Решение по делу № 33-4169/2024 от 29.05.2024

УИД 11RS0009-01-2024-000241-13

г. Сыктывкар Дело № 2-353/2024 г.

(№ 33-4169/2024 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,

судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,

при секретаре Панькиной Е.О.,

рассмотрела в судебном заседании 6 июня 2024 года дело по апелляционным жалобам МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Емва и Управления образования администрации МР «Княжпогостский» на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми 2 апреля 2024 года, по которому

исковые требования и. о. прокурора Княжпогостского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Емва о возложении обязанности оборудовать оконные блоки в соответствии с требованиями ГОСТ удовлетворены, на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Емва возложены обязанности:

в срок до 1 сентября 2025 года оборудовать оконные блоки на первом этаже здания, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> соответствии с требованиями ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия и СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования»;

в срок до 1 сентября 2026 года оборудовать оконные блоки на втором, третьем, четвертом этажах здания, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> соответствии с требованиями ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия и СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования».

Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., объяснения прокурора Елфимовой О.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

и.о. прокурора Княжпогостского района Республики Коми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Емва о возложении обязанности в срок до 1 сентября 2025 года оборудовать оконные блоки в здании, расположенном по адресу: РК, <Адрес обезличен>, замками безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, по результатам проведения которой установлено, что в четырехэтажном здании МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емва, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, 52% об общего числа установленных оконных блоков выполнены в деревянном исполнении, не имеют неразрушающегося при растрескивании остекленения и не оборудованы замками безопасности.

В ходе судебного разбирательства прокурор изменил заявленные требования и в окончательном виде просил возложить на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Емва обязанность оборудовать в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия и СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» в срок до 1 сентября 2025 года на первом этаже оконные блоки в здании, в срок до 1 сентября 2026 года - на втором, третьем, четвертом этажах здания.

Суд постановил приведенное решение, оспоренное МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Емва и Управлением образования администрации МР «Княжпогостский».

В апелляционных жалобах заявители указывают на нарушение судом норм материального права, поскольку требования ГОСТ 23166-2021 и СП 251.1325800.2016 распространяются на вновь строящиеся, реконструирующиеся здания и комплексы общеобразовательных организаций и не могут применяться в отношении здания школы, построенного и введенного в эксплуатацию в 1972 году. ГОСТ 23166-2021, на который сослался суд, применяется на добровольной основе и в перечень обязательных стандартов не входит. Обязанность оборудовать оконные блоки в соответствии с меняющимися ГОСТами законодательством не закреплена. Ссылаются на соответствие установленных в школе оконных блоков требованиям противопожарной безопасности и безопасности обучающихся, и отсутствие в материалах дела технического заключения либо заключения специалиста, свидетельствующего об обратном.

Прокурором представлены возражения на апелляционные жалобы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Емва и Управления образования администрации МР «Княжпогостский», поддержанные в суде апелляционной инстанции участвующим в деле прокурором.

Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).

В пункте 5.1.8 ГОСТа 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», введенного в действие Постановлением Госстроя России от 06 мая 2000 года N 41, закреплено, что для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.

Аналогичные требования содержал ГОСТ 23166-2021, введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2021 года № 398-ст, и содержат ГОСТ 23166-2024, введенный в действие взамен ГОСТ 23166-2021 с 1 апреля 2024 года (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 марта 2024 года № 361-ст), а также СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», согласно пункту 7.1.10 которого оконные блоки в зданиях образовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися. Светопрозрачные и стеклянные ограждения в зданиях образовательной организации должны быть выполнены из неразрушающегося при растрескивании остекления.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емва располагается в здании по адресу: <Адрес обезличен>.

Согласно пунктам 2.1 и 2.3 Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емва обеспечение охраны и укрепления здоровья обучающихся входит в предмет и цели деятельности данного Учреждения.

Здание школы закреплено за МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емва на праве оперативного управления (пункт 5.1 Устава), ответчик несет ответственность за его сохранность и эффективное использование (пункт 5.3 Устава).

В соответствии с пунктом 5.5 Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емва самостоятельно осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет.

Учредителем Учреждения является администрация МР «Княжпогостский», функции и полномочия учредителя исполняет Управление образования администрации МР «Княжпогостский».

В ходе проведения в ноябре 2023 года прокуратурой Княжпогостского района проверки соблюдения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емва законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних было установлено, что здание СОШ № 1 по <Адрес обезличен> имеет ...% от общего числа установленных в здании оконных блоков выполнены в деревянном исполнении без оборудования замками безопасности и неразрушающегося при растрескивании остекления, что создает опасность для их жизни и здоровья и не соответствует требованиям приведенных в исковом заявлении нормативных документов.

Указанные фактические обстоятельства дела не оспаривались ответчиком и третьим лицом при рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции (протокол судебного заседания от 2 апреля 2024 года, л. д. 55 оборот), которые согласились с уточненными требованиями прокурора.

Установив приведенные обстоятельства, учитывая позицию ответчика и третьего лица, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что совокупность положений законодательства Российской Федерации в сфере спорных правоотношений, в том числе предусмотренных в пункте 15 части 3, пункте 2 части 6 статьи 28, пункте 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункте 11.30 СП 252.1325800.2016, пункте 6.3.1 ГОСТ 23166-2021, действовавшего на момент обращения прокурора в суд, позволяет сделать вывод о том, что ответчиком в настоящее время не обеспечена безопасность пребывания несовершеннолетних в СОШ № 1 по <Адрес обезличен>, нарушены предусмотренные законом условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, ввиду чего признал иск прокурора правомерным и обоснованным и удовлетворил его.

Доводы апелляционных жалоб не ставят под сомнение правильность выводов суда первой инстанции.

Пунктами 2 и 3 части 5 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что в проектной документации зданий и сооружений должны быть предусмотрены, в частности, конструкция окон, обеспечивающая их безопасную эксплуатацию, в том числе мытье и очистку наружных поверхностей; устройства для предупреждения случайного выпадения людей из оконных проемов (в случаях, когда низ проема ниже высоты центра тяжести большинства взрослых людей).

ГОСТ 23166-2021, на который ссылался прокурор, а также СП 252.1325800.2016, устанавливают требования не только к изготовлению, но и применению оконных блоков, предусматривает применение детских замков безопасности для обеспечения безопасности детей, а также неразрушающееся при растрескивании остекление.

В этой связи, не имеется оснований считать, что приведенные требования обеспечения безопасности детей в части оборудования оконных блоков замками безопасности подлежат выполнению исключительно в соответствии с проектной документацией одновременно с возведением здания образовательного учреждения или его реконструкцией и (или) капитальным ремонтом.

Ссылки жалоб на отсутствие технического обоснования требований прокурора судебной коллегией отклоняются.

Как усматривается из дела, ответчиком и третьим лицом при рассмотрении дела в суде первой инстанции не оспаривались фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о несоответствии установленных в СОШ № 1 г. Емвы оконных блоков действующим нормативам и стандартам. Более того, обстоятельства дела, указанные прокурором, подтверждаются информацией ...» от 21 ноября 2023 года (л. д. 11).

При таком положении в силу статей 56-57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно на ответчике лежало бремя предоставления доказательств отсутствия нарушений либо угрозы нарушения прав неопределенного круга лиц при эксплуатации здания по адресу: <Адрес обезличен>. Вместе с тем, таких доказательств, равно как и доказательств возможности устранения угрозы жизни и здоровью обучающихся в СОШ № 1 г. Емвы иным способом, чем заменой остекления и установкой на оконных блоках в школе замков безопасности, в дело представлено не было. Более того, ответчик и третье лицо в суде согласились с требованиями прокурора, что позволяет применить принцип процессуального эстоппеля при рассмотрении доводов жалоб в указанной части.

Каких-либо неясностей, содержащихся в судебном акте, в том числе способа и порядка его исполнения, оспариваемое решение не содержит, а само по себе отсутствие указания на конкретный способ устранения допущенных нарушений, не может являться основанием отмены судебных актов.

Нормы материального права по их существу применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено. Выводы, изложенные в решении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.

Вместе с тем, учитывая, что на дату рассмотрения дела ГОСТ 23166-2021 утратил свою силу в связи с изданием Федеральным Агентством по техническому регулированию и метрологии Приказа от 27 марта 2024 года № 361-ст, а прокурором в связи с этим об изменении (уточнении) исковых требований заявлено не было, решение в части возложения на ответчика обязанности оборудовать оконные блоки в здании, расположенном по адресу: <Адрес обезличен> соответствии с требованиями ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» не может быть признано законным и в указанной части подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Княжпогостского районного суда Республики Коми 2 апреля 2024 года в части возложения на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Емва обязанности оборудовать оконные блоки в здании, расположенном по адресу: <Адрес обезличен> в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» отменить.

В оставшейся части решение Княжпогостского районного суда Республики Коми 2 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Емва и Управления образования администрации МР «Княжпогостский» - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –

Мотивированное определение изготовлено 6 июня 2024 года

33-4169/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Прокуратура Княжпогостского района Республики Коми
Ответчики
МБОУ Средняя общеобразовательная школа №1 г.Емвы
Другие
Управление образования Администрации МР Княжпогостский
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Нагорнова О.Н.
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
06.06.2024Судебное заседание
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2024Передано в экспедицию
06.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее