РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2020 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2887/2020 по административному иску МИФНС России № 20 по Иркутской области к Бутакову В.А. о взыскании обязательных платежей,
у с т а н о в и л:
МИФНС России № 20 по Иркутской области обратилась в суд с административным иском к Бутакову В.А. о взыскании обязательных платежей в размере 30 580,48 руб., в том числе задолженность по пени по транспортному налогу, образовавшуюся на 2017 год в размере 30 026,34 руб.; задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц образовавшуюся на 2017 пени в размере 554,14 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что согласно карточке учета и (или) регистрации Бутаков В.А. является собственником следующих транспортных средств: Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: Т377В0138, марка/модель: ЛЕКСУС ЛХ470, №, год выпуска 2001, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: № марка/модель: TOYOTA LAND CRUISER, год выпуска 2002, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: № марка/модель: TOYOTA LAND CRUISER 200, VIN: №, год выпуска 2013, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; несамоходные (буксируемые) суда, Государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: (отсутствует), VIN: № год выпуска 2014, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; Катера, государственный регистрационный знак: №, марка/модель VIN: не указан, год выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; катер, государственный регистрационный знак №, марка модель – Амбасадор, год выпуска 1993, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Водные транспортные средства не имеющие двигатели (кроме весельных лодок), государственный регистрационный знак № дата регистрации прав ДД.ММ.ГГГГ. Расчет транспортного налога предоставлен в налоговых удовлетворениях от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. Реестры почтовых отправлений подтверждающих направление данных налоговых уведомлений налогоплательщику, уничтожены. Согласно Акту № от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению» в настоящее время в Инспекции проведены мероприятия по уничтожению почтовых реестров за 2017 год, что в свою очередь свидетельствует о том, что почтовые реестры за предыдущие налоговые периоды уничтожены ранее. Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате (своевременной уплате) налога на имущество физических лиц в установленный законодательством срок не была исполнена, в соответствии с п.1 ст.45, 69, 70, 75 НК РФ выставлены требования об уплате недоимки по налогам и соответствующих сумм пени от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму пени по транспортному налогу 25 717,93 руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму пени по транспортному налогу 4 308,41 руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что в установленный действующим законодательством РФ срок налогоплательщиком не исполнены обязательства по своевременной уплате налогов, Инспекцией в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени. Сумма пени по транспортному налогу в размере 25 717,93 руб. образовалась на период 2017 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 4 308,41 руб. на период 2017 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно карточке учёта и (или), регистрации Бутаков В.А. является собственником следующих объектов недвижимости: Квартира, адрес: <адрес>, Кадастровый №, Площадь 32,50, Дата регистрации права собственности: ДД.ММ.ГГГГ; квартира, адрес: <адрес> Кадастровый №. Площадь 29,10, дата регистрации права собственности: ДД.ММ.ГГГГ. Расчет налога на имущество физических лиц представлен в налоговых уведомлениях ОТ ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. Реестры почтовых отправлений подтверждающих направление данных налоговых уведомлений налогоплательщику, уничтожены. Согласно Акту № от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению» в настоящее время в Инспекции проведены мероприятия по уничтожению почтовых реестров за 2017 год, что в свою очередь свидетельствует о том, что почтовые реестры за предыдущие налоговые
периоды уничтожены ранее. Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате (своевременной уплате) налога на имущество физических лиц в установленный законодательством срок не была исполнена, в соответствии с п.1 ст.45, 69, 70, 75 НК РФ выставлены требования об уплате недоимки по налогам и соответствующих сумм пени от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму пени по налогу на имущество физических лиц 322.19 руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму пени по налогу на имущество физических лиц 231.95 руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что в установленный действующим законодательством РФ срок налогоплательщиком не исполнены обязательства по своевременной уплате налогов, Инспекцией в соответствии с ст. 75 НК РФ начислены пени. Сумма пени по налогу на имущество в размере 322.19 руб. образовалась за 2017 год
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ №, и в размере 231.95
рублей на период 2017 год c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Инспекция обращает (внимание суда на то факт, что согласно требованию, за налогоплательщиком числится задолженность по пени с учетом того факта, что сама сумма налога уплачена налогоплательщиком в полном объеме с нарушением установленных сроков. Срок исполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ № установлен до ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с неисполнением Бутаковым В.А. вышеуказанных требований, Инспекция
обратилась к Мировому судье судебного участка № <адрес> с
заявлением о вынесении судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и заявлением о вынесении
судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ в установленный ст. 48 НК РФ шестимесячный срок.
Определениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими возражениями от
Бутакова В.А., судебные приказы по административным делам № и №
отменены. В определении об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ содержится техническая опечатка. Вместо налогового периода «2017 год» указан 2018 год», при этом суммой взыскания, указанные в определении об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, соответствуют суммам, указанным в заявлении о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ (сумма взыскания пени в размере 4 540.36 рублей). В заявлении о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ Инспекция просит взыскать 4 540.36 рублей за 2017 год. Ранее Инспекция обращалась в Кировский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Бутакова В.А. с просьбой взыскать задолженность по пени за транспортный налог и налог на имущество физических лиц в размере 26 040.12 рублей в пределах, установленных налоговым законодательством, сроках обращения с административным исковым заявлением. Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данное административное исковое заявление оставлено без движения, определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление возвращено в адрес Инспекции. Причиной возврата послужил тот факт, что в административном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ № указаны налоговые периоды 2013, 2014 и 2015, а к материалам дела приложено заявление о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ № с просьбой изыскать задолженность по, пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2017 год. Проведя повторный анализ материалов дела, Инспекция установила, что суд не учел тот факт, что сумма задолженности по пени в размере 26 040.12 руб. образовалась на 2017 год по совокупности налоговых периодов. Просит требования удовлетворить.
В судебном заседании стороны отсутствуют.
Административный истец ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили (пункт 1 статьи 358 Налогового Кодекса РФ).
Пункт 1 статьи 362 Налогового Кодекса РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Налоговые ставки по правилам пункта 1 статьи 361 Налогового Кодекса РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В силу пункта 3 статьи 363 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Пунктом 3 статьи 52 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
При наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статьи 69, 70 Налогового Кодекса РФ).
При этом, уплата причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки является основанием для взыскания пени.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. При этом в силу положений п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней от даты направления заказного письма.
В силу ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пени и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Пункт 2 части 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ), является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты налогоплательщиком налога в установленные законом сроки для него наступают неблагоприятные последствия в виде обязанности уплаты пени (ст. 75 НК РФ).
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, Бутаков В.А. состоит на учете в МИФНС России № 20 по Иркутской области.
За налогоплательщиком числится задолженность по пени транспортному налогу образовавшиеся в период с 2015 по 2017 г. в общем размере 25 717,93 рублей.
Как указывает административный истец, расчеты транспортного налога представлены в налоговых уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
За налогоплательщиком Бутаковым В.А. числится задолженность по налогу на имущество за 2017 год по пене в размере 554,14 руб.
Расчет налога на имущество физических лиц представлен в налоговых уведомлениях
ОТ ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Доказательств отправления указанных налоговых уведомлений в адрес налогоплательщика Бутакова В.А. суду не представлено, в материалах дела отсутствуют.
В подтверждения отсутствия доказательств отправки данных налоговых уведомлений Бутакову В.А. налоговым органом представлен Акт № о выделении к уничтожению документов, согласно которому реестры учета почтовых отправлений за 2017 г. уничтожены.
Так, согласно пункту 4 статьи 52, пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Инспекцией не соблюдены положения пункта 6 статьи 69 НК РФ, доказательства, подтверждающие соблюдение административным истцом процедуры и порядка взыскания недоимки.
В силу пункта 7 статьи 6, статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда.
В силу статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4). При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (часть 5).
Из норм части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд, в том числе, проверяет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, имея профессиональных юристов, он должен быть осведомлен о порядке и сроках направления налогоплательщикам налоговых уведомлений и налоговых требований.
Акт об уничтожении не подтверждает факт направления налоговых уведомлений налогоплательщику, в связи с чем, не принимается судом в качестве доказательства соблюдения налоговым органом процедуры принудительного взыскания недоимки по пеням по транспортному налогу и пеням по налогу на имущество физических лиц за 2017 года.
Согласно ст. 70 НК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения недоимки, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Правила этой статьи подлежат применению также и в отношении сроков направления требования об уплате пеней (пункт 3 статьи 70 Кодекса).
Согласно налоговым уведомлениям от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № срок уплаты указан не позднее ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, налоговый орган должен был выставить требования в мае 2018 года.
Вместе с тем, требования № и № выставлены налоговым органом только ДД.ММ.ГГГГ, спустя год с пропуском срока.
Как указано в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ).
Исходя из вышеприведенных правовых норм и разъяснений судебной практики, предельный срок принудительного взыскания налога, пени, штрафа представляет собой совокупность на направление требования, на исполнение требования в добровольном порядке и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.
О том, что у Бутакова В.А. имеется задолженность по пени налоговому органу было доподлинно известно еще в 2017 г., поскольку именно налоговый орган производит расчет налога, пени и ведет контроль и учет поступивших налоговых сборов, что налоговым органом не оспаривается.
Следовательно, с заявлением о выдаче судебного приказа, налоговый орган должен был обратиться до декабря 2018 г., тогда как с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с Бутакова В.А. по спорным суммам налога, пени, Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области обратилась лишь в ноябре 2019 г.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ, срок на обращение в суд истек.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока обращения в суд, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. 59 НК РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе, в случаях: смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации; принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из положений статьи 59 НК РФ, оснований для принятия решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в отношении ответчика у налогового органа не имелось.
Причины, указанные в обосновании ходатайства о восстановлении пропущенного срока не могут быть признаны уважительными, поскольку налоговый орган указывает причины, возникшие после обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, однако, суд учитывает, что налоговым органом пропущен срок и нарушена процедура, порядок принудительного взыскания еще до обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Уважительных причин пропуска этого срока налоговый орган не указывает.
При таких обстоятельствах оснований для восстановления пропущенного срока нет.
Оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования МИФНС России № 20 по Иркутской области о взыскании с Бутакова В.А. задолженности по пени транспортному налогу образовавшуюся на 2017 г. в размере 30 026,34 руб.; задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц образовавшуюся на 2017 г. в размере 554,14 руб. не подлежат удовлетворению, поскольку налоговым органом нарушен порядок, предусмотренный НК РФ, для взыскания налогов
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования МИФНС России № 20 по Иркутской области к Бутакову В.А. о взыскании обязательных платежей в размере 30 580,48 руб., в размере 30 580,48 руб., в том числе задолженность по пени по транспортному налогу, образовавшуюся на 2017 год в размере 30 026,34 руб.; задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц образовавшуюся на 2017 пени в размере 554,14 руб. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 30.10.2020 Н.Н. Исакова