Дело № 2-2385\2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 августа 2018 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Зарецкой Т.В.,
при секретаре Овечкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бахтина С.С. к КГКУ «Региональное жилищное управление» о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с настоящим иском, просил обязать ответчика предоставить по договору найма специализированного жилого фонда благоустроенное жилое помещение в городе Барнауле Алтайского края общей площадью менее 33 квадратных метров, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров
В обоснование иска указывал, что с ДД.ММ.ГГГГ истец находился на государственном обеспечении в детском доме Калманского района, с ДД.ММ.ГГГГ переведен в Волчихинский детский дом Алтайского края. Решением Калманского районного суда Алтайсмкого края от ДД.ММ.ГГГГ и решением Калманского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители были признаны безвестно отсутствующими.
Постановлением № администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на регистрационный учет на предоставление жилья, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
После окончания обучения в детском доме с ДД.ММ.ГГГГ истец продолжил обучение в «Алтайском колледже информационных технологий» в г. Барнауле, сохраняя статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до ДД.ММ.ГГГГ. Во время обучения в колледже истец проживал на съемной квартире по адресу: <адрес>
В ДД.ММ.ГГГГ Бахтин А.А. обратился в администрацию Октябрьского района г. Барнаула, по месту фактического проживания, с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения. В принятии заявления ему было отказано из-за отсутствия регистрации по фактическому месту жительства. В ДД.ММ.ГГГГ Бахтин С.С. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, после чего документы истца были утрачены до ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства с заявлением о предоставлении жилого помещения – в принятии заявления истцу было отказано, в связи с достижением им возраста 23 лет.
В ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, с заявлением о предоставлении жилого помещения, лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, в принятии заявления истцу снова было отказано.
ДД.ММ.ГГГГ истцом, заявление с приложением копий документов, было направлено в адрес КГКУ «Региональное жилищное управление», на что получен письменный отказ по указанным выше основаниям.
Согласно представленным документам, истец жилых помещений в собственности не имеет, согласно справке Комитета по образованию, закрепленной жилой площади за Бахтиным С.С. не числиться. В городе Барнауле истец постоянно проживает в течении <данные изъяты>
В судебном заседании истец и его представитель на иске настаивали по изложенным основаниям.
Ответчик в лице представителей по доверенности Пшенициной Т.О., Смольяковой О.В. просил в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с тем, что истец не включен в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, кроме того Бахтин С.С. достиг возраста 23 лет, а доказательств уважительности пропуска срока обращения им не представлено.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе категориям граждан, нуждающихся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо, окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона).
В соответствии с ч.1 ст. 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС (ред. от 06.07.2016) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, краевым государственным казенным учреждением "Региональное жилищное управление" (далее - уполномоченное краевое учреждение) в порядке, установленном Администрацией Алтайского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
До внесения изменений в настоящий закон уполномоченным органом являлось Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Судом установлено, что решением Калманского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ года мать истца – ФИО ДД.ММ.ГГГГ рождения признана безвестно отсутствующей, отец – ФИО ДД.ММ.ГГГГ рождения решением Калманского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим.
Постановлением администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № Бахтин С.С. поставлен на районный регистрационный учет по получению жилой площади, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № Бахтин С.С. был помещен в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение. Согласно справке Комитета по социальной защите населения отдела по выплате пенсий и пособий от ДД.ММ.ГГГГ № Бахтин С.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником Администрации Краевого социального приюта для детей и подростков «Доверие», ДД.ММ.ГГГГ выбыл в КГОУ «Волчихинский детский дом» на основании путевки от ДД.ММ.ГГГГ № и находился на воспитании до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № после окончания обучения в детском доме с ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия Бахтин С.С. находился на полном государственном обеспечении в КГОУ НПО «Алтайский колледж информационных технологий».
Исходя из представленного в материалах дела договора аренды, с ДД.ММ.ГГГГ Бахтин С.С. проживал в квартире по адресу: <адрес>
Как установлено в судебном заседании в настоящее время Бахтин С.С. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>
Согласно сведениям Росреестра, истец жилых помещений в собственности не имеет.
В материалах дела имеется ответ КГКУ «Региональное жилищное управление» от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение истца по вопросу предоставления ему жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому сведения о Бахтине С.С. в списке отсутствуют. Учетное дело из органов местного самоуправления в Министерство строительства, транспорта, жилищного – коммунального хозяйства Алтайского края и в учреждение не проступало. Однако, как пояснил в судебном заседании истец, личное дело ему было выдано на руки после окончания обучения КГОУ «Волчихинский детский дом».
В исковом заявлении истец указывает, что после ДД.ММ.ГГГГ документы, подтверждающие статус ребенка-сироты были похищены, что препятствовало его обращению с заявлением о включении в список, однако никаких доказательств, подтверждающих данный факт, а также факт обнаружения этих документов в ДД.ММ.ГГГГ истцом суду не представлено. Как и не представлено документов подтверждающих обращение истца с заявлением после обнаружения документов в ДД.ММ.ГГГГ или доказательств невозможности обращения до настоящего времени. Исходя из показаний свидетеля ФИО достоверно не установлено когда, куда и с какой целью обращался истец, какие документы, при этом, им были предоставлены, письменные доказательства в материалах дела отсутствуют.
Как следует из преамбулы ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При таких обстоятельствах, правовых оснований для включения в список для получения во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.
Истец впервые обратился за реализацией своего права на получение жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ в возрасте <данные изъяты>, ранее с заявлениями о постановке на учет за получением жилого помещения в качестве сироты, не обращался, не был признан нуждающимся в предоставлении жилой площади, соответственно истец статус лица, оставшегося без попечения родителей, достигший в настоящее время <данные изъяты>, утратил.
Право на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанными в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшим принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ, то есть на дату вступления Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в силу которых действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Доводы о том, что истец сохранил право на предоставление ему жилого помещения после исполнения <данные изъяты> несостоятелен. Согласно позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади при достижении возраста <данные изъяты> только, если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением указанной категории лиц по договору социального найма, носили заявительный характер и были возможны при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Уважительных причин необращения с заявлением для включения его в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, до достижения возраста 23 лет, истец не предоставил.
Ссылка истца на неоднократные обращения в органы местного самоуправления не подтверждены материалами дела, доказательств хищения документов, подтверждающих статус детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истцом не представлено, как и доказательств их обнаружения, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что до достижения возраста 23 лет Бахтин С.С. мог реализовать свое право на предоставление жилого помещения путем личного обращения.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бахтина С.С. к КГКУ «Региональное жилищное управление» о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Железнодорожный районный суд г. Барнаула.
Судья Т.В. Зарецкая