Решение по делу № 2-329/2023 от 16.06.2023

№ 2-329/2023

УИД 75RS0010-01-2023-000810-32

     РЕШЕНИЕ

                                 Именем Российской Федерации

18 октября 2023 года                                                                  пгт. Забайкальск

    Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Капитоновой М.И., при секретаре Жигжитовой А.Б., с участием помощника прокурора Забайкальского района Ешиева М.Б., представителя ответчика Администрации городского поселения «Забайкальское» Зариповой Л.А., третьих лиц: Минченко Е.Г., Пешковой В.Ю., Валиевой Е.В., Болдыревой Н.В., Суховой Ю.А., Кубыштовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Забайкальского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Забайкальское» о возложении обязанности совершить определенные действия,

                                                  УСТАНОВИЛ:

Прокурор Забайкальского района, действуя в защиту интересов, неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование которого указал на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района по обращению Сафронова П.И. об исполнении жилищного законодательства проведена проверка Администрации городского поселения «Забайкальское», по результатам которой установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> (по состоянию на 29.11.2019) более 70%.

На основании постановления Администрации городского поселения «Забайкальское» от 26.12.2019 № 322 «О признании многоквартирных жилых домов аварийными, непригодными для проживания» указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

В многоквартирном жилом доме находится 25 квартир, из которых: 18 квартир находятся в частной собственности, 7 квартир в муниципальной собственности.

Из акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в середине ската крыши отсутствует один металлический профильный лист, наружные стены дома имеют повреждения в виде трещин, осыпаний штукатурки, местами просматривается кирпичная кладка. Истец указывает, что сложившаяся ситуация вызывает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации и может привести к наступлению последствий в виде обрушения крыши и потолочного перекрытия вышеуказанного многоквартирного жилого дома. Согласно, акту обследования от 14.06.2023 расселение жильцов жилого дома Администрацией городского поселения «Забайкальское» не осуществлено.

На основании изложенного, ссылаясь на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, истец, с учетом уточнений просит возложить обязанность на Администрацию городского поселения «Забайкальское» обеспечить принятия мер по решению вопроса о расселении жильцов аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>

Определением Забайкальского районного суда от 12.09.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены: <данные изъяты>, Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края.

Протокольными определениями от 25.09.2023, 13.10.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены <данные изъяты>

Истец - помощник прокурора Забайкальского района исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации городского поселения «Забайкальское» Зарипова Л.А. действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований прокурора, пояснила, что указанный многоквартирный дом не включен в действующую адресную программу по переселению граждан, при этом у Администрации городского поселения «Забайкальское» не имеется маневренного фонда, куда бы можно было расселить жителей аварийного дома. Просила в исковых требованиях отказать в полном объеме.

В судебном заседании третьи лица: Минченко Е.Г., Пешкова В.Ю., Валиева Е.В., Болдырева Н.В., Кубыштова Т.В. в целом не возражали против удовлетворения требований прокурора, однако выразили несогласие с предложенными вариантами для расселения, полагая их не менее опасными для проживания, чем квартиры, в которых они проживают в настоящее время.

Третье лицо - Сухова Ю.А. возражая против удовлетворений требований истца, указала, что в её квартире, а также в жильцами дома самостоятельно проведен ремонт, позволяющий по её мнению, дальнейшее в нем проживание, что исключает угрозу обрушения. Просила в иске отказать.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, в том числе Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств суду не представили.

Представитель третьего лица Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края представил суду пояснения по делу и ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица.

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Забайкальского районного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п.п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п.п. 8 и 9 ст. 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЖК РФ).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15 ЖК РФ).

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение).

В соответствии с п. 7 этого Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.

По результатам работы комиссия принимает одно из решений, приведенных в п. 47 Положения. В силу абз. 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 1215,6 кв.м. введен в эксплуатацию в 1959 году, что подтверждается техническим паспортом (инвентарный номер 483).

Согласно представленным стороной ответчика сведениям в вышеуказанном жилом доме имеется 25 квартир, 21 квартира находится в собственности у граждан (в том числе долевой), 4 квартир являются муниципальной собственностью, имеется два нежилых помещения.

Постановлением главы городского поселения «Забайкальское» МР «Забайкальский район» № (с внесенными изменениями от 23.11.2022) указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических лиц, из многоквартирного дома исходя из сроков реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Постановлением администрации городского поселения «Забайкальское» срок отселения граждан установлен до 01.03.2025.

Данное постановление принято на основании заключения межведомственной комиссии от , которым были выявлены основания для признания многоквартирного дома №42 аварийным и не отвечающим требованиям «технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Названное заключение межведомственной комиссии, принято с учетом акта экспертного исследования многоквартирного дома №

Из ответа Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: пгт. <адрес> в региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 11.04.2019 (далее Региональная программа) не включен, и не может быть расселен в рамках Региональной программы.

Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что до настоящего времени в данном доме, который является аварийным, проживают собственники, в том числе наниматели жилых помещений. Данный дом состоит из двух этажей, имеет три подъезда с отдельными входами. При визуальном внешнем осмотре наружных стен жилого дома имеются повреждения в виде трещин, осыпаний штукатурки, местами частично просматривается кирпичная кладка. Указанный жилой дом имеет трехскатную крышу из металлических профильных листов, над третьим подъездом в середине ската крыши отсутствует один металлический профильный лист.

Из выводов представленного экспертного заключения АНО «По оказанию услуг по проведению судебных экспертиз» № следует, что техническое состояние здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, Забайкальский район, пгт. Забайкальск, ул. Красноармейская, 42 оценивается как аварийное состояние.

В мотивировочной части экспертного заключения экспертом указано, что несущая способность перекрытий утрачена, техническое состояние деревянных перекрытий оценивается как аварийное состояние. Прочность и устойчивость строительных конструкций снижена. Конструкции фундаментов, и стен находятся в ограниченно работоспособном состоянии, техническое состояние конструкций деревянных перекрытий оценено как аварийное, состояние строительной конструкции здания не соответствует требованиям Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Указанное заключение эксперта сторонами не оспаривается, в нарушение ст. 56 ГПК РФ иного не представлено.

Исследуя собранные по делу доказательства, вопреки доводам ответчика, суд установил, что техническое состояние жилого дома расположенного по адресу: <адрес> не позволяет обеспечить его дальнейшую эксплуатацию; использование данного жилого дома небезопасно и представляет угрозу для находящихся в нем людей.

Непригодность спорного жилого помещения и опасность проживания в нем, установлена заключением обследования технического состояния АНО «По оказанию услуг по проведению судебных экспертиз».

Каких-либо доказательств, опровергающих выводы экспертов, сделанные в ходе составления экспертного заключения, сторонами суду не представлено.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства о техническом состоянии указанного многоквартирного дома и проживание в нем жильцов, срок отселения жителей указанного жилого дома до ДД.ММ.ГГГГ, нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, так как имеется реальная опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Обстоятельств в качестве обоснование установленного срока отселения граждан ответчиком не представлено.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 Постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, который должен носить разумный характер, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Однако, с требованиями о сносе многоквартирного жилого дома Администрация городского поселения «Забайкальское» к собственникам жилых помещений не обращалась.

Земельный участок и каждое жилое помещение в многоквартирном доме не изъяты, меры к выкупу жилых помещений у собственников либо предоставлению взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений не приняты.

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, который не может реализовываться произвольно.

Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома в разумный срок.

Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Учитывая аварийное состояние дома, принимая во внимание, что конструкции фундаментов и стен находятся в ограниченно работоспособном состоянии, а износ деревянных перекрытий составляет 100 %, суд полагает, что установленные срок расселения дома до 01.03.2025 не отвечает требованиям разумности, являются чрезмерно длительными.

Непринятие администрацией городского поселения «Забайкальское» мер к расселению граждан из аварийного многоквартирного дома влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью лиц, проживающих в жилых помещениях.

Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома в разумный срок.

Указание представителем ответчика на отсутствие финансирования, не включение многоквартирного жилого дома в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, отсутствие маневренного фонда, не свидетельствует о пригодности для проживания жилого дома и вывод о его непригодности для проживания в данном случае является достаточным основанием для возложения на ответчика обязанности совершить действия по расселению жильцов по адресу: пгт. Забайкальск, ул. Красноармейская, дом 42 порядке, установленном ч.ч. 1-2, 5-10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

При этом суд считает необходимым возложить на администрацию городского поселения «Забайкальское» обязанность совершить полный объем действий по расселению жилого дома расположенного по адресу: <адрес> в порядке, установленном ч.ч. 1-2, 5-10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

На основании изложенного заявленные истцом требования являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            Исковое заявление прокурора Забайкальского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Забайкальское» о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию городского поселения «Забайкальское» (<данные изъяты>) совершить полный объем действий по расселению жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

           Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Председательствующий                   М.И. Капитонова

        Мотивированный текст решения изготовлен 19.10.2023.

2-329/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Забайкальского района
Ответчики
Администрация городского поселения "Забайкальское" Муниципального района "Забайкальский район"
Другие
Кубыштова Татьяна Владимировна
Сафронов Павел Иванович
Валиева Елена Владимировна
Арсентьева Анна Александровна
Минченко Евгений Андреевич
Фединой Нафиса Манановна
Белоножкина Анна Дмитриевна
Маркосян Карине Левоновна
Силантьев Александр Петрович
Цыдендоржиев Батор Тимурович
Цыдендоржиев Жаргал Тимурович
Сухова Юлия Александровна
Сарафанникова Людмила
Орлова Ирина Викторовна
Манукян Кнарик Шагеновна
Санжиева Наталья Батоцыреновна
Минченко Елена Григорьевна
Боряева Нина Владимировна
Кузьмина Марина Петровна
Федин Анатолий Дмитриевич
Пешкова Валентина Юрьевна
Болдырева Наталья Владимировна
Элизбарян Людмила Шаликоевна
Бебухов Александр Валентинович
Луговской Сергей Александрович
Белоножкина Лидия Николаевна
Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края
Сухова Людмила Алексеевна
Сафарян Роба Григорьевич
Ким Инна Брониславовна
Носко Ксения Семеновна
Цыдендоржиев Тимур Батожапович
Кубыштова Елизавета Романовна
Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края
Моисеенко Кристина Александровна
Цырендоржиева Оюна Тимуровна
Горковенко Миля Анатольвна
Суд
Забайкальский районный суд Забайкальский края
Судья
Капитонова Мария Игоревна
Дело на сайте суда
zabaykalsk.cht.sudrf.ru
16.06.2023Регистрация административного искового заявления
16.06.2023Передача материалов судье
19.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
19.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2023Судебное заседание
13.07.2023Судебное заседание
11.09.2023Судебное заседание
12.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
13.10.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
19.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее