Дело №12-3/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Буйнакск 13 января 2021
Судья Буйнакского городского суда Республики Дагестан Амирханов Р.А., рассмотрев жалобу главы городского округа «город Буйнакск» Нургудаева И.А., на постановление о назначении административного наказания от 05 ноября 2020г. №02-09-31/1/2020/275, вынесенное в отношении Администрации городского округа «город Буйнакск» по делу об административном правонарушении, предусмотренное ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО Халалмагомедовым Р.М., удостоверение №7821 от 02.12.2019г., Администрация городского округа «город Буйнакск» (далее Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Глава городского округа «город Буйнакск» Нургудаев И.А. подал жалобу на выше указанное постановление о назначении административного наказания от 05 ноября 2020г. №02-09-31/1/2020/275 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО Халалмагомедова Р.М.
В жалобе глава ГО «город Буйнакск» просит постановление отменить и прекратить дело об административном правонарушении в отношении Администрации городского округа «город Буйнакск», мотивируя тем, что, 1 февраля 2016 года было заключено концессионное соглашение №072/2016 о формировании объекта коммунальной инфраструктуры- полигон твердых бытовых отходов на территории городского округа «город Буйнакск» между муниципальным казенным учреждением «Управление жилищно- коммунального хозяйства г. Буйнакска» (далее МКУ «УЖКХ г Буйнакска» или Концендент) и обществом с ограниченной ответственностью «РОСЭКО» (далее –ООО «РОСЭКО» или Концессионер) по условиям которого: п. 1.1 Концессионер обязуется за свой счет создать недвижимое имущество, состав и описание которого приведены в разделе 11 настоящего Соглашения (далее- Объект Соглашения), право собственности на которое будет принадлежать Концеденту, и осуществлять деятельность по- внедрению технологии временного хранения отходов, отвечающую современным требованиям природоохранного законодательства;- достижению установленных нормативов по временному хранению отходов;- предотвращению загрязнения окружающей среды и попадания загрязненных вод в водную систему; использовать Объект соглашения с соблюдением требований Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и иных нормативных документов в области экологии и охраны окружающей среды, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящем Соглашением, права владения и пользования Объектом для осуществления указанной деятельности.
Согласно раздела 11 данного концессионного соглашения п. 2.1.1. Объектом концессионного соглашения является формирование объекта коммунальной инфрастуктуры- полигон твердых бытовых отходов на территории городского округа «город Буйнакск», предназначенный для временного хранения отходов суммарным объектом 103,7 тыс. тонн в год, расположенный в северо- западной окраине г. Буйнакска на земельном участке площадью 40397,78 м.2 с кадастровым номером 05:44:000009:414. Согласно сведениям содержащимся в ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «РОСЭКО» значится- сбор отходов. Дополнительными являются также сбор, утилизация, переработка отходов. Считает, что именно Концессионер осуществлял деятельность связанную с сбором и складированием твердых бытовых отходов на данном земельном участке.
Просил постановление по делу об административном правонарушении отменить как незаконное и производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ административным правонарушением признается уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В силу ч.1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7 –ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.
В соответствии со ст. 75 вышеуказанного закона за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Руководителя межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродонадзора) №703 от 4 сентября 2020 года «О проведении рейдового осмотра земельного участка, расположенного в Буйнакском кадастровом квартале 05:44:000044 проведена рейдовая проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории городского округа «город Буйнакск».
В ходе проверки установлено, что при визуальном обследовании места расположения навалов твердых коммунальных отходов и отходов производства и потребления установлено, что на почве размещены следующие виды отхода: стекло, полиэтилен, пластмасса, резина, каучук, древесина, бумага, картон, железо металлическое, пищевые отходы, ткань, текстиль, алюминий, земля, песок и т.д.
При проведении осмотра место расположения твердых коммунальных отходов проводился отбор пробы отходов для определения класса опасности и осуществлен отбор почвы и фонового показателя почвы, с целью определения наличия или отсутствия загрязнения почв.
Основанием для привлечения Администрации к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы о том, что в ходе проведения плановой выездной проверки выявлено нарушение требований земельного законодательства, выразившееся в несанкционированном размещении отходов производства и потребления на земельных участках в границах кадастрового квартала №, расположенного в границах административной территории ГО «город Буйнакск», площадь места размещения отходов производства и потребления составляет48663,69 кв.м (4,87га).
Однако такие выводы нельзя признать верными в силу следующего.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, образуют действия (бездействия), состоящие в нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, повлекшие уничтожение плодородного слоя почвы, либо порчу земель. Наступления последствия в виде уничтожения плодородного слоя почвы, либо порчи земель является обязательным элементом объективной стороны.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ наступает при наличии последствий в виде уничтожения плодородного слоя почвы, либо порчи земель. Данный факт подлежит доказыванию по делу об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении № 02-09-31/1/2020 от 12 октября 2020, а также в акте поверки от 08 сентября 2020г. указано, что земельный участок в пределах кадастрового квартала номером №, загрязнен и захламлен отходами производства и потребления, вследствие образования несанкционированной свалки.
Загрязнение и захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения отходами производства и потребления само по себе не является фактом уничтожения плодородного слоя почвы, либо порчи земель.
Имеющиеся в материалах дела обмер площади земельного участка от 08 сентября 2020г., фотоматериалы, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного нарушения, земельного законодательства данный факт также не подтверждают.
Кроме того, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, состоит в нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Таким образом норма носит бланкетный характер и отсылает к правилам обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Вместе с тем, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении не указано, какие именно правила и в части каких требований нарушила Администрация, », указано на нарушение ст. ст. 12, 13.4 п.1, ФЗ №89 «Об отходах производства», ст. 51 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды».
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Вместе с тем, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Вынесенные по делу акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу – прекращению за отсутствием состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу главы городского округа «город Буйнакск» Нургудаева И.А. удовлетворить.
Постановление о назначении административного наказания от 05 ноября 2020г. №02-09-31/1/2020/275 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО Халалмагомедова Р.М., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Судья Р.А. Амирханов