25RS0006-01-2019-001297-66
А П Р Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е19 февраля 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе
председательствующего судьи Поминова А.А.
судей Судницыной С.П. и Украинцевой С.Н.
при секретаре Оленевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чальцева Н.А., Чальцевой В.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чальцева К.Н., Чальцевой А.Н., к Управлению Росреестра по Приморскому краю об оспаривании решения о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации жилого дома по апелляционной жалобе административных истцов на решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 10 декабря 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по Приморскому краю Масляковой Т.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
административные истцы обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным решение Арсеньевского территориального отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений, касающихся жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Требования мотивированы тем, что в 2017 году они с использованием средств материнского капитала приобрели жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. При оформлении сделки было заключено соглашение об установлении (определении) долей в праве собственности на дом и земельный участок по 1/4 каждому собственнику. В 2019 году на данном земельном участке построен еще один жилой дом, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в управление архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа были направлены уведомления об окончании строительства жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа составлено уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, построенному дому присвоен почтовый адрес: <адрес>, которое без уведомления административных истцов было направлено в Арсеньевский территориальный отдел Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю в Арсеньевский территориальный отдел Управления Росреестра по Приморскому краю для внесения сведений о построенном доме в ЕГРН.
Несмотря на то, что в представленном на регистрацию администрацией Арсьеньевского городского округа пакете документов отсутствовало соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на новый дом, государственный регистратор принял решение о внесении в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, самостоятельно определив доли в праве вновь возведенный объект.
Считают решение о внесении сведений в ЕГРН касающиеся жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> незаконным, поскольку данное решение было принято без их уведомления, на основании соглашения об установлении (определении) долей в праве собственности на другой жилой дом, приобретенный ими с использованием материнского капитала.
В судебном заседании административные истцы поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Росреестра по Приморскому краю, в качестве заинтересованного лица – администрация Арсеньевского городского округа.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на иск указал, что в Управление с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации в отношении спорного объекта обратился представитель органа государственной власти – администрация Арсеньевского городского округа. Основанием для проведения государственной регистрации послужили: соглашение об установлении (определении) долей в праве собственности на жилое помещение (жилой дом), приобретенного с использованием средств материнского капитала и земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенное нотариусом АНО, реестровый номер № и договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для приостановления государственной регистрации спорного объекта недвижимости у государственного регистратора не имелось. Считает, что отсутствуют как процессуальные, так и материальные основания для удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица администрации Арсеньевского городского округа в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, по существу заявленных требований не возражал.
Судом вынесено указанное выше решение, на которое административными истцами подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Исходя из пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (пункта 2 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С 4 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 340-ФЗ), которым введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Так, согласно части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). К уведомлению об окончании строительства должно быть приложено, в том числе, заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Отсутствие в уведомлении об окончании строительства документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи является основанием для возращения застройщику уведомления об окончании строительства и прилагаемых к нему документов без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным застройщику (часть 17 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 340-ФЗ в Федеральный закон № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет созданных объектов индивидуального жилищного строительства и государственная регистрация прав на них должны осуществляться одновременно на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Заявление указанными органами подается в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства в электронном виде, к заявлению должны прилагаться:
уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
представленный застройщиком технический план;
в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, также заключенное между правообладателями такого земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом.
В случае ненаправления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно. При этом уведомление, технический план, соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности запрашиваются органом регистрации прав у таких органа государственной власти или органа местного самоуправления по правилам, предусмотренным частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона (часть 1.2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Как следует из материалов дела, административные истцы на основании договора купли-продажи объекта индивидуального жилищного строительства с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения об определении долей в праве собственности на жилое помещение приобретенное с использованием средств материнского капитала от ДД.ММ.ГГГГ, являются долевыми собственниками жилого дома и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (по 1/4 доли у каждого).
ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа приняло решение о соответствии построенного в границах земельного участка №, объекта индивидуального жилищного строительства (почтовый адрес: <адрес>) требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Приморскому краю поступило заявление администрации Арсеньевского городского округа № по Приморскому краю об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации в отношении спорного объекта. К заявлению были приложены распоряжение врио главы администрации Арсеньевского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении почтового адреса»; уведомление о соответствии от ДД.ММ.ГГГГ №; уведомления от всех собственников земельного участка об окончании строительства от ДД.ММ.ГГГГ, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно отзыву Управления Росреестра по Приморскому краю на административный иск, в ходе правовой экспертизы представленных документов установлено, что по сведения ЕГРН на земельный участок, расположенный под спорным объектом недвижимости, право долевой собственности ( по 1/4 доли) за административными истцами зарегистрировано на основании соглашения (определения) долей в праве собственности на жилой дом и земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом, реестровый номер №.
ДД.ММ.ГГГГ регистрирующий орган произвел государственный кадастровый учет объекта, а ДД.ММ.ГГГГ государственную регистрацию права на вновь возведенный объект недвижимости – общедолевая собственность, доля в праве 1/4 у каждого административного истца.
Административные истцы, полагая, что указанные действия государственного регистратора не соответствуют закону и нарушают их права, обратились в суд с настоящим заявлением.
Отказывая административным истцам в удовлетворении требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку право долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № не прекращено, право собственности на созданный на данном земельном объект подлежит регистрации в общей долевой собственности, что, по мнению суда, прямо следует из положений статьи 219 Гражданского кодекса РФ.
Между тем судом не учтено следующее.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26, статьи 27 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается (при неустранении причин приостановления - отказывается в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав) по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, в силу императивных требований части 1.2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация на спорный объект недвижимости могла быть произведена только при наличии заключенного между правообладателями земельного участка соглашения об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный объект индивидуального жилищного строительства.
Государственная регистрация прав административных истцов в иных, чем определили сами собственники земельного участка, долях, не соответствует требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и нарушает права административных истцов на самостоятельное определение режима собственности на новый жилой дом.
Административным ответчиком не приведено каких-либо обстоятельств, а также правовых норм позволяющих в данной ситуации государственному регистратору самостоятельно определить доли в праве на объект недвижимости.
При этом судебная коллегия не может согласиться с утверждением административного ответчика, с которым согласился суд первой инстанции, о том, что у долевых собственников земельного участка, на котором возведен новый жилой дом, возникает право на данный объект исключительно в тех же долях как и на земельный участок, поскольку из положений Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ такое правило не следует.
На основании изложенного, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене на основании пунктов 2, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 10 декабря 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Чальцева К.Н., Чальцевой В.А., действующих в интересах себя и своих несовершеннолетних детей - Чальцева К.Н., Чальцевой А.Н., удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении объекта недвижимого имущества: жилой дом, площадью 187,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.
Обязать Управление Росреестра по Приморскому краю устранить допущенное нарушение в течение 30 дней.
Председательствующий
Судьи