Решение по делу № 33-7328/2023 от 11.07.2023

Судья суда 1-ой инстанции Дело № 33-7328/2023
Кундикова Ю.В. УИД 91RS0003-01-2022-005082-72

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 7 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи –судей – Корбута А.О.,Балема Т.Г.,Хмарук Н.С.,
при секретаре – Мусийчук В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> на решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

        установила:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым с исковым заявлением к ГУ-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия.

Иковые требования мотивированы тем, что истец является гражданином Российской Федерации, в период с ДД.ММ.ГГГГ и на день обращения в суд с настоящим иском замещает должности гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Вооруженных Сил Российской Федерации, а именно: в войсковой части , в войсковой части и в войсковой части .

Истец отмечала, что указанные войсковые части Черноморского флота Российской Федерации были дислоцированы в периоды работы истца на территории Украины и в <адрес>, сведения о работе в спорные периоды содержатся в трудовой книжке, а также подтверждаются архивными справками.

Истец указыала, что паспорт гражданина Российской Федерации ей выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделом внутренних дел <адрес> УВД <адрес>а <адрес>, где она была зарегистрирована.

В городе Феодосия истец зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец отмечала, что является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, размер которой определен без применения расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента к периодам работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в орган пенсионного обеспечения о перерасчете страховой пенсии по старости. Решением Госудасртенного учрежедения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Репсублике Крым от ДД.ММ.ГГГГ в проведении перерасчета пенсии ФИО1 отказано.

С данным решением истец не согласна, так как в период действия законодательства Украины на территории Республики Крым она работала по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины и Республики Крым, с ДД.ММ.ГГГГ является застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования.

Уточнив исковые требования, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просила:

- признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ Отдела установления пенсий Управления установления пенсий ГУ-ОПФР по РК об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

- признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дислоцированных на территории Украины, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым, с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с исчислением размера пенсии с учетом как поступивших страховых взносов на ее индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) ФИО1 за периоды ее работы до ДД.ММ.ГГГГ в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации и индексации расчета пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2004-2014 года на величину коэффициентов индексации, определенных Постановлениями Правительства Российской Федерации;

- обязать произвести выплату ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежной суммы в объеме пенсионных выплат с даты возникновения права на назначение (установление) страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.

Протокольным определением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым его правопреемником - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исквоые требования ФИО1 удовлетворены.

Суд признал незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости ФИО1

Суд признал за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дислоцированных на территории Украины, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым, с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости - с ДД.ММ.ГГГГ.

Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на ее индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) ФИО1 за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с учетом индексации расчетного пенсионного капитала, обязать произвести выплату ФИО1 денежной суммы в объеме пенсионных выплат с даты возникновения права на назначение (установление) страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Не огласившись с вышеуказанным решением суда, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к мотивам, изложенным в отказном решении органа пенсионного обеспечения и его письменных возражениях, предоставленных суду первой инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобу, просил оставить ее без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

С учетом приведенных обстоятельств, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при указанной явке.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении дела допущены не были.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом первой инстанции установлено, а материалами дела подтверждено, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, является гражданкой Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ истец документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии , выданным Отделом внутренних дел <адрес> УВД <адрес>а <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 6, т.-1).

Как следует из свидетельства о регистрации по месту пребывания УФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 7).

Согласно данным трудовой книжки АТ-II , дата заполнения – ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выполняла работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковой части Черноморского флота Российской Федерации.

Указанная войсковая часть Черноморского флота Российской Федерации в период работы истца была дислоцирована на территории иностранного государства Украина.

Согласно архивной справке архивного отдела Центрального архива на Черноморском флоте от ДД.ММ.ГГГГ п, по документальным материалам архивного отдела (на Черноморском флоте) филиала ЦА МО РФ, касающихся работы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в войсковых частях , значится: приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ – с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность оператора РТС ИП-4 23 отдела 2 управления; приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ – с 31 авуста 212 года уволена по п. 5 ст. 36 КЗоТ Украины в порядке перевода в войсковую часть (л.д. 10, т.-1).

С ДД.ММ.ГГГГ ГУ-Управление ПФР в <адрес> РК (межрайонное) истцу назначена страховая пенсия по старости, с указанием суммы страховых взносов 0,00.

Решением отдела установления пенсий Управления установления пенсий ГУ-ОПФР по РК от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в перерасчете страховой пенсии по стажу в соответствии со ст. 23 Федерального Закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях», с учетом норм Федерального закона № 208-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и <адрес> значения Севастополя» за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанные периоды работы ФИО1 уже учтены в страховой стаж при назначении стразовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ.

Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к верному выводу о том, что период работы истца гражданки Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории государства Украина, должны быть учтены в страховом стаже истца с признанием права заявителя на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, включенных в страховой стаж.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, считает их обоснованными, сделанными с учетом фактических обстоятельств дела и при правильном применении норм процессуального и материального права.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования.

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).

В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом федеральном законе, в частности предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного федерального закона).

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).

Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Частью 1 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

На основании пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется, в том числе, и исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 10 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 3 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к застрахованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.

Судом установлено, что истец с 5 января 2004 года по 17 марта 2014 года работала по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории иностранного государства - Украины.

Для лиц, работающих по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, работодателями являются такие учреждения, организации и войсковые части.

Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По смыслу части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, возлагается исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются.

Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (абзацы третий и четвертый пункта 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П «По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», далее - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П).

Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части названного определения указал, что пункт 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П).

Абзацем первым пункта 2 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П федеральному законодателю в целях обеспечения права застрахованных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части данного определения, на пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе определить источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.

29 декабря 2009 года Правительством Российской Федерации было издано постановление № 1097 «Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097), которым было установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац первый пункта 1 названного постановления. Данное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 года № 65).

Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097).

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097 постановку на учет организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учета (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.

На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до 30 января 2010 года воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учет в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097).

Исходя из приведенного правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме.

Суд первой инстанции применил к спорным отношениям нормативные положения, регулирующие вопросы социального обеспечения по возрасту, обязательного пенсионного страхования, выплаты страховых пенсий по старости и их размера во взаимосвязи с нормами законодательства об особенностях труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, и об особенностях постановки таких учреждений, организаций и воинских формирований, дислоцированных за пределами Российской Федерации, на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала.

Отказывая в удовлетворении заявления истца о перерасчете размера пенсии, по мнению судебной коллегии, органом пенсионного обеспечения оставлено без внимания, что истец является гражданином Российской Федерации, в период с 5 января 2004 года по 17 марта 2014 года работала по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины и Республики Крым (субъекта Российской Федерации с 18 марта 2014 года), являлся застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, следовательно, ей гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам ее труда.

Неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на финансирование пенсии истца, которая по трудовым договорам была занята на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранного государства (Украина) и на территории Республики Крым (субъекта Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ), не может препятствовать реализации ею права на получение пенсионного обеспечения в полном объеме, что не было учтено органом пенсионного обеспечения.

Заявитель не может быть лишена гарантированного государством права на получение пенсии по старости в установленном законом размере. Иное приводило бы к необоснованным различиям в условиях приобретения пенсионных прав граждан, относящихся к одной и той же категории (граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, и граждан Российской Федерации, осуществляющих такую трудовую деятельность на территории Российской Федерации), и искажало бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение по старости.

На недопустимость подобных различий в правах граждан, находящихся в одинаковых или сходных ситуациях, обращено внимание и в пункте 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, а именно что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращенный к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2022 года № 117-КГ22-4-К4.

Оценивая доводы ответчика, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец, будучи гражданином Российской Федерации, в период с 5 января 2004 года по 17 марта 2014 года добросовестно выполняла работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях и организациях Черноморского флота, постоянно дислоцированных в АР Крым, и являлась лицом, на которого распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В случае надлежащего исполнения работодателями своих обязательств по уплате за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации истец являлась бы получателем страховой пенсии по старости в большем размере, чем ей в настоящее время назначено ответчиком.

С учетом изложенного, судом первой инстанции разрешены исковые требования ФИО1 исходя из норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, вывод суда о наличии оснований для перерасчета размера назначенной истцу пенсии с учетом периодов его работы следует признать правомерным.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований к возложению на орган пенсионного обеспечения обязанности принять для расчета страховой пенсии по старости истцу вышеуказанные периоды трудоустройства с учетом данных ИПК, а также обязать произвести повторно расчет страховой пенсии по старости истцу с учетом указанных сведений с момента возникновения соответствующего права.

Суд также обоснованно пришел к выводу о необходимости признания незаконным решения ответчика, фактически сводящегося к отказу в реализации социальных прав.

Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного акта, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, не дают оснований для вывода о неполном исследовании обстоятельств дела, и их неправильной оценки, и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения судом первой инстанции не допущено, обжалуемое решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности, в силу чего оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий

Судьи

33-7328/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Владимирова Наталья Ивановна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым
Другие
Куревлев Олег Глебович
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Корбут Алексей Олегович
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
11.07.2023Передача дела судье
31.08.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2023Передано в экспедицию
07.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее