ГПС (ОПО УВД) был заключен Договор найма служебного жилого помещения № 230, по условиям которого нанимателю и совместно проживающим с ним членам его семьи (муж – А. – брак не зарегистрирован, сын – Х.) предоставлено служебное жилое помещение, закрепленное за ГУ МЧС России по Томской области на праве оперативного управления, для проживания по адресу: /__/, состоящее из двух комнат, общей площадью /__/ кв.м ( том дела 1, листы дела 33-35).

В соответствии с распоряжением Губернатора Томской области от 31.03.2008 № 104-р ГУ ГОЧС Томской области ликвидировано.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области от 27.11.2013 № 290 жилые помещения, расположенные на 1,2,3 этажах здания по адресу: /__/ под номерами 1037-1038, 1041-1044, 1046, 1050, 1053-1056, 1060-1071, 1073-1076, 2001-2037, 3001, 3036, 1039-1040, 1048, 1052, 1072, 2038-2040, 3037-3039, общей площадью 1020,2 кв.м, переданы в оперативное управление ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Томской области» (том дела 1, лист дела 26).

Приказом МСЧ России от 26.09.2019 № 523 «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Сибирском федеральном округе», ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Томской области» ликвидировано ( том дела 1, листы дела 29-30).

Распоряжением МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях от 29.12.2019 № 42-839-р право оперативного управления ФГКУ «5 отряд ФПС по Томской области» на недвижимое имущество, находящееся на его балансе, согласно приложению, включая жилые помещения по адресу: /__/, общей площадью 1020,2 кв.м, прекращено. Помещения переданы в оперативное управление Главного управления МЧС России по Томской области (том дела 1, листы дела 27-28).

Из дела видно, что Хибатулина Е.Н. до настоящего времени проживает в спорном жилом помещении и состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу спорной квартиры с 14.01.1989 ( том дела 1, лист дела 37).

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Из сведений, предоставленных Управлением ФНС по Томской области, трудовой книжки Хибатулиной Е.Н. следует, что с должности диспетчера отдела пожарной охраны Томского облисполкома на уволена 31.12.1991 и после указанной даты в системе МЧС не работала (том дела 1, листы дела 106-107, 208-231).

17.10.2022 Главным управлением МЧС России по Томской области в адрес Хибатулиной Е.Н. направлено требование о выселении из спорного жилого помещения со ссылкой на то, что она не состоит в трудовых отношениях с Главным управлением и не относится к категориям граждан, которые в силу жилищного законодательства не могут быть выселены из жилых помещений специализированного жилищного фонда без предоставления другого жилого помещения.

Данное требование оставлено ответчицей без удовлетворения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ГУ МЧС России по Томской области обратилось в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ответчица вселена в спорое служебное жилое помещение законно, в связи с наличием трудовых отношений, однако к льготным категориям граждан, которые не могут быть выселены из такого помещения без предоставления другого жилья, не относится, являясь пенсионером по старости, однако в период с 16.04.2020 по 20.12.2021 являлась собственником жилого дома, в связи с чем удовлетворил исковые требования.

Судебная коллегия поддерживает вывод суда о наличии оснований для удовлетворения иска.

Вопреки доводам апелляционной жалобы статус спорной квартиры, как служебной, материалами дела подтверждён.

В силу статьи 105 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Факт присвоения спорной квартире статуса служебного жилого помещения подтверждён решением исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов № 182 от 21.03.1980, ордером № 702 от 09.11.1988 о праве вселения Хибатулиной Е.Н. в служебную квартиру.

Ссылка Хибатулиной Е.Н. на то, что отнесение квартиры к числу служебных опровергается сведениями ЕГРН, которые таких данных не содержат, подлежит отклонению.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 17.01.2020 следует, что жилые помещения по адресу: /__/, (пом. 1037-1038, 1041-1044, 1046, 1050, 1053-1056, 1060-1071, 1073-1076, 2001-2037, 3001, 3036, 1039-1040, 1048, 1052, 1072, 2038-2040, 3037-3039), площадью 1020,2 кв.м, принадлежат на праве собственности Российской Федерации с 20.01.2011, а с 17.01.2020 находятся в оперативном управлении Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области ( том дела 1, листы дела 40-41).

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301, служебные жилые помещения подлежат государственному учету наряду с другими жилыми помещениями, которые по целям использования относятся к другим фондам.

Однако наличие данного учета не означает, что законом установлено придание жилому помещению статуса служебного путем обязательного внесения соответствующих сведений в данные государственного учета недвижимости.

Сам по себе факт отсутствия в ЕГРН сведений о регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного не свидетельствует об отсутствии такого статуса.

Государственная регистрация является актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество, однако основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация данного решения.

Из дела видно, то такое решение принималось, доказательств же принятия органом местного самоуправления решения об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда в материалах дела не имеется.

Кроме того, о статусе квартиры, как служебной, свидетельствуют и положения договора найма служебного жилого помещения № 230 от 01.09.2006, согласно которому наниматель обязуется вносить ежемесячную плату за пользование жилым помещением в порядке, размере и сроки, предусмотренные договором; производить за свой счет текущий ремонт занимаемого служебного помещения (пункты 3.1.2, 3.1.6), при расторжении договора освободит и сдать наймодателю жилое помещение, которое он занимал по договору, санитарно-техническое и иное оборудование по акту приема-передачи в надлежащем состоянии в срок, не превышающий 10 дней с момента расторжения договора. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель и все проживающие с ним граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (пункт 3.1.8.).

Названным договором также установлены ограничения на приватизацию, обмен, раздел, бронирование, сдачу в наем, передачу иным лицам по договорам аренды, доверительного управления, что характерно для договора найма специализированного жилого помещения.

Таким образом статус спорной квартиры, как служебной, обоснованно не вызвал сомнений у суда первой инстанции.

Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии (часть 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации ).

Согласно части 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечислены категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. К числу таких категорий граждан отнесены пенсионеры по старости (пункт 2 части 2).

Таким образом, пенсионер по старости не может быть выселен из жилого помещения специализированного жилого фонда без предоставления другого жилого помещения, в случае, если он состоящие на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Поскольку ответчица была вселена в спорное жилое помещение в период действия ЖК РСФСР, настоящий спор подлежит разрешению и с учётом норм жилищного законодательства, действовавшего до 01.03.2005.

Согласно статье 107 ЖК РСФСР рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, подлежали выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.

Статьёй 108 ЖК РСФСР устанавливались категории граждан, которые не могут быть выселена без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 12 статьи 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107данного Кодекса, не могут быть выселены одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

В силу статьи 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон), согласно которому граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Разъяснения по применению статьи 13 Вводного закона даны в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которому статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

Из содержания приведенных выше положений Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005), при одновременном наличии следующих условий:

-указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось статьей 108 ЖК РСФСР;

-такой статус эти лица должны были приобрести до 01.03.2005;

-эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.

Разрешая спор, суд первой инстанции верно указал, что ответчица не состоит на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении, что подтверждено письмами администрации Октябрьского района г. Томска от 12.04.2023, от 29.11.2023, согласно которым решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации от 18.10.2023 Хибатулиной Е.Н. отказано в принятии на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, несмотря на то, что ответчица является в настоящее время пенсионеркой по старости, она не может быть признана лицом, не подлежащим выселению из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации (том дела 1, листы дела 117, 199, 203-204, 235-240).

Ссылка апеллянта на то, что она является матерью-одиночкой и приобрела данный статус до 01.03.2005, заслуживает внимания.

Так, из дела видно, что Хибатулина Е.Н. является матерью Х. /__/ года рождения, который к 01.03.2005 совершеннолетия не достиг. Сведений о том, что Хибатулина Е.Н. состояла в браке в деле не имеется.

В силу частей 2, 4 статьи 49 КоБС РСФСР, действовавшего на момент рождения Х., если родители не состоят в браке между собой, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка - по совместному заявлению отца и матери ребенка, либо отец записывается согласно решению суда.

При рождении ребенка у матери, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей и решения суда об установлении отцовства, запись об отце ребенка в книге записей рождений производится по фамилии матери; имя и отчество отца ребенка записываются по ее указанию.

Таким образом, одинокой матерью до 01.01.1996 года законодатель признавал женщину, не состоящую в браке, если в свидетельстве о рождении ребёнка запись об отце отсутствовала или внесена по указанию матери. При этом, внесение записи об отце по указанию матери не предполагало наличие реально существующего лица с конкретными личными данными (имя, фамилия, отчество, дата рождения).

Из записи о рождении Х. следует, что его отцом записан Х. без указания иных личных данных, в том числе и сведений о рождении ( том дела 1, лист дела 195).

По пояснениям ответчицы суду апелляционной инстанции запись в графе «отец» Х. внесена с её слов, такого человека как Х. в действительности не существовало, что материалами дела не опровергается.

Изложенное указывает на то, что Хибатулина Е.Н. по состоянию на 01.03.2005 являлась матерью-одиночкой, выселение которой из служебного жилого помещения без предоставлени другого жилого помещения не допускалось, а, значит, не допускается и в настоящее время при условии если она состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо имеет право состоять на таком учете.

То обстоятельство, что Хибатулина Е.Н. не состоит на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ответчицей не оспаривается.

Вместе с тем, Хибатулина Е.Н. полагает, что вправе состоять на таком учёте, поскольку в настоящее время она проживает в спорном жилом помещении одна и единственным источником её дохода является пенсия по старости, размер которой не достигает прожиточного минимума на душу населения, установленного на 2023 год постановлением Администрации Томской области № 587а от 20.12.2022 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основанным социально-демографическим группам населения в Томской области на 2023 год» для пенсионеров в 12441 руб.

В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу статьи 8 Закона Томской области от 11.08.2005 № 130-ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» граждане признаются малоимущими органами местного самоуправления в следующих случае, если размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего гражданина меньше или равен размеру среднедушевого дохода семьи, одиноко проживающего гражданина, необходимого для получения кредита в банке.

Справкой ОСФР по Томской области от 19.12.2023 подтверждено, что Хибатулина Е.Н. является получателем пенсии по старости в размере 10935,11 руб. ежемесячно, вместе с которой получает региональную социальную доплату в размере 2072,78 руб..

Согласно справке Администрации Октябрьского района г. Томска размер среднедушевого дохода, необходимого для получения кредита в банке в 2023 году составлял 18282,51 руб., то есть более дохода ответчицы ( том дела 1, лист дела 204).

Вместе с тем, в силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из дела видно и не оспаривается апеллянтом, что с 16.04.2020 по 20.12.2021 Хибатулина Е.Н. являлась собственником жилого дома с кадастровым номером /__/, площадью /__/ кв.м, и земельного участка с кадастровым номером /__/, площадью /__/ кв.м, расположенных по адресу: /__/. которые по пояснениям Хибатулиной Е.Н. она продала ( том дела 1, лист дела 151).

Таким образом, по смыслу приведённых положений закона, ответчица, продав принадлежащие ей на праве собственности жилое помещение и земельный участок, намеренно ухудшила своё материальное положение, в связи с чем на момент вынесения обжалуемого решения и на настоящий момент стоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении не вправе.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 г., по смыслу части 3 статьи 104 и части 1 статьи 103 ЖК РФ прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Поскольку возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, суд пришёл к правильному выводу о том, что ответчица не относится к какой-либо льготной категории граждан, выселение которых без предоставления иного жилого помещения не допускается, в связи с чем она утратила право проживания квартире и подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы Хибатулиной Е.Н. не содержат оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, который следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Томска от 29 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Хибатулиной Елены Николаевны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1350/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ГУ МЧС России по Томской области
Ответчики
Хибатулина Е.Н.(ж)
Другие
МТУ Росимущества в Кемеровской областе - Кузбассе и Томской области
Администрация Октябрьского района г.Томска
Суд
Томский областной суд
Судья
Залевская Елена Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.tms.sudrf.ru
22.03.2024Передача дела судье
16.04.2024Судебное заседание
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2024Передано в экспедицию
16.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее