Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 21 февраля 2019 года
Дзержинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Говорухиной Е.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к СПАО «РЕСО-Гарантия» о взыскании неустойки, убытков и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику СПАО «РЕСО-Гарантия» о взыскании страхового возмещения в виде утраты товарной стоимости, убытков, неустойки и судебных расходов, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобиль марки Шкода Рапид, государственный регистрационный знак В 280 ОК 134, принадлежащий ФИО3 на праве собственности, получил механические повреждения. Поскольку автогражданская ответственность потерпевшего застрахована в СПАО «РЕСО-Гарантия», ФИО3 обратился в СПАО «РЕСО-Гарантия» с заявлением по страховой выплате с приложением всех необходимыми документов.
Однако страховщик выплату страхового возмещения стоимости восстановительного ремонта не произвел, мотивированного отказа в адрес истца не направил.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО3 заключен договор уступки прав требования №.
Истец обратился в СПАО «РЕСО-Гарантия» с письменной досудебной претензией.
ДД.ММ.ГГГГ страховщик произвел выплату страхового возмещения.
Однако, страховщик допустил просрочку выполнения обязательств на 9 дней. Сумма неустойки за просрочку выплаты страхового возмещения за период с «21» декабря 2017 года (крайняя дата исполнения страховщиком обязательств) по «30» декабря 2017 года (дата исполнения обязательств) составляет в общей сумме 31 307, 97 рублей. Просит суд взыскать с ответчика СПАО «РЕСО-Гарантия» страховое возмещение в виде утраты товарной стоимости в размере 21 750 рублей, неустойку в размере 31 307, 97 рублей, расходы по оплате услуг независимого эксперта в размере 6 000 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей, почтовые расходы в размере 1 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 002 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ от иска ФИО1 к СПАО «РЕСО-гарантия» о взыскании суммы утраты товарной стоимости транспортного средства в размере 21 750 рублей. Производство по делу в указанной части прекращено.
Истец ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении искового заявления в полном объеме.
Представитель истца – ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика СПАО «РЕСО-Гарантия» не явилась, предоставила суду письменные возражения, в которых возражала против заявленных требований, просила отказать в удовлетворении в полном объеме. В случае удовлетворения исковых требований при определении размера неустойки ходатайствовала о применении положений ст. 333 ГК РФ.
Суд, заслушав объяснения истца, представителя истца, проверив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 1 статьи 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Положения ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" закрепляют, что заявление о страховой выплате в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.
Согласно п. 1 ст. 14.1 указанного Закона потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" настоящего пункта; б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 является собственником автомобиля Шкода Рапид, государственный регистрационный знак В 280 ОК 134.
ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобиль марки Шкода Рапид, государственный регистрационный знак В 280 ОК 134 получил механические повреждения, что подтверждается Извещением о ДТП.
Автогражданская ответственность потерпевшего застрахована в СПАО «РЕСО-Гарантия».
ФИО3 обратился в СПАО «РЕСО-Гарантия» с заявлением по страховой выплате с приложением всех необходимыми документов.
Однако страховщик выплату страхового возмещения стоимости восстановительного ремонта не произвел, мотивированного отказа в адрес истца не направил.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО3 заключен договор уступки прав требования №.
В силу норм действующего законодательства предметом договора уступки права требования (цессии) является право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства должника, возникшего из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, предусмотренных гражданским законодательством (часть 2 статьи 307 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права (статья 384 ГК РФ).
Из ст. 382 ГК РФ не следует, что требования, вытекающие из договора страхования, не могут быть переуступлены в порядке, предусмотренном § 1 Главы 24 ГК РФ. Не имеется абсолютного запрета на уступку прав требования, вытекающих из договоров страхования, и в Главе 24 ГК РФ «Страхование».
Таким образом, нормами гражданского законодательства не установлено ограничений для заключения договора уступки права требования.
Напротив, в силу норм главы 24 ГК РФ об уступке требования потерпевший либо страховщик, выплативший ему страховое возмещение в связи с повреждением застрахованного автомобиля, вправе заменить себя на другое лицо на любой стадии исполнения страховщиком причинителя вреда своих обязательств, вытекающих из договора ОСАГО.
В рассматриваемом случае страхователь и выгодоприобретатель являются участниками договора страхования на стороне кредитора, вследствие чего выгодоприобретатель, реализовавший принадлежащее ему право путем подачи заявления страховщику о выплате страхового возмещения, вправе распорядиться причитающейся ему выплатой и уступить право ее требования иному лицу.
Для определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля, истец обратился в ООО «Судэль». Согласно заключению автотехнической экспертизы № утрата товарной стоимости автомобиля Шкода Рапид, государственный регистрационный знак В 280 ОК 134, принадлежащего ФИО3, составила 21 750 рублей. Стоимость услуг автоэкспертного бюро составила 6 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в СПАО «РЕСО-Гарантия» с письменной досудебной претензией.
ДД.ММ.ГГГГ страховщик произвел выплату страхового возмещения в общей сумме 238 619, 20 рублей, а именно 210 869, 12 рублей – сумма страхового возмещения, 21 750 рублей - утрата товарной стоимости, 6 000 рублей - оплата услуг оценщика.
В соответствии с пунктом 21 статьи 12 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» размер неустойки за несоблюдение срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуральной форме определяется в размере 1 процента за каждый день просрочки от суммы страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему по конкретному страховому случаю, за вычетом сумм, выплаченных страховой компанией в добровольном порядке в сроки, установленные статьей 12 Закона.
Неустойка исчисляется со дня, следующего за днем, установленным для принятия решения о выплате страхового возмещения, и до дня фактического исполнения страховщиком обязательства по договору. Вместе с тем, суд считает необходимым произвести расчет неустойки следующим образом:
неустойка за просрочку выплаты страхового возмещения за период с «21» декабря 2017 года (крайняя дата исполнения страховщиком обязательств) по «28» декабря 2017 года (дата исполнения обязательств) составляет 14 760, 83 рублей;
неустойка за просрочку выплаты страхового возмещения в виде утраты товарной стоимости с «21» декабря 2017 года (крайняя дата исполнения страховщиком обязательств) по «28» декабря 2017 года (дата исполнения обязательств) составляет 1 522, 20 рублей, а всего 16 283, 33 рублей.
При этом суд полагает заслуживающим внимания ходатайство ответчика о применении ст. 333 ГК РФ.
В силу положений статьи 333 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не ограничивая сумму устанавливаемых договором неустоек, ГК РФ вместе с тем управомочивает суд устанавливать соразмерные основному долгу их пределы с учетом действительного размера ущерба, причиненного стороне в конкретном договоре. Это является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Необходимо учитывать, что неустойка, как один из способов обеспечения исполнения обязательства, представляет собой меру, влекущую наступление негативных последствий для лица, в отношении которого она применяется, является средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств, но при этом не является основанием для получения коммерческой выгоды. Применение такой меры носит компенсационно-превентивный, а не карательный характер.
Исходя из анализа всех обстоятельств дела и оценки соразмерности заявленной суммы неустойки последствиям нарушения ответчиком обязательства, учитывая компенсационную природу неустойки, возможные финансовые потери для каждой из сторон, длительность неисполнения обязательств страховщиком перед страхователем, принимая во внимание, что подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушенного обязательства, учитывая отсутствие в материалах дела документальных доказательств реально наступивших для истца негативных последствий, вызванных просрочкой исполнения ответчиком своих обязательств по договору страхования, суд считает необходимым уменьшить общий размер неустойки за просрочку исполнения требований потребителя до 10 000 рублей.
Суд полагает, что сумма взысканной неустойки отвечает ее назначению, как меры ответственности, и позволяет соблюсти баланс интересов истца и ответчика, что согласуется с положениями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.
Статья 12 Закона об ОСАГО, которая устанавливает размер и порядок подлежащих возмещению расходов при причинении вреда имуществу потерпевшего, указывает, что стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования (пункт 5 статьи 12 Закона об ОСАГО).
При этом расходы на проведение экспертизы не являются страховым возмещением, поскольку они должны быть понесены при осуществлении страховщиком обычной хозяйственной деятельности. Неисполнение ответчиком обязанности по проведению экспертизы поврежденного транспортного средства и выплате страхового возмещения создало препятствия для реализации потерпевшим его прав и привело к необходимости несения им расходов на проведение такой экспертизы.
Следовательно, стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой должна быть произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком, а не в состав страховой выплаты.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Материалами дела подтверждается и истцом не опровергнуто, что ответчик добровольно в досудебном порядке выплатил истцу возмещение его убытков в виде расходов на оплату услуг независимого оценщика в сумме 6000 рублей.
При таких обстоятельствах, суд отказывает во взыскании убытков в виде расходов на проведение независимой оценки в размере 6 000 рублей.
При разрешении требований истца о взыскании с ответчика в порядке ст.98 ГПК РФ судебных расходов по оплате почтовых услуг, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы представителя, необходимые для исполнения его обязательства по оказанию юридических услуг, в том числе на отправку документов, не подлежат дополнительному возмещению другой стороной спора, поскольку по общему правилу входят в цену оказываемых услуг, если иное не следует из условий договора.
С ответчика в пользу истца подлежат взысканию почтовые расходы в размере 1 000 рублей, признаваемые судом как необходимые и несение которых истцом подтверждено документально.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Судом установлено, что для получения юридической консультации, составления необходимых документов и предоставления своих интересов в суде ФИО1 был вынужден обратиться за юридической помощью.
При определении размера возмещения расходов по оплате услуг представителя суд исходит из следующего:
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от N 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Следовательно, в силу положений ст. 100 ч.1 ГПК РФ, критерий «разумности» возмещения расходов по оплате услуг представителя отнесен к исключительной компетенции суда.
Относительно толкования разумности пределов оплаты помощи представителя, суд исходит из учета конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, сложности категории рассматриваемого спора, длительности рассмотрения дела в суде.
Суд, также, учитывает объем юридической помощи, оказанной истцу, которая состоит, согласно условиям договора, в консультировании заказчика, составлению искового заявления, направления иска в суд, участию в судебных заседаниях.
С учетом требований о разумности и справедливости, суд считает необходимым удовлетворить требования истца, взыскав в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя с СПАО «РЕСО-Гарантия» в пользу истца ФИО1 в размере 5 000 рублей.
Согласно ст. 98 ГПК РФ в связи с удовлетворением исковых требований с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная истцом государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований в сумме 1 139 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к СПАО «РЕСО-Гарантия» о взыскании суммы страхового возмещения, неустойки, убытков и судебных расходов – удовлетворить частично.
Взыскать с СПАО «РЕСО-Гарантия» в пользу ФИО1 неустойку в размере 10 000 рублей, почтовые расходы в размере 1 000 рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 139 рублей.
В остальной части заявленных требований ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.Н. Говорухина