Дело № 2-1-1030/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2019 г. г. Ливны Орловская область
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего - судьи Савченковой Н.Н.,
при секретаре Астаховой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Павлова А.П. к Федеральному Казенному учреждению Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Павлов А.П., отбывающий наказание в виде лишения свободы в Федеральном Казенном учреждении Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области), обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что 14.02.2019 был незаконно водворен в помещение камерного типа (далее ПКТ). Данное дисциплинарное взыскание было отменено, признано незаконным 25.03.2019 Ливенским районным судом Орловской области.
Просил взыскать с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области в счет компенсации морального вреда 500000рублей.
В судебном заседании Павлов А.П. заявленные исковые требования поддержал, пояснив, что в период с 14.02.2019 по 23.05.2019 незаконно находился в помещении камерного типа, в связи с чем имел ряд ограничений. отличных от отбывания наказания в строгих условиях.
Представитель ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области, соответчика ФСИН России Скуридин А.В. в судебном заседании исковые требования Павлова А.П. не признал, просил отказать в их удовлетворении по тем основаниям, что в настоящее время судебное постановление об отмене взыскания от 14.02.2019 подлежит оспариванию. Кроме того, полагал, что истец не доказал факт причинения ему физических и нравственных страданий при переводе его в ПКТ.
Заслушав объяснения лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Из материалов дела следует, что осужденный Павлов А.П. отбывает наказание по приговору Северного районного суда г.Орла от 26.10.2012 в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области с 06.02.2013. С 23.09.2016 осужденный Павлов А.П. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания за совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, за каждое из этих нарушений он был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной изолятор, решением административной комиссии учреждения от 28.09.2016 переведен в строгие условия отбывания наказания.
Постановлением начальника ФКУ ИК-2 от 14.02.2019,осужденный Павлов А.П. переведен в помещение камерного типа (ПКТ) сроком на 6 месяцев с выводом на работу. Основанием к применению данной меры взыскания послужило то, что 05.02.2019 в 20 часов 54 минуты в результате видео наблюдения за камерой № ЕПКТ, Павлов А.П. допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившегося в приведении камеры видеонаблюдения в нерабочее состояние, зановешивании объектива видеокамеры бумагой, о чем отказался дать письменные объяснения.
В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Ливенского районного суда Орловской области от 25.03.2019, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 23.05.2019, признано незаконным постановление начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области от 14.02.2019, о переводе Павлова А.П. в помещение камерного типа сроком на 6 месяцев с выводом на работу.
Павлов А.П. содержался в ПКТ с 14.02.2019 до 23.05.2019, вследствие чего истец полагал, что ему причинены физические и нравственные страдания, поскольку при содержании в помещении камерного типа он претерпел многочисленные лишения условий содержания, а именно курил только в определенное время, не мог пользоваться бытовой техникой, большую часть времени находился один в замкнутом пространстве.
На основании ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2004 № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права.
Перечень нравственных страданий, являющихся основанием для реализации права на компенсацию морального вреда, не является исчерпывающим.
Согласно ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Не признавая исковые требования представитель ответчика, соответчика Скуридин А.В. указал на то, что осужденный Павлов А.П. является злостным нарушителем, с 2016 года переведен на строгие условия отбывания наказания, в настоящее время отбывает наказание в помещении камерного типа, в связи с чем осужденный не претерпел никаких нравственных страданий.
Суд не может согласиться с данной позицией представителя ответчика, соответчика, поскольку пребывание в помещении камерного типа связано с сокращением прав осужденного, что само по себе нарушает его охраняемые законом личные неимущественные права.
Согласно пунктам 156, 157, 164, 168 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. № 295 осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, курение разрешается в период прогулки, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, нижнего белья по сезону и носков установленного образца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, предметов личной гигиены, тапочек, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Средства индивидуальной гигиены, одноразовые бритвы, посуда для приема пищи (за исключением кружек) и сигареты хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах только на определенное распорядком дня время. Осужденные, содержащиеся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и в одиночных камерах, при передвижении за пределами камер держат руки за спиной. При каждом выводе осужденных из камеры производится их личный обыск, а обыскиваемый становится лицом к стене, упираясь в стену вытянутыми руками, ноги ставятся на ширину плеч. Осужденным, содержащимся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, запрещается: без разрешения администрации ИУ выходить из камер и других помещений ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камер; вести переговоры, осуществлять передачу каких-либо предметов лицам, содержащимся в других камерах или иных помещениях ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камер, перестукиваться или переписываться с ними; использовать не по назначению камерное оборудование и уборочный инвентарь; вмешиваться в работу электро-, сантехнического оборудования, без разрешения администрации ИУ производить ремонт сантехники или регулировку освещения в камере; засорять санузлы в камерах; снимать со стен камер информацию об основных правах и обязанностях осужденных в ИУ, особенностях их содержания в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах; вызывать ложное срабатывание средств тревожной сигнализации; выбрасывать либо принимать что-либо из окон камер, высовываться в форточку, подходить вплотную к смотровому глазку камерной двери, закрывать смотровой глазок; заклеивать объективы камер видеонаблюдения или иным способом приводить их в нерабочее состояние; открывать форточку для приема пищи в камерной двери.
Вместе с тем для осужденных отбывающих наказание в строгих условиях, указанные выше ограничения не предусмотрены главой ХХ11 (п.п.145-149) Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, наоборот запираемые помещения, в которых содержатся осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, оборудуются комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях. В дневное время осужденные находятся в помещениях, раздельных от спальных помещений.
Таким образом, в связи с необоснованным содержанием истца в оспариваемый период в помещении камерного типа, то есть в более строгих условиях отбывания наказания, чем строгие условия отбывания, истцу были причинены нравственные страдания, поскольку он был ограничен в части прав и свобод, на него были наложены определенные ограничения хозяйственно-бытового характера.
Учитывая противоправность действий ответчика по водворению истца в ПКТ, что установлено судебным постановлением, наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненными истцу нравственных и физических страданий, вызванных водворением в ПКТ, а именно изменением условий отбывания, их ужесточения, суд находит требование Павлова А.П. о компенсации ему морального вреда обоснованным, подлежащим удовлетворению, поскольку он был ограничен в части прав и свобод в период пребывая в помещении камерного типа, о чем указано выше.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает конкретные обстоятельств дела, согласно которым основанием к отмене меры указанной выше меры взыскания в отношении осужденного Павлова А.П., послужило нарушение ответчиком процедуры его наложения, требований ст.117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, поведение осужденного, являющегося злостным нарушителем установленного порядка отбывания и переведенного на строгие условия отбывания с 2016, и, исходя из требований разумности и справедливости находит ее равной 3000рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Павлова А.П. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Павлова А.П. компенсацию морального вреда в размере 3000 (три тысячи) рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Ливенский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение будет составлено 09.07.2019.
Судья