В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-2136/2021
УИД 36 RS0009-01-2020-000658-13
Строка № 123 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 апреля 2021 г. г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Глазовой Н.В.,
судей Кузнецовой Л.В., Храпина Ю.В.,
при секретаре Попове И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Глазовой Н.В.
гражданское дело № 2-4/2021 по иску администрации Богучарского муниципального района Воронежской области к Буслову ФИО15 и Бусловой ФИО16 о возложении обязанности возвратить денежные средства по социальной выплате,
по апелляционной жалобе администрации Богучарского муниципального района Воронежской области на решение Богучарского районного суда Воронежской области от 13 января 2021 г.
(судья Жуковская Н.Е.)
У С Т А Н О В И Л А:
администрация Богучарского муниципального района Воронежской области обратилась в суд с иском к Буслову С.В. и Бусловой А.А. о возложении обязанности возвратить денежные средства по социальной выплате.
В обоснование иска указывается, что в 2018 году молодой семье Бусловых была предоставлена социальная выплата в размере 478 800 рублей в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения района» муниципальной программы «Экономическое развитие Богучарского муниципального района».
В соответствии с п. 2(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 105 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников.
2
Согласно договору купли-продажи жилого помещения от 13.07.2018 г., семья Бусловых прибрела в соответствии с указанной программой, жилое помещение у Мязиной С.А., которая является родной сестрой Бусловой А.А. Таким образом, молодой семьей было нарушено одно из требований участия в программе предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Письмом от 19.09.2019 № 2215 администрация Богучарского муниципального района предложила молодой семье Бусловых в месячный срок возвратить денежные средства по социальной выплате, ответчики денежные средства не возвратили.
На основании изложенного, истец просил суд обязать Буслова С.В. и Буслову А.А. возвратить денежные средства в сумме 478 800 рублей по социальной выплате администрации Богучарского муниципального района <адрес> на расчетный счет №, отделение Воронеж, <адрес>, <данные изъяты> <данные изъяты>, получатель: УФК по <адрес> (отдел по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Богучарского муниципального района <адрес>, <данные изъяты>) (л.д. 4-7).
Решением Богучарского районного суда Воронежской области от 13 января 2021 г. суд постановил: «Администрации Богучарского муниципального района <адрес> в удовлетворении исковых требований к Буслову ФИО18 и Бусловой ФИО17 о возложении обязанности
возвратить денежные средства по социальной выплате в сумме 478 800
рублей на расчетный счет №, отделение Воронеж, г.
Воронеж, <данные изъяты><данные изъяты>, получатель: УФК по <адрес> (отдел по экономике,
управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям
администрации Богучарского муниципального района <адрес>,
<данные изъяты>), отказать» (л.д. 75-79).
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, как незаконное и необоснованное. Считает, что суд первой инстанции не учел тот факт, что жилье было приобретено у близкого родственника (л.д. 83-87).
Ответчик Буслова А.А. направила в суд письменные возражения на доводы апелляционной жалобы (л.д. 96).
В суде апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Козлов Д.В. поддержал апелляционную жалобу, по изложенным в ней доводам.
3
Буслова А.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, возражений на нее, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу, что таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации Залиманского сельского поселения Богучарского муниципального района от 11.12.2009 № 98 молодая семья Бусловых была признана нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением администрации Залиманского сельского поселения Богучарского муниципального района от 14.12.2009 № 99 молодая семья Бусловых была включена в сводный список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг.
В 2018 году молодой семье Бусловых была предоставлена социальная выплата в размере 478 800 рублей в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения района» муниципальной программы «Экономическое развитие Богучарского муниципального района».
В соответствии с п. 2(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников.
4
Согласно договору купли-продажи жилого помещения от 13.07.2018 г., семья Бусловых прибрела в соответствии с указанной программой жилое помещение у Мязиной С.А., которая является родной сестрой Бусловой А.А.
Письмом от 19.09.2019 № 2215 администрация Богучарского муниципального района предложила молодой семье Бусловых в месячный срок возвратить денежные средства по социальной выплате, ответчики денежные средства не возвратили.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при реализации семьей Бусловых права на получение социальной выплаты, истец ни на одной стадии проверок предоставленных документов не отказал Бусловым в реализации их права путем приобретения квартиры, полагая все законные требования соблюденными. Социальная выплата была получена семьей Бусловых на основании действовавших нормативно-правовых актов, в том числе, актов органа местного самоуправления - постановления администрации Богучарского муниципального района № 421 от 06.06.2018, свидетельства № 437 от 11.05.2018.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в деле, а также сделан при правильном применении норм материального права.
Суд верно исходил из того, что согласно пункту 4 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению № 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия ведомственной целевой программы, осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в мероприятии ведомственной целевой программы (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Согласно п. 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», орган местного самоуправления организует работу по проверке
5
сведений, содержащихся в предоставленных документах, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов, принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы. О принятом решении молодая семья письменно или в электронной форме посредством Единого портала уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
Согласно п. 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из перечисленных правовых норм вытекает, что обязанность по проверке документов возложена на орган местного самоуправления и предполагает возможность отказа в предоставлении выплаты при выявлении им каких-либо несоответствий.
Согласно п. 33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 31 настоящих Правил. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 31 настоящих Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 настоящих Правил.
Согласно п. 47 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение
6
доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», орган местного самоуправления в течение 14 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет, проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, при условии соответствия представленных документов настоящим Правилам. При несоответствии заявки данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты либо при несоответствии представленных документов настоящим Правилам, перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.
Согласно п. 50 указанных Правил, социальная выплата считается предоставленной участнику мероприятия ведомственной целевой программы, со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.
Руководствуясь вышеперечисленными норма права, исходя из фактических обстоятельств дела, отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что социальная выплата была получена семьей Бусловых на основании действовавших нормативно-правовых актов, в том числе, актов органа местного самоуправления - постановления администрации Богучарского муниципального района № 421 от 06.06.2018, свидетельства № 437 от 11.05.2018.
Суд верно указал решении, что право на участие семьи Бусловых в программе не оспаривалось истцом на всех стадиях участия. Соблюдение указанного положения путем проверки предоставленных документов законом возложено на истца. При этом действия истца были направлены на реализацию прав Бусловых по участию в программе. Внесение изменений в подзаконные акты, регулирующие порядок предоставления социальной выплаты, не повлекло отказа истца в её предоставлении.
Доводы апелляционной жалобы, о том, что суд первой инстанции не учел тот факт, что жилье было приобретено у близкого родственника, не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения, поскольку данные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Отклоняя их, суд верно исходил из того, что постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 была утверждена Федеральная
7
целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы. В ее состав была включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. №609 (начало действия редакции - 3 июня 2017 г.) Правила дополнены пунктом 2 (1), согласно которому социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
По смыслу Конституции Российской Федерации общим правилом для всех отраслей права является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, в части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Аналогичные положения закреплены в статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из статьи 1 (часть 1), статей 2, 18, 54 (часть 1), статьи 55 (части 2 и 3) и статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, суд правильно указал в решении, что положения пункта 2 (1) Правил на ответчиков не распространяются, поскольку семья ответчиков приобрела право на получение субсидии и стала участником федеральной целевой программы до внесения изменений в Правила, ограничивающие возможность использования социальной выплаты на приобретение жилого помещения у близких родственников.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность
8
судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущены, постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе - несостоятельными.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется. Нарушений, установленных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Богучарского районного суда Воронежской области от 13 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Богучарского муниципального района Воронежской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии